Доклад на тему "Фразеологизмы на уроках русского языка и чтения"
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Сахарова Ольга Александровна

Доклад содержит материалы по работе с фразеологизмами  и историю их появления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frazeologizmy.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме: «Фразеологизмы на уроках русского языка и чтения»

Составила: Сахарова О.А. учитель начальных классов

МАОУ «Моряковская СОШ» Томского района

Фразеологизмы русского языка.

В состав фразеологизмов русского языка одни ученые относят все устойчивые сочетания слов, другие – ограничивают перечень фразеологизмов русского языка только определённой группой устойчивых словосочетаний. У одних учёных во фразеологию языка попадают пословицы, поговорки, присловья, крылатые слова, афоризмы, у других – не попадают. Отдельные учёные называют фразеологизмами словосочетания типа гортанный нос, толстый журнал, раннее утро, нервное лицо, гнетущая тоска, и т. д., а также отдельные слова, например: галиматья, сумбур, абракадабра, чепуха, тарабарщина, ерундистика,  и т. д,.

В целом фразеологизм характеризуют как сочетание слов с «переносном значением», как «устойчивую фразу».

Фразеологизм и слово.

Фразеологизм и слово имеют общие признаки: лексическое значение и грамматические категории. Наличие у фразеологизма лексического значения практически доказывается не только тем, что он может быть истолкован, но и тем, что фразеологизм и слово могут быть соотнесены по их лексическому значению  как синонимы, например: пустить в расход= расстрелять, дать дуба = умереть, кот наплакал= мало, на каждом шагу = повсюду, заморить червячка = перекусить.

Фразеологизмы делятся на определённые разряды:

 - именные: гусь лапчатый, чертова дюжина, синий чулок, медвежий угол, шарашкина контора, авгиевы конюшни.

Глагольные: чесать язык, выходить сухим из воды, заживо хранить, заговаривать зубы, обводить вокруг пальца.

Адъективные: без царя в голове, на одну колодку, нечист на руку, на взводе, мухи не обидит.

Адвербиальные: за глаза, на авось, всеми фибрами души, до мозга костей, во все лопатки, из-под палки.

Глагольно-пропозициональные: душа уходит в пятки, глаза на лоб лезут, язык заплетается, руки не доходят.

Междометных: вот так клюква!  Мать честная! Наше вам с кисточкой! Знай наших!

Лексическое значение фразеологизма

Лексическое значение фразеологизмов  толкуется именным описательным оборотом, например: гусь лапчатый. Хитрый, ловкий человек; плут, пройдоха.

Ни рыба ни мясо. Ничем не выделяющийся, средний, посредственный человек.

Лексическое значение глагольных фразеологизмов, например: ходить вокруг да около. Говорить обиняками, не касаясь сути дела.

         Лодыря гонять. Праздно проводить время.

Лексическое значение адъективных фразеологизмов.

Не ахти какой. Не особенно хороший.

Звёзд с неба не хватает. Средних способностей.

Без царя в голове. Очень глуп.

Лексическое значение адвербиальных фразеологизмов.

Во всю глотку. Очень громко.

Черепашьим шагом. Очень медленно.

Лексическое значение глагольно-пропозициональных фразеологизмов.

Конь не валялся. Ничего не начато.

         Небо с овчинку кажется.  Становится не выносимо тяжело, плохо.

Междометные фразеологизмы.

Отсохни язык. Клятвенное заверение в том, что сказанное мною – правда.

Упаси бог, избави бог, не приведи господи. Предупреждение, предостережение.

Соотношение разных фразеологизмов

1. Отдельные фразеологизмы могут соотносится между собой как синонимы, как антонимы и как омонимы.

- вгонять в гроб …и…сводить в могилу

- на взводе ..и…в подпитии

- стреляный воробей  ..и ..тёртый калач

- не горит…и…не каплет

- дубина стоеросовая.. и ..олух царя небесного

- одним миром мазаны ..и… два сапога пара..и .. одного поля ягода

- ни рыба ни мясо..и… ни то ни сё, ни богу свечка ни чёрту кочерга

- ни бельмеса, ни бум-бум, ни бе ни ме.

