Использование групповых и игровых образовательных технологий на примере обучающей игры "Словознайка"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Макарова Наталья Ивановна

Данная разработка показывает возможность использования игровых образовательных технологий для активизации  мыслительных  процессов у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_v_igrovoy_forme.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА (ПЛАН – КОНСПЕКТ)

учителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. Тольятти

Макаровой Натальи Ивановны.

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: «Правописание безударной гласной в корне слова»

Тип  урока: Обобщающий урок.

Форма организации урока: Игра «Словознайка»

Цели урока:

  1. Отрабатывать умение видеть безударную гласную в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать орфограмму и условия выбора.
  2. Развивать орфографическую зоркость, способствовать развитию устной речи, логического мышления.
  3. Воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством.

Оборудование: ведёрко с капсулами (коробочки от игрушек-сюрпризов), карточки со словами с пропущенными безударными гласными, таблички со словами с орфографическими ошибками, аудиозапись голоса Бабы – Яги, видео кассета с м/ф «Вини – Пух», сигнальные карточки с гласными буквами, картинки – «звёздочки» для выставления баллов.

Ход урока.

1. Слово учителя.

             Сегодня заключительный урок по теме «Правописание безударных гласных в корне». На этом уроке вы покажете, как научились видеть эту орфограмму в словах, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать орфограмму и условия выбора.

А. Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»

Изучение русского языка – это великое дело. На каждом уроке, каждый день мы изучаем великий, могучий русский язык, учимся постигать законы этого великого языка. Один из интересных и в то же время труднейших законов – закон правописания безударных гласных в корне. Наш урок мы проведём в форме игры «Словознайка». В игре принимают участие 3 команды (3 ряда), которые покажут свои знания по теме «Безударные гласные в корне слова».

2. Инструктаж.

Эта игра состоит из пяти геймов. В каждом гейме за правильный ответ ряд получает определённое количество очков. В конце игры мы подведём итоги и определим, какой ряд стал победителем, т. е. Лучшим знатоком темы.

3. Словарная работа.

- Кто знает, что такое «гейм»? Гейм – английское слово, в переводе означает «игра».

4. Оформление записей в тетради.

Итак, откройте тетради, записываем число, классная работа, тема урока: «Правописание безударных гласных в корне»

5. Игра «Словознайка»

1 – й  гейм. «Заморочки из бочки»

Три ученика вытаскивают из ведёрка по капсуле киндер – сюрприза, в каждой лежит карточка со словами:

1 карточка                    2 карточка                    3 карточка            

п_ля                               гр_за                               ст_лы

з_мля                              в_сна                              л_сной   

т_гровый                       гр_бной                          м_ровой

з_л_той                        м_л_дой                           д_р_гой

гр_чи                              с_ды                              ц в_ренье 

Ученик вытаскивает капсулу, открывает её и читает слова. (Эти слова уже написаны на доске тем  же цветом, что и на карточке.) Таким образом представители от каждой команды выбирают задание.

Задание. 1) Запишите в тетради слова в столбик.

                2) Вставьте пропущенную букву.

                3) Запишите проверочные слова.

                4) Обозначьте орфограмму.

Проверка. (С помощью сигнальных карточек)

- Прочитайте первое слово первого ряда, первое слово второго, первое слово третьего ряда.

- Поднимите каждый ту карточку с буквой, которая написана в корне вашего слова.

Все поднимают О, потом Е и т. д. За правильное выполнение задания ряд получает 5 очков.

2–й гейм. «Ты мне – я тебе». (Групповое  задание с последующей проверкой учителем до урока)

- А теперь – нелёгкое задание, но я думаю вы справитесь. Представитель от каждого ряда задает другому ряду теоретический вопрос по теме «Безударные гласные в корне». За грамотный вопрос и ответ ряд получает 2 очка.

(Примерные вопросы:  - Что такое орфограмма?

                                     - Как проверить безударную гласную в корне?

                                     - Какие безударные гласные нуждаются в проверке?

                                     - Как проверить две безударные гласные в корне?

6. Валеопауза с использованием офтольмотренажёра. Смена динамических поз.

