Главные вкладки

    Урок русского языка во 2 классе УМК "Планета Знаний"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Рязанцева Людмила Алексеевна

    Урок русского языка во 2 классе . Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"  УМК "Планета Знаний" 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

    Тип урока : урок открытия новых знаний

    Цель:  познакомить со сведениями о родственных словах, о наличии в них общей смысловой части, терминами «корень», «однокоренные слова»; учить выделять однокоренные слова.

    Задачи:

    Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.

    Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.

    Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату,  умение самоконтроля и самооценки,  умение ставить и решать учебные задачи.

    Обогащать словарный запас учеников.

    Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.

    Оборудование: компьютерная презентация урока, карточки со словами, карточки  для работы в парах, задания для групповой работы, сигнальные карточки, толковый  словарь С.И.Ожегова

     

    ХОД УРОКА

    1.Оргмомент.

    Начинается урок,

    Он пойдет ребятам впрок.

    Постарайтесь все понять,

    Интересное узнать.

    2. Чистописание. Работа в рабочей тетради .(Слайд 2 )

    - Пропишите букву Уу. Дайте характеристику букве.

    Напишите нижнее и верхнее соединение.

    - Прочитайте пословицу.

    - Объясните лексическое значение этой пословицы.

    - Обведите по пунктирам. Напишите на нижней строчке пословицу.

    3. Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах, корне. Лексическое значение слова «корень».

    На слайде 3 

    Дедушка, дед, отец ,дедов (наказ), дедушкин (шарф).

    - Прочитайте запись про себя, вслух.

    - Что вы прочитали? (слова, словосочетания)

    -Вам будет предложено задание: выписать в столбик родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.

    - Запишите слова.

    - Проверим, какие слова выписали. (ребята зачитывают выписанные слова. Хорошо, если кто выпишет слово «отец». Если не найдется такого ученика,  то открываю доску и говорю: «А я выписала слово «отец». Покажите на «светофоре», вы  согласны? (Кто-то соглашается, а кто-то нет. Возникает проблемная ситуация)

    - Давайте разбираться. Вернемся к заданию. Какие слова надо было выписать? (родственные).

    - Значит, мы должны разобраться, что такое родственные слова.

    На доске появляется опорное слово

            

    - А как вы понимаете, что такое родственные слова? (слова, связанные по смыслу)

    На доске появляется опорное слово

    - Докажите, что выписанные слова связаны по смыслу.

    (дедушкин шарф – шарф дедушки, дед – сокращенно называют дедушку, отец– сын дедушки,  дедов наказ – приказ, наставление от дедушки.)

    - Раз все слова, связаны со словом «дед», связаны по смыслу, значит они родственные? (кто-то согласен, кто-то – нет.)

    - Значит, есть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.  Давайте посмотрим внимательнее на слова. Что увидели? (в словах должна быть общая часть)

    - Выделим общую часть дугой. ( у одного слова выделяю корень я, в остальных словах – ученик, дети – в тетрадях)

    - Кто знает, как называется общая часть? (найдется ученик, который знает, что общая часть – это корень слова. Если такого ученика нет, то обращаемся к учебнику)

    - А где ты это узнал?

    -Что мы сейчас выделили? (общую часть)

    -Общую часть каких слов? (родственных)

    - Итак, какие слова мы будем называть родственными? (Слайд 4)

                                         родственные слова

                    

                      близкие по смыслу           общая часть

               

                                                                корень слова

    - С родственными словами разобрались.

    - О каком новом понятии вы еще узнали? (о корне)

    - Попробуйте, опираясь на ключевые слова, сформулировать правило, что такое «корень».

    -Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике (с. 80).

    - Прочитайте про себя, вслух.

    -Правильно вы сформулировали правило? (да)

    -Молодцы, ребята!

    -Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»? (выслушиваются мнения детей)

    - Даниил нам подготовил  выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». Послушаем.

    Ученик зачитывает значение слова «корень»: (Слайд 5)

    подземная часть растения,

    часть волоса, зуба, ногтя.

    часть слова

    4.Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

    - Какие части растения вы можете назвать?

    Учитель загадывает загадку: (Слайд 6)

    Я у дуба, я у зуба,
    Я у слов и у цветов.
    Я упрятан в темноту
    Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
    (Слайд 7)

    Слово корень многозначное:

    1) подземная часть растения;

    2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

          3) часть слова.       

    - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

    На слайде  проблемные вопросы: (Слайд 8)

    1) Что такое корень?

    2) Роль корня в слове.

    3) Как выделить в слове корень?     

    - Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

    - Это важная, необходимая часть.

    Работа на доске. (Слайд 9)

    - Жил-был корень -гриб-. Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

    -- Хотите сами стать такими садовниками?

     Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову гриб  (работа в группах)

    (Проверка: на слайде 10 дерево и на нем появляются слова)( гриб, грибной , грибок, грибочки, грибник, грибочек, грибница)

    - Прочитайте только корень –гриб -. Вы поняли, что означает это слово?

    - Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

    Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.

    - Сравните своё определение с тем, которое дали авторы учебника.

    - Запишите в тетрадь слово-корень -гриб-, однокоренные слова к этому слову и выделите корень.

    Итог: - С какими новыми понятиями сегодня познакомились? (родственные слова, корень слова, однокоренные слова)

    -Как будете доказать, что слова являются родственными? (они должны быть связаны по смыслу и иметь один и тот же корень)

    - Что такое корень? (общая часть родственных слов)

    - Какие слова называются однокоренными? (те, которые образовались от одного и того же корня)

    -Ребята, после того, как вы узнали о новых понятиях, какую учебную задачу поставите? (будем учиться находить однокоренные слова, выделять корень).

    - Физкультминутка  

    5.Упражнение в распознавании однокоренных слов.

    Игра «Засели домики».  (Слайды 11,12,13)

    -Одновременно в 2 домика приехали «родственники». Правильно ли родственные слова заселились в домики?  Поработайте в парах, поставьте рядом со словом «плюс», если заселение верное.( 1 ряд работает с 1 домиком, 2 ряд со вторым)

    Проверяем.

    -Кто согласен? (зеленый «светофор»)

    -Не согласен? (красный «светофор»)

    -1 ряд с чем вы не согласны? (слово «лист» не родственное).

    -Докажите. («лист» не связан со словом «лиса»)

    -Молодцы! Уберем слово «лиса».( 1 ученик у доски отодвигает слово вниз)

    - 2 ряд тоже с чем-то не согласен. (лишние слова здесь «лисичка» и «мороз»)

    -Докажите.

    -Так какие же  слова называются однокоренными? (при затруднении – обратиться к правилу)

    Подводится итог.

    6.Самостоятельная работа. Упр. 4 (слайд 14)

    1. Выпиши группы однокоренных слов. (Проверка на слайде)

    -Прочитайте про себя, вслух.

    - Какие слова будете искать? (однокоренные)

    - А какие слова называются однокоренными? (при затруднении – к правилу)

    -Если при работе возникнут затруднения, как будете работать? (обратимся к правилу)

    2. Почему слова каждой группы ты считаешь однокоренными?

    7.Подведение итогов урока.

    -О каких новых понятиях узнали на уроке?

    -Что такое родственные слова?

    -Что такое корень?

    -Какие слова называются однокоренными?

    - Кто сегодня доволен своей каллиграфией? Кто не доволен? Что можно порекомендовать этим детям?

    - Кто считает, что сегодня на уроке был внимателен, не допустил ошибок при списывании с доски, учебника. А у кого были ошибки?

    8. Домашнее задание (Слайд 15) : упражнение № 5 (найти и выписать однокоренные слова, доказать, что они однокоренные,  указать части речи), упр.№2  ( списать, обозначить корень). Задание на выбор (дифференцированный подход)

    Рефлексия. (Слайд 16)

    - Дорисуйте человечка и покажите, как для вас прошел урок

    -

     

    близкие по смыслу

    -мор-

    родственные слова

    -лис-

    -м--момор-ор-

    мороз

    море

    моряк

    морской

    лиса

    лисичка

    лист

    лисий

    лисонька

    -ничего не понял

    -есть сомнения

    -всё было понятно


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 2 класс Планета знаний.

    В данной папке располагается разработка урока  исследования (русский язык)по программе Планета знаний(2 класс)....

    Урок русского языка 2 класс Планета знаний.

    В данной папке располагается разработка урока  исследования (русский язык)по программе Планета знаний(2 класс)....

    Урок русского языка 1 класс "Планета Знаний". Перенос слов.

    Урок русского языка по теме "Перенос слов" 1 класс....

    Урок русского языка 3 класс. "Обобщение знаний о падежах".

    Тема урока: обобщение знаний о падежах, 3 класс. программа "Школа России".Цель урока: закрепить знания я о падежах имён существительных;Задачи:Обучающие:·           ...

    конспект и презентация урока русского языка 4 класс планета знаний

    план-конспект урока русского языка по теме "Безударные личные окончания глаголов"...

    Урок русского языка 3 класс «Планета Знаний» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина изд. «Астрель» Тема урока: «Корень — главная значимая часть слова».

    Урок русского языка  3 класс «Планета Знаний» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина изд. «Астрель»Тема урока: «Корень — главная значимая часть слова».Дидактическая цель: создать условия для расширения ...