русский язык 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Бурлакова Наталия Юрьевна

Конспект урока и презентация по русскому языку УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.rar568.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс

УМК «Школа России»

Тема: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.  (+презентация)

Цель: усвоить сходства и различия между данными частями речи; развивать умения правильно и точно использовать в речи имя существительное и имя прилагательное.

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы «Части речи», карточки

Ход урока.

1. Орг. момент

Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