Главные вкладки

    разработка урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слов"
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

    Макарова Наталья Ивановна

    Данная разработка содержит не только информацию об этапах и содержании урока, но и интересные формы работы с детьми, приёмы здоровьеразвивающих технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_uroka_bezudarnye_glasnye.docx22.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока (план-конспект)

    учителя начальных классов МОУ гимназии №35 г.о. Тольятти  Самарской области Макаровой Натальи Ивановны

    Предмет: Русский язык.

    Класс: 3

    Тема: Правописание безударных гласных в корне слов.

    Цели:  1) обобщить и закрепить знания учащихся о безударных гласных в корне слова, закрепить умение учащихся видеть безударную гласную в корне слова , правильно её писать, обозначать орфограмму графически;

           2)  развивать орфографическую зоркость , память, речь, воображение уч-ся;

                 3) воспитывать у учащихся интерес к изучению языка, целеустремлённость, чувство товарищества.

    Тип урока: обобщение и повторение изученного

    Форма урока: Игра КВН.

    Оборудование: Учебник, тетрадь, ТСО (видеозапись мультфильма «Вини-Пух и все, все, все»). Билеты с вопросами (см.2 конкурс); Карточки с деформированным текстом (см. 7 конкурс);

    Оформление доски: Табличка с надписью КВН, столбики слов с пропущенными безударными гласными в корне (на обратной стороне доски):

    г . ра,                             в . сна                        в . да

    з . мля                           с . ды                         д . ма

    л . са                              сн . жинка                 ст . рожка

    вол . сы                         г . л . ва                      м . л . тьба

    х . л . да                         с . мена                      т . мнота

    эт . жи                           п . чник                      сл . ны

    зол . то                          мол . ко                      б . глец

    в . селье                        м .док                          зд . ровье

    Таблица для занесения результатов:

    № команд

    Название команд

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Итог:

    1

    2

    3

    Ход урока.  

     Слово учителя.

    Орешек знаний твёрд.

    Но, всё же, мы не привыкли отступать.

    Нам расколоть его поможет наш КВН с девизом «Хочу всё знать!».

    Сообщение темы и задач урока.

    Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слов». Сегодня вы покажете, как вы научились распознавать и правильно писать  безударные гласные в корне слова.

    Словарная работа с элементами беседы.

    У. -Наш урок будет проходить в необычной форме – в форме игры КВН. А вы знаете, как расшифровывать это слово?

    Д.- Клуб весёлых и находчивых.

    У.- Что такое клуб?

    Д.-Объединение людей с общими интересами и увлечениями.

    Инструктаж учителя.

    - Для проведения игры мы разделимся на 3 команды. Игра состоит из 7-ми конкурсов.За правильный ответ команда получит 3 балла. Результаты мы будем заносить в таблицу, которую вы видите на доске. Победит команда, набравшая большее количество баллов.

    - Вопросы есть?

    - Победит сильнейший!

    5.    КВН на тему «Безударные гласные в корне слова».

    I. конкурс: «Разминка».

    Задание: В таблице для занесения результатов игры отсутствуют названия команд. Ваша задача придумать название своей команды, в которой не менее двух безударных гласных в корне слова.

    Выполнение задания путём устного обсуждения.

    Проверка задания:

    Варианты ответов: («Молодцы», «Гимназисты», «Словолюбы», и т.п….),

    У.- Все команды справились и получаете по 3 балла.

    Пока я записываю названия ваших команд в таблицу, вы запишите в тетрадях дату и придуманные вами слова.

    II. конкурс: «Блиц – турнир».

    Задание: Каждая команда выбирает билет и отвечает на вопросы.

    Выполнение задания: Уч-ся вытягивают билеты и дают устные ответы. Учитель записывает в таблицу количество баллов.

    Вопросы билетов:

    - Какие гласные называются безударными?

    - В какой части слова могут быть безударные гласные?

    - Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне слова?

    - А если нельзя проверить безударную гласную в корне слова?