3-й гейм. «Тёмная лошадка»

- Ребята, сегодня ко мне на стол попала необычная кассета. К вам за помощью обращается сама Баба –Яга. Послушайте, что она вам скажет, и выполните её задание. (Звучит аудиозапись)

Здорово, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Леший книжку мне читал

И загадку загадал.

Помогите отгадать,

Что это и как писать.

Вот загадочка моя,

Вы послушайте меня.

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь …  отвечают хором дети.   

(Пауза)                  (Тишина)

Но не знаю и иль е 

Написать мне в тишине?  

Вы скорее подскажите,

Без ошибки напишите,

Мне, старухе, объясните.

(пауза)

(Ученики записывают и объясняют тишина – тихо)

Всех я вас благодарю,

По очку я вам дарю.

4-й гейм. Игра- аукцион  «Спешите видеть».

- Давайте посмотрим отрывок из м/ф «Вини-Пух». Но посмотрим внимательно, так как герои этого м/ф предлагают вам своё задание.

- Напишите в тетради слова из мультфильма, которые могут обозначать предметы, признаки предмета или действия предмета. Это могут быть имена героев, названия предметов, слова,  которые вы увидите или услышите в отрывке и т. д. Главное условие – в словах должны быть безударные гласные, проверяемые ударением (Например: Сова, деревья, голова, в лесу…)

Проверка проводится как аукцион. Кто называет последнее слово, тот ряд победил.

7. Валеопауза. Проводит ученик.

5-й гейм. «Дальше, дальше, дальше»

- Следующее задание ещё сложнее. Каждый ряд получает лист, на котором записаны предложения с орфографическими ошибками. Один ученик исправляет ошибку и передаёт лист другому и так «по цепочке». Соревнование: чей ряд за 2 минуты найдёт все ошибки, тот получает 3 балла.

ЗАДАНИЕ.

Висной  в лису харашо пахли ели и сосны. От душыстого аромата кружылась галава. На палянах зацвили первые цвиты.

Через паляны, через душыстый сасновый бор и висёлые бирёзовые перелески вьётся лисная трапинка.

Проверка. Проверяют представители от каждого ряда. На доске дан образец

Оценка работы учащихся: «5» - ошибок нет

                                             «4»  - 1-2 ошибки

                                             «3» - 3-4 ошибки.

- Итак, какие орфограммы здесь встретились?

- Как их можно проверить?

- Какие орфограммы надо запомнить?

8. Подведение итогов. Слово учителя.  

Вот такой необычный урок у нас получился. Я думаю, что теперь вы сможете без труда найти орфограмму «безударная гласная в корне».

- А как же проверить написание этой орфограммы?

По итогам нашей игры победителем стал … ряд. Он набрал … очков. Давайте поаплодируем нашим победителям.

9. Рефлексия.

- Доволен ли ты тем, как прошёл урок?

- Было ли тебе интересно?

- Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

10. Домашнее задание.

В четвёртом гейме мы встретились с грустным именинником. Я предлагаю вам поднять ему настроение. Напишите поздравление ослику Иа с использованием слов с безударной гласной в корне и красочно его оформите.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием игровой образовательной технологии

Задачи: Формировать умения и навыки в правильном написании букв: -в- и –д-.Развивать речезрительную, речеслуховую и  речедвигательную  память, внимание.Актуализировать знания об однокоренных...

Интеграция проектной и игровой образовательной технологии: интерактивные игры «Старшие – младшим» (учебно-методическая разработка)

Это технологическая карта, а л г о р и т м.реализации разновозрастного проекта.Тематика проекта может быть любая, в зависимости от интересов детей и учебной программы.Разница в возрасте старшего и мла...

Использование игровых образовательных технологий

Доклад на МО учителей начальных классов...

Игровая образовательная технология

Современные образовательные технологии...

Игровые образовательные технологии, способствующие развитию мотивации обучающихся

      В современных условиях особенно актуальными целями образования становятся адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего ус...

Использование игровых образовательных технологий и методов, их значение в процессе обучения младших школьников

В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения, воспитания и как следствие социализация детей...


 

Комментарии

Очень знакомый урок!