- в доску, в дым, как сапожник, в стельку.

- дать дуба, испустить дух, окончить дни свои, сыграть в ящик, приказать долго жить, отдать богу душу, уйти в лучший мир, отправиться к праотцам.

2. Фразеологизмами-антонимами следует считать такие фразеологизмы, которые имеют противоположное значение.

- входить в колею – выбиваться из колеи

- гладить против шерсти – гладить по шерсти

- без царя в голове – с царём в голове

- сбрасывать маску – надевать маску.

3. Омонимы фразеологизмов, то есть такое соотношение фразеологизмов, когда два или несколько фразеологизмов, тождественных по своему компонентному составу и по своей структуре, различаются своим лексическим значением настолько, что не  могут  быть рассмотрены как один фразеологизм с двумя значениями, а только как два самостоятельных, отдельных фразеологизма.

Например: за глаза – заочно, в отсутствие кого-либо (смеяться, говорить плохо).

За глаза – вполне, с избытком (хватит, достаточно).

На память- для того, что бы помнить, не забывать.

На память – наизусть, не смотря в текст.

Работа с фразеологизмами в начальной школе.

Лексические игры, упражнения.

Вместо точек вставь названия животных.

Голоден,  как ….

Изворотлив, как….

Упрям,   как ….

Хитер, как …

Надут,  как …

Мокрый,  как …

 

Труслив,  как …

Нем,  как …

Болтлив, как …..

Здоров,  как …

Грязный, как …..

Колючий,  как …

(волк, лиса, заяц,  бык, уж, индюк,  рыба,  свинья,  осёл,  курица,  сорока,  ёж)

Назови 1-2 фразеологизма упоминающих: коня, лошадь, медведя, белку, ворону,  гуся,  свинью,  куру.

(не в коня корм, работать, как лошадь, медвежья услуга, как белка в колесе, ворон считать, гусь свинье не товарищ, денег куры не клюют).

3. Сказочные фразеологизмы.

Закончите крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди туда – не зная куда …………………………..;

Скоро сказка сказывается, …………………………;

Это все присказка, ………………………………….;

(…..принеси то, не знаю что,  да нескоро дело делается,   сказка будет впереди).

Ни пуха, ни пера!

Определите, где выражение «ни пуха, ни пера!»  употреблено в переносном смысле. Объясните его происхождение и смысл.

 Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дерись,

Не дразнись, не петушись,

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха, ни пера!»

Через час, едва живой,

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

Командная игра. Запишите как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, ухо, глаза, зуб, язык, рука, нога.

