Главные вкладки

    Урок русского языка "План текста" 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Компасова Наталья Валерьевна

    Урок открытия новых знаний

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_otkrytogo_uroka.docx48.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: План текста

    Цель : организовать комплексную работу с текстом , научить учащихся составлять план текста

    Задачи: 

    1. Учить применять в учебной деятельности различные виды работы с текстом (определение темы, основной мысли, деление текста на абзацы, составление плана, пересказ);
    2. Развивать словесно-логическое мышление;
    3. Развивать коммуникативные качества учащихся;
    4. Развивать умение давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.

    Методы:

    - исследовательский;
    - словесные методы (беседа, пересказ);
    - фронтальный;
    - самостоятельная работа  (работа с текстом);
    - групповая  работа (на основе алгоритмов).

    Оборудование:
    - цветные карточки для словарной работы;

    -наглядные материалы: деформированные тексты;
    - компьютер, мультимедийный проектор, презентация

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2. Мотивация к уроку.

    Не то беда, что мы всегда

    Чего –  нибудь не знаем,

    А то беда, что иногда

    Незнание скрываем.

    Кто пыжится, чтоб умным слыть

    И скрыть прорехи в знании

    Тому весь век невеждой быть –

    Могу сказать заранее.

    А если знаешь сам, чего

    Не знаешь, не умеешь,

    Тогда добьешься своего,

    Узнаешь, поумнеешь.

    -Ребята, как вы понимаете эти слова? ( человек должен стремиться к знаниям)

    3. Каллиграфическая минутка.

    Р р р р р р р р р р

    Рпрлрарнртреркрсртра

    4.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

    ( ребятам раздаются карточки трех цветов, на которых задание к словарной работе)

    На желтых  карточках :А-4,В-3,О-2 (апрель, ветер, облако)- записать слова, составить предложение

    На синих:   М-8, Р-6, Ч-3 ( Москва, русский, чувствовать)-записать слова, определить часть речи              

    На красных : космос, космонавт, космический -записать слова,  выделить корень слов

    Проверка на слайде

      5.Сообщение темы урока

     Вернемся к каллиграфической минутке.

    Возьмите карандаш и вычеркните букву Р. Что интересного заметили? Какое слово получилось? План текста-это тема урока

    Откройте учебник на с. 94 урок 127

    Давайте подумаем, в каком блоке мы сегодня работаем, и какой материал надо вспомнить для того, чтобы выполнить данные задания.

    Дети. Мы работаем в блоке «Развитие речи».

    Нам надо вспомнить:

    1. Что такое текст.
    2. Как озаглавить текст.
    3. Последовательность абзацев.

    Нам надо научиться:

    1.  составлять  план текста.

    6. Работа над основной темой урока

    1) Работа по учебнику .Работа над алгоритмом составления плана  текста с.94 упр.3    звучит музыка весны

    -Сколько абзацев в тексте?(3 абзаца)

    -Какое  предложение является главным?(звучит музыка весны)

    -Выделим ключевые слова каждого абзаца.

    1 абзац: весенняя песня капели, ручейка и птиц.

    2 абзац: песня лета

    3 абзац: звучит музыка природы

    Сравним текст и план этого текста.

    -Помогает ли план представить последовательность абзацев, то есть порядок основной мысли текста?

    ФИЗМИНУТКА « Облако»

    Беленькое облако

    Округленные руки перед собой

    Поднялось над крышей

    Поднять руки над головой

    Устремилось облако

    Выше, выше, выше

    Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над  головой из стороны в сторону

    Ветер это облако

    Зацепил за кручу.

    Превратилось облако в грозовую тучу

    Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

    7. Работа в группах

    Мелодичность природы, ее красота выражается в различных проявлениях. Одно из них описал

    Ф. Тютчев. Послушайте.

    Ф. Тютчев

    Как неожиданно и ярко,
    На влажной неба синеве,
    Воздушная воздвиглась арка
    В своем минутном торжестве!

    Один конец в леса вонзила,
    Другим за облака ушла —
    Она полнеба обхватила
    И в высоте изнемогла.

    О, в этом радужном виденье
    Какая нега для очей!
    Оно дано нам на мгновенье,
    Лови его — лови скорей!


    -О каком природном явлении идет речь?( о радуге)

    Я предлагаю вам описание радуги  разных авторов.