    - Сколько безударных гласных может быть в корне?

    Результаты. Молодцы. Вы ответили на все вопросы. А теперь, отдохнём.

          6.    Валеологическая пауза по здоровьесберегающей системе обучения В.Ф.Базарного. Профилактика плоскостопия. Упражнения на ковриках.

    III. конкурс: «Эстафета».

    Задание: На доске записаны  слова, в которых пропущены безударные гласные в корне  (до старта они закрыты). Вставить пропущенные буквы в словах из своего столбика, пока все пробелы не будут заполнены. Работаем по цепочке. Та команда, которая справится первой и правильно выполнит задание, наберёт максимальное количество баллов.

    . г . ра,                             в . сна                        в . да

    з . мля                           с . ды                         д . ма

    л . са                              сн . жинка                 ст . рожка

    вол . сы                         г . л . ва                      м . л . тьба

    х . л . да                         с . мена                      т . мнота

    эт . жи                           п . чник                      сл . ны

    зол . то                          мол . ко                      б . глец

    в . селье                        м .док                          зд . ровье

    Проверка: Капитаны команд зачитывают в режиме орфографического чтения слова, представители других команд  проверяют правильность выполнения задания.

    IV. конкурс: «Видеовопрос».

    Задание: Сейчас вы внимательно посмотрите отрывок из мультфильма и запишите в тетрадях лишь те слова – названия предметов, услышанных и увиденных вами в отрывке, в которых есть безударные гласные в корне. Сначала внимательно смотрим и запоминаем, а затем, когда видеозапись закончится, записываем слова в тетрадь, выделяем орфограмму.

    Проверка: Команды по очереди зачитывают слова, учитель вносит в таблицу варианты ответов: (цветок, облака, трава, осёл, деревья, вода …).

          7.    Валеологическая пауза по здоровьесберегающей системе обучения В.Ф.Базарного. Профилактика нарушения зрения. Снятие утомляемости.Упражнения с использованием офтальмотренажеров. Смена динамических поз.

    V. Конкурс: «Угадай-ка»!

    Задание: Я прочту загадки. Ваша задача назвать отгадку ( слово с безударной гласной в корне слова), записать её в тетради вместе с проверочным словом. Право отвечать получает та команда, которая первой поднимает руку. Если ответ верный, команда получает баллы.

    Загадки: 1. Ты откуда, ты откуда,

                        Прилетел к нам красногрудый?

                        Облетел я всю Сибирь,

                        А зовут меня (снегирь – снег).

                    2. Домовитая хозяйка полетела над лужайкой.

                        Похлопочет над цветком, он поделится медком (пчела – пчёлы).

                    3. Два арапа - родных брата,

                        Ростом по колено, везде с нами гуляют,

                        От холода и, влаги защищают (сапоги – сапог).

                   4. Что не имеет ни начала, ни конца? (кольцо – кольца).

                   5. Кума ела дуб, дуб.

                       А сломала зуб, зуб (пила – пилит).

                   6. Скатерть бела, весь мир одела (зима – зимний).

                   7. Жидкое, да не вода.

                       Белое, да не снег.

                       Сладкое, да не мёд.

                       От рогатой берут, деточкам дают (молоко – молочный).

     Обобщение.

    -Что нужно сделать , чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?

    - А если нельзя проверить безударную гласную в корне слова?

    VI. конкурс: «Копилка словарных слов».

    Задание: Вспомним правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне. Ваша задача : вспомнить и записать в тетради как можно больше слов ( названий овощей и фруктов), в которых безударную гласную проверить нельзя. Время ограничено.

    Взаимопроверка ( помощники-сигнальные карточки) . Учитель записывает результаты в таблицу. Варианты ответов: морковь, капуста, огурец, помидор, редис, картофель, апельсин, абрикос….

    Валеологическая пауза по здоровьесберегающей системе обучения В.Ф.Базарного. Снятие напряжения с  кистей рук. Пальчиковая гимнастика.

