Организация работы в парах:" Знакомство с буквой Ж"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

разработка урока с организацией работы учащихся в парах сменного и постоянного состава

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_gruppovoy_raboty_v_parah_troykoh.docx157.83 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное автономное образовательное учреждение

           дополнительного профессионального образования

                 «Институт повышения квалификации»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Организация групповой работы  (в парах, тройках)

Выполнила: Былинкина Л.А.,

                         МОУ «ООШ  №3»

                        Курс 75 - в

                       Научный руководитель:

                       Автайкина Т.О. доцент

                       кафедры

                       начального образования

Новокузнецк, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

                                 

1.Введение

1

2.Основная часть

  Урок по обучению грамоте в 1 классе с применением методики коллективного способа обучения.  «В гостях у буквы Ж»

2

3.Список литературы

1

4.Приложение

1

Введение          

Интерес к учению есть там, утверждает В.А. Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха?  Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, исподволь заставить ребёнка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, воспитывать личность? Как научить всех - и сильных, и слабых?

Одна из технологий КСО позволяет повысить качество знаний,  вовлечь учащихся в образовательный процесс в целом, но позволяет, и выращивать личность. Ученик должен стать равноправным участником педагогического процесса на принципе сотрудничества. Виталий Кузьмич Дьяченко является одним из основоположников общей дидактики и дидактики коллективного способа обучения в частности.

Я решила апробировать методику М.Г.Булановской.

   Скорость чтения является самым важным фактором, из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках.

 Нормативное чтение в начальной школе не обеспечивает успешной учёбы в среднем и старшем звене, необходим уровень оптимального чтения. Оптимальное чтение (По В.Н. Зайцеву)- это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Есть метод позволяющий включить на уроке в процесс активного чтения каждого ученика, вывести большую часть учащихся на уровень оптимального чтения. Методика М.Г. Булановской помогает развить скорость чтения за сравнительно короткое время. Для работы по данной методике необходимо приготовить карточки - тексты по определенной теме или взять произведения одного автора, для более глубокого ознакомления с его творчеством. Число карточек определяется количеством учащихся в классе. Несколько текстов должно быть в запасе, на случай, если нет пары для дальнейшей работы.

              Тексты в карточках по содержанию и по объёму должны соответствовать возрасту учащихся.

Работа в парах занимает 15 - 20 минут. Перед началом  работы в парах  обговаривается, какой вариант будет передвигаться по классу; повторяется алгоритм работы. Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей самостоятельную деятельность: самоконтроль и самооценку, самоорганизацию.

Урок  обучения грамоте с применением методики коллективного способа обучения

«В гостях у буквы Ж»

 Цели:

Ознакомление со звуками [Ж], [Ж'], буквами Жж

Расширение знаний о природе

Развитие речи, мышления, творческих способностей

Воспитание любви к родной природе

Оборудование:

Домик, буква Ж, дуб, желуди, вес. буквы, животные, правила поведения в лесу, охранные грамоты, карточки в ПСС, жук.

Ход урока

1. Орг. момент.

Нам прислали письмо.

Подумайте, кто его прислал.    

 Жу-жу-жу-жу

Я на ветке сижу

И звук Ж твержу. Скоро буду (жук)

-        Как догадались? Вот и сам жук.

2. Тема урока.

Давайте назовем слово жук.

Как жужжит жук? (ж-ж-ж)

Какой это звук? (согл. зв. парн. тв.)

Сегодня мы с вами отправляемся в волшебный лес.

Мы в лес за наукой сегодня пойдем,

Знакомые буквы с собою возьмем .

В лесу пригодятся они нам с тобой,

Но чтобы до леса добраться скорее

 Садись на жука, полетели быстрее.

Полетели.

Вот мы и лесу.

А это домик, где живет буква. А вот и сама буква Ж.

- Давайте подумаем, на что похожа буква. Эта буква широка

И похожа на жука

И при этом точно жук

     Издает жужжащий звук Ж

Это же, а это кА

   Целый жук и пол жука.