    Работа в группах:

    1 группа: Прочитай текст, озаглавь его, составь и запиши план . ( выдели ключевые слова каждого абзаца)

                     Если после дождя выглядывает солнышко, то можно увидеть радугу. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый-вот цвета радуги. А что значит слово радуга?

                       На этот вопрос есть два ответа. Одни говорят, что слово радуга –это дуга, цветной мост, который ведет в небо.

                      Другие считают, что слово радуга связано со словом радость. Действительно, когда видишь радугу, сердце радуется.

    (слайд – картина радуги)

                     Этот оптический эффект зимой возникает очень редко: в холодное время года солнечные лучи преломляются не в капельках воды, а в ледяных кристаллах. Для появления радуги нужны крепкий мороз, высокая влажность и яркое солнце. Cовпадают  эти условия крайне редко и обязательно при смене погоды. Недаром по народной примете увидеть радугу зимой — это к счастью           (видео «северное сияние»)

    2 группа: Прочитай текст, выясни, подходит ли заголовок к тексту, составь и запиши план .                       ( выдели ключевые слова каждого абзаца)

    Зимняя радуга.

                Вся северная сторона неба освещена двумя колышущимися дугами-красной и зеленой. Дуги исчезают и появляются вновь, беспрерывно изменяя свой вид, переливаясь красками.

               Внезапно темное небо пронизывают, точно стрелы, яркие лучи, а порой в воздухе повисают изумрудные, с красной бахромой занавеси.

               Это  полярное сияние. Яркие сполохи (так называют полярное сияние на севере) играют на небе по нескольку часов подряд.

    ( слайд северное  сияние)

    3 группа: Прочитай текст, в нем 3 абзаца, восстанови порядок абзацев, озаглавь. Запиши ключевые слова к каждому абзацу.

               После жаркого , душного дня сгустились тучи и полил дождь. Когда он прекратился, над головой засверкало заходящее солнце.           И в это время под темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, появилась радуга: семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой,-красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

              А причина этому- солнечный свет. Как будто бы белый, а на самом деле состоящий из семи цветов.

    В каждой группе назначается ответственный, помогает в выполнении задания ребятам.

    За правильный ответ получаем семь полосок-частей радуги.

    ФИЗМИНУТКА

    Ах, как долго мы читали,

    Глазки у ребят устали.
    {Поморгать глазами.)

    Посмотрите все в окно,
    (Посмотреть влево - вправо.)

    Ах, как солнце высоко.
    {Посмотреть вверх.

    ) Мы глаза сейчас закроем,
    (Закрыть глаза ладошками.)

    В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем,
    {Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

     Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз,
    (Посмотреть вниз.)

     Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

    8. Итог урока

              Создаем радугу. Радуга поможет составить алгоритм действий при составлении плана.Как по ступенькам шагаем по радуге.

    Слайд :

    1. Прочитайте текст
    2.  Исправьте ошибки
    3. Озаглавьте текст
    4. Прочитайте 1 абзац, выделите ключевое слово
    5. Прочитайте 2 абзац, выделите ключевое слово
    6. Прочитайте 3 абзац, выделите ключевое слово
    7. Прочитайте полученный план

    1. Рефлексия

    Я добавлю часть картины, получим прекрасное настроение.

    -Чему научились на уроке? Что понравилось больше всего?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    технологическая карта урока математики в 1 классе по программе Н.Ф. Виноградовой

    Разработка  метапредметного урока математики в 1 классе по теме "Увеличение  и уменьшение числа на несколько единиц" и презентация к материалу....

    Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма. В конце программы прилагаются диагностические  материалы....

    Технологическая карта урока русского языка в1 классе по программе "Перспектива"

    Технологическая карта урока русского языка в 1  классе по программе"Перспектива"Тема урока"Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"...

    урок русского языка 1 класс по программе ПНШ

    Тема:"Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци-це". Тип урока: развитие умений. Конспект урока выполнен в виде таблицы, по новым ФГОС НОО. В конспекте показаны цели, планируемые результаты -предметные , м...

    Технологическая карта урока русского язык 4 класс УМК « Школа XXI века » под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

    Технологическая карта урока русского язык 4 класс УМК  « Школа   XXI века » под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Разработка урока по теме: Прошедшее время глагола....

    Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"

    Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....

    Урок русского языка 2 класс по программе "УМК 21 века"

    Урок "АНТОНИМЫ" составлен в соответствии с требованиями ФГОС...