Урок русского языка "Что такое текст"
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Урок развития речи во 2 классе по программе УМК "Перспективная начальная школа". 

Цели: - формирование понятия о связном тексте на основе сравнительного анализа текста и набора предложений;

              - подвести детей к выводам, что предложения в тексте на одну тему связаны между собой по смыслу;

- развитие речи, памяти, способностей к рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_po_tem1.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

           

              Тема: Что такое текст.

Цели: - формирование понятия о связном тексте на основе сравнительного анализа текста и набора предложений;

              - подвести детей к выводам, что предложения в тексте на одну тему связаны между собой по смыслу;

- развитие речи, памяти, способностей к рефлексии.

Оборудование: карточки с изображением солнышка, тучки, конверт с заданиями.

Ход урока

Оргмомент      

-  Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен , что справится со всеми трудностями , сегодня на уроке.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А  теперь давайте послушаем сами себя, какое настроение у вас сейчас?

- Позволит ли наше настроение преодолеть все трудности на уроке?

- У вас на столе  лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек  отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

- Все наше хорошее настроение , я обозначу одним большим солнышком , а не очень хорошее – тучкой. (повесить на магниты)  

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.

- Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число.

2. Повторение.

- Сегодня у нас урок развития речи.

- Давайте вспомним, что мы узнали на предыдущем уроке.

- Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведи пример.

- А по интонации?

Прочитайте записи на доске.

Как  он красив

Наступила зима

А вы бывали в зимнем лесу

Лес стоит в белоснежном наряде

- О чем они?

- Можно ли считать, что это предложения? Почему?

- Расставьте знаки в конце каждой записи.

- Можно ли теперь сказать, что у нас получились предложения?

- Прочитайте предложения, которые получились. Постарайтесь голосом передать нужную интонацию.

- Послушайте задание: выпишите два предложения, одно повествовательное, другое вопросительное.

- Какие задания ещё можно выполнить с этими предложениями? (изменить порядок предложений)

- Расставьте предложения по порядку.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Можно ли сказать, что у нас получилась связь между предложениями?

- Может быть, из вас кто-нибудь знает, как называется эта запись.

3.Объяснение

-Что бы вы хотели узнать о тексте?

- Сегодня мы узнаем первую тайну о тексте: какую запись можно считать текстом.

- в этом нам поможет наш помощник – учебник.

- Откройте учебник на с.9, прочитайте задание упр. 3.

(сравни две записи. Чем они отличаются? Прочитай сначала запись 1.)

- Можно ли сказать, о чем эта запись? (интрига – я читаю)

 - Как ты ответишь на вопрос Волшебницы? (Каждое предложение в первой записи рассказывают о чем – то о своем)

- Теперь прочитай запись 2.

- О чём в ней говорится?

- Давайте послушаем Мишу.

- Можно ли сказать, что все предложения связаны между собой по смыслу?

- Можно ли ответить, о чем рассказывают все предложения вместе, т.е. определить тему всей записи?

- К какой из записей – запись1 или запись 2 легче подобрать название? Почему?

- Миша предложил название «Осень наступила», а Маша – «Осенние перемены». Придумай свое название.

-Как вы думаете, какую запись можно считать текстом? Почему?

- Давайте прочитаем плакат, который держит Асырк. (Шепотом)

- Итак, что же такое текст?

                                                        ТЕКСТ

                            ЗАПИСЬ    ПРЕДЛОЖЕНИЙ  

СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ                       ИМЕЮТ ОБЩУЮ ТЕМУ

4. Физминутка

5. Закрепление

-Итак, давайте еще раз повторим, что такое текст.

- Выполним задание в тетради на печатной основе. Т.с.56, упр. 71.

- Что объединяет все эти предложения? (Ответ Миши)

- Какое высказывание тебе кажется верным? Прочитай, обведи нужную букву. Докажи.

- Прочитай запись 2.

- Сделайте вывод: все эти предложения рассказывают о…..

- Какое высказывание кажется тебе верным? Прочитай, обведи нужную букву. Докажи.

- Сравни две записи. Что их отличает друг от друга?

-Какая запись является текстом? Докажи.

- Кто теперь может отличить текст от другой записи?

-Что такое текст?

- У вас на партах лежит конверт . Догадайтесь, какое задание мы сейчас выполним?

- Посмотрите на условный знак, как мы будем выполнять это задание? (в парах)

- Прочитайте записи.

- Составьте из данных предложений текст.

- Что заметили при составлении текста? (лишнее предложение)

- Проверим.

6. Рефлексия

- Что такое текст?

- Какое настроение у вас к концу урока? Покажите свою карточку. 

7. Домашнее задание

С. 11, упр.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка. Тема "Текст"

Презентация к уроку русского языка составлена для более полного восприятия учебного материла обучающимися....

Конспект урока русского языка Озаглавливание текстов

Конспект урока русского языка Озаглавливание текстов...

Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."

Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний."  В презентации прослеживаются различные виды работы с  текстом. Презетация соде...

Урок-презентация :"Что такое текст?"

Сформировать у учащихся общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.Учить младших школьников тонко и глубоко понимать текст, побудить их к творческому его восприятию (интерпретац...