Буква думает, что вы её запомнили.

На память принято дарить фото.

Как вы думаете, карточку какого цвета подарит нам буква Ж в слове жук, чтобы мы её хорошо узнавали? (синего, потому что звук Ж согл. тв.)

Идем дальше.

2)        - Рассыпалось слово, давайте его соберём.        жедлуи

Кто догадался? (желуди)

А кто знает на каком дереве растут желуди?

 Дуб в переводе с лат. означает крепкое дерево.

Вот волшебный дуб. В словах потерялась буква.

Отгадайте букву, которая потерялась и заодно соберем желуди.

Где находится буква Ж?

3)        Чтобы дальше пройти,        жаворонок
нужно из букв этого слова составить новые слова.

Жанна, вор, ворона, кожа, нора, канава, корова.

4)        А вот и буква Ж,        речевая зарядка
она познакомит нас со своими друзьями.

Если я подружусь с буквой А - какой получится слог? Жа-жа-жа - есть иголки у ежа        жа Жи-жи-жи - к нам летят чижи, стрижи                    жи

Же-же-же - жеребенку год уже                          же

Жу-жу-жу - я на ветке сижу                             жу

Жо-жо-жо — медвежонок наш дружок        жо

Молодцы!

3. Воспитание любви к природе.

Посмотрите, как изменился наш лес. В нем есть животные, насекомые, птицы. И даже выглянуло солнце.

Послушайте историю бедного жука.

Жук жужжит в железной банке

Жук не хочет жить в жестянке

Жизнь жука в плену горька

Жалко бедного жука.

- Почему жалко жука?

-        Давайте выучим стишок и никогда не будем ловить жуков.

1)        Вспомним правила поведения в лесу.

а)        не рви цветов

б)        не ломай деревья

в)        не лови животных и насекомых

Не нужно убивать их в большом количестве, из-за этого некоторые животные занесены в красную книгу и охраняются законом.

2)        Посмотрите вот животные, которые занесены в красную книгу        (охранные грамоты) и охраняются.

В названиях этих животных есть буква Ж.

Вывод: Я пожалуй, не сделаю этим открытие

Утверждая, что наша земля общежитие

И её населяют согласно законам

Люди, звери, леса с их сиянием зеленым.

-        Давайте беречь и охранять леса и их обитателей.

4.        Изучение нового материала.

Ни сегодня, ни вчера, сто веков примерно        

В жизнь ребят вошла игра; совершенно верно

Ну ни пуха, ни пера! Наше дело свято.

И, да, здравствует игра! Правильно ребята?

Вы любите играть?

Какие игры вы знаете?

А играли вы когда-нибудь в жмурки. Игра называется жмурки, потому что, тот кто водит закрывает глаза, т.е. жмурится. Голящий завязывает глаза и ищет ребят.

5.        Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 114

Рассмотрите картинку, на которой дети играют в жмурки.

Давайте составим рассказ о том, как дети играют в жмурки, а помогут нам слова под картинкой.

Читаем хором:

Вспомните имена мальчиков и девочек начинающихся с буквы Ж.

а)        А теперь прочитаем рассказ в учебнике. Сколько здесь предложений?

-        Хором читаем 1 предложение? (по одному)

б)        Как можно озаглавить - назвать рассказ. Игра в жмурки.

А вы хотите поиграть.        физминутка

Давайте поиграем в жмурки.

Сначала выберем водящего.

Встаньте все в круг.

Раз, два, три — четыре, пять-

Будем в жмурки мы играть.

Света водит - завязываем ей глаза , раскручиваем и спрашиваем.

Где стоишь? - на мосту

Что пьёшь? - квас

Ищи три года нас. Правила игры:

не кричать - мы находимся в лесу.

за черту не выходить - там болото, утонете и выйдите из игры.

3)не толкаться.

Водящий должен поймать и отгадать кого поймал.

-        Молодцы! Кто не разу не попался? Саша - самый ловкий.
Сели все ровненько, продолжаем путешествие дальше.

Мы с вами играли в жмурки. А ещё на того человека, который обманывает, скрывает что-нибудь тоже говорят, что он играет в жмурки. Давайте мы будем играть в жмурки, а обманывать не будем никогда.

6. Работа в парах.

Как вы думаете, где любит отдыхать жук? (на цветах)

Сейчас будем читать предложения на ромашках и колокольчиках в ПСС.

Вы должны, как можно больше слов запомнить с буквой Ж.

Для начала повторим правила работы в ПСС.

Алгоритм действий учащихся

Каждый ученик самостоятельно, вполголоса, внимательно читает текст, своей карточки.

Карточка с текстом первого партнёра кладётся на середину стола так, чтобы текст был одинаково хорошо виден обоим участникам пары.

 Первый партнёр читает свой текст, вполголоса второму, тот внимательно слушает, следит по тексту, исправляет неточности.

На середину стола кладётся карточка с текстом второго партнёра. Проводится такая же работа в паре, как с первой карточкой.

Партнёры обязательно обмениваются карточками и с текстом партнёра переходят в новую пару.

Давайте собирать цветы для жука.(Смотри приложение)

Молодцы!

Какие слова вы запомнили? (ежи, ужи)

7. Итог урока.

Молодцы! Полетели обратно.

Что интересного видели в лесу.

Заключение

Все результаты отслеживаются в порядке проработки какой - либо темы. Результаты показывают следующее:  у учащихся улучшается техника чтения, почти все учащиеся  справляются с нормами по техники чтения, у детей развивается речь, навыки общения, повышается познавательная активность и интерес к учебе. Ребята работают на таких уроках с большей отдачей. Чем больше и лучше ученик обучает других, тем больше и лучше он знает сам.

Проверка техники чтения проходит, как в парах сменного состава, так и способом самозамера скорости чтения. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Результат всегда свидетельствует о прибавке скорости чтения

             Наблюдения показывают, что работа над дополнительными текстами позволяет расширить кругозор учеников о творчестве писателя и познакомить с многообразием тем, сюжетов.

     Я считаю, что использование на уроках методик КСО значительно улучшает процесс образования в целом, даёт возможность ребёнку проявить себя  в соответствии со своими способностями: ученик выбирает свой темп, интуитивно учитывая свои индивидуальные, психофизиологические особенности, что положительно влияет на самооценку детей и повышает мотивацию к обучению.

                  При  работе в паре и усвоении одной и той же темы ученики выполняют разные виды деятельности, которые способствуют глубокому и прочному усвоению учебного материала и направлены на раскрытие творческих способностей, умений слушать, осознанно читать текст, объяснять, пересказывать, задавать вопросы и отвечать на них; обучать товарища, получать и перерабатывать информацию. Учащиеся раскрепощены в общении друг с другом; в диалогах вырабатываются навыки социального и делового общения: формируются педагогические  умения и навыки. Возрастает активность, интерес к знаниям, увлечённость, ответственность за выполняемую работу.

                               

Литература

Данилевич, Н.В. Использование приёма М.Г. Булановской при обучении чтению в 1 классе (Текст) / Н.В.Данилевич, Н.А.Прайс //Резервы обучения чтению. – Изд-во ИПК, Новокузнецк, 2001.- C. 9 – 12.

Ряднова, Г.И. Совершенствование навыков чтения с использованием

методики М.Г. Булановской (Текст) / В.К. Дьяченко,Т.В. Яловец //Движение к цели. -ИПК, Новокузнецк, 1999. –С.52 – 73.

Приложение

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Организация работы с родителями педагога образовательной организации

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта. Терпения. Чтобы  услышать и понять друг друга....

Перспективы организации работы научно-методической лаборатории по духовно-нравственному развитию на базе общеобразовательных организаций.

На современном этапе российской истории и образования происходит смена ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение...

Организация работы по комплексной безопасности в образовательной организации

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности в образовательных учреждениях, потребовала обучения сотрудников образовательного учреждения, родителей и учащихся безопасному образу ж...