Голова

Вскружить голову –

Голова идёт кругом –

Морочить голову –

Не сносить головы –

Отвечать головой –

Потерять голову –

С больной головы да на здоровую –

Сломя голову –

Человек с головой –

Нос

Вешать нос –

Водить за нос –

Встретиться нос к носу –

Держать нос по ветру –

Задирать нос –

Зарубить на носу –

Клевать носом –

Остаться сносом –

Глаз

Говорить в глаза –

Глазом не моргнуть –

Как бельмо на глазу –

Открыть глаза –

Пускать пыль в глаза –

Смотреть чужими глазами  -

Хлопать глазами –

Хоть выколи глаз –

Ухо

Держать ухо в остро –

Медведь на ухо наступил –

Навострить уши –

Покраснеть до ушей –

Прожужжать все уши –

Пропустить мимо ушей –

Слышать краем уха –

Ушки на макушке –

Уши вянут –

Зуб

В зубах навязло –

Говорить сквозь зубы –

Зуб на зуб не попадает –

Зубы заговаривать –

Око за око, зуб за зуб –

Положить зубы на полку –

Скалить зубы –

Язык

Язык без костей –

Острый на язык –

Тянуть за язык –

Злые языки –

Язык проглотить –

Найти общий язык –

Язык не поворачивается –

Держать язык за зубами –

Язык до Киева доведёт –

Рука

Валится из рук –

Взять себя в руки –

Дать руку на отсечение –

Из рук вон плохо –

Как без рук –

Лёгкая рука –

Мастер на все руки –

Прибрать к рукам –

Сидеть сложа руки –

Умывать руки –

Ноги

Встать на ноги –

Встать с левой ноги –

Идти в ногу –

Ног под собой не чуять –

Одна нога здесь, другая там –

Падать с ног –

Потерять почву под ногами –

Путаться под ногами  -

Со всех ног –

«Дурную траву с поля вон!»

Вспомни, как называется в народе такой человек: Подал ручку, да подставил ножку.

(двуличный)

Мое горе – стрела во мне,  чужое горе – стрела во пне.

(эгоист)

Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с пороком, голова с поклоном.

(подхалим)

Ел да устал, спал, да намаялся

(лентяй)

Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится.

(самоуверенный)

Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

(болтун)

Загадки-складки «Доскажи словечко»

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой …(не разольёшь)

Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперек

И так устали мы в дороге,

Что еле …(волочили ноги)

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …(медвежью  услугу)

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес….(то по дрова)

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши …(вянут)

Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

- об очень большой тесноте в помещении.

- о полной тишине.

- о первых признаках появления чего-нибудь хорошего, радостного.

- о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок.

- об удачливом, счастливом человеке.

- о состоянии тоски, тревоги, беспокойства.

- о забывчивости, плохой памяти.

- о том, кто сам не пользуется и другим не даёт.

- о том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном поведении.

(яблоку негде упасть, слышно, как муха пролетит, первая ласточка, козёл отпущения, в рубашке родился, на душе кошки скребут, голова как решето, собака на сене, сел в галошу.)

С чем обычно сравнивают:

- очень много людей в тесном помещении.

- хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать.

- быть в постоянных хлопотах, суетиться

 - ничто не действует на кого-либо.

 - очень быстро бежать.

- рухнуть тяжело, всем телом.

- дело идёт с трудом, еле ладится

- появляться быстро, в большом количестве.

- чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться.

- проливной дождь, ливень

- все видно очень ясно, отчетливо.

- тщательно, заботливо охранять что-либо.

(как сельдей в бочке, вертеться как белка в колесе, как с гуся вода, бежать как стрела, повалиться как сноп, скрипит как не смазанное колесо, как грибы после дождя, сидеть как на иголках, льёт как из ведра, видно как на ладони, беречь как зеницу ока.)

9. Загадки – шутки «Что это?»

  А) его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.      Нос

Б) не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

              Уши

В) он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.         Ветер

 Предлагаю вам несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками. Отгадайте их и составьте предложения.

Из ….вон,   сбыть с ……,   на все ….,  сидеть сложа   …., золотые  ….(руки)

……нитками шито,  среди ….   дня,   сказка про ….   бычка,  чёрным по …..  (белый)

Как в ….   канул,   толочь  ……..  в ступе,  решетом  …. черпать,  тише  … , ниже   травы,   много  ….утекло, выйти сухим из ….

(вода)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах"

О разных видах словарной работы на уроках русского языка в начальных классах....

Доклад "Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах"

О разных видах словарной работы на уроках русского языка в начальных классах....

доклад "Требования к современному уроку русского языка"

Анализ специфики введения ФГОС НОО и влияние этого фактора на основные требования к уроку русского языка в начальной школе....

Доклад «Использование развивающих и творческих заданий на уроках русского языка и чтения для учащихся с ОВЗ »

Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной  цели, я считаю, что учитель сам должен испытывать...

Доклад" Технология построения сюжетных уроков русского языка"

Построение сюжетных уроков русского языка в начальных классах....