    VII. конкурс: «Текст».  

    Задание №1 Перед вами карточки с деформированным текстом. Ваша задача : восстановить текст, изменяя порядок слов в предложении. Наиболее удачные варианты  затем мы запишем в тетрадь и выделим орфограмму в словах с безударной гласной в корне .

    Проверка: Уч-ся зачитывают свои варианты восстановленного текста. Наиболее удачный вариант записывается под диктовку в тетрадях, выделяется безударная гласная в корне слов. Учитель записывает результаты в таблицу.

    Деформированный текст.                                      Восстановленный текст.

    1. зима, в, пришла, наш, город                              1. В наш город пришла зима.

    2. снежки, и, улицы, дворы, пушистым,               2. Улицы и дворы покрылись пушистым

        покрылись                                                                снегом.

    3. забав, настало, время, зимних                            3. Настало время зимних забав.

    4. с, детвора, в, играет, на, снежки, лыжах           4. Детвора с радостью играет в снежки,

        радостью, катается, и, лепит, санках,                    катается на лыжах и санках, лепит

        снеговиков                                                                снеговиков.

    Задание №2. Анализ текста.

     :

     У. – Определите тему данного текста? О чём этот текст?

    Д. – О зиме, о зимних забавах.

    У. – Как бы вы его озаглавили?

    Д. – «Зима в городе», «Зимние забавы».

    Задание №3. Творческое работа.

    - Как можно закончить этот текст?

     Придумайте концовку и запишите  несколько предложений сами. Авторы лучших вариантов  принесут своей команде дополнительные 3 балла.

    Проверка:  Представители команд зачитывают варианты концовки текста. Выбираются лучшие варианты работ. Учитель вносит результаты в таблицу.

    9. Подведение итогов урока . Оценка деятельности учащихся.

    А. Продолжи мысль…

     Подведем итоги нашего урока. Закончите мою мысль…

    - Безударная гласная это…

    - Чтобы проверить безударную гласную, надо…

    - Чтобы правильно написать непроверяемую гласную в корне, надо …

    - Молодцы!

    Б. Итоги игры- это итоги наших знаний и умений.

    А теперь посмотрим на таблицу и подведём итоги нашей игры:

    1 команда набрала ----- баллов;

    2 команда набрала ----- баллов;

    3 команда набрала ----- баллов.

    Я считаю, что  команда … отлично научилась видеть, находить, правильно писать и графически обозначать безударные гласные в корне слов. Команда… хорошо овладела этими знаниями и умениями, но Вам не хватило внимательности и слаженности в  работе. Третья команда удовлетворительно научилась распознавать и писать слова с безударными гласными в корне слов. Вам необходимо  еще немного поработать в этом направлении.

    В.Рефлексия:

    - А что вы сами можете сказать о сегодняшнем уроке?

    Мне понравилось на уроке …

    Мне было трудно…

    Я легко справился с …

    Домашнее задание:

    Повторить правило о чередовании согласных в корне слов на стр.18, выполнить упражнение №32, в котором нужно найти все слова с чередующимися согласными, выделить орфограммы.

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова" 2 класс

    Урок закрепления по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" 2 класс....

    Открытый урок по русскому языку "Правописание безударной гласной в корне слов"

    Урок по  русскому языку "Правописание безударных глассных в корне слов"...

    Урок по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова" (2 класс)

    Цель: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любов...

    открытый урок по русскому языку Правописание безударных гласных в корне слова

    систематизировать знания обучающихся по теме “Правописание безударных гласных в корне слова”....

    Открытый урок по русскому языку «Правописание безударных гласных в корне слова»

    Правописание безударных гласных в корне слов – одна из центральных тем русской орфографии. Самое большое количество ошибок делается именно на эту орфограмму. Поэтому очень важно, чтобы второклас...

    Конспект урока по русскому язык "Буква безударного гласного в корне слова."

    Цель урока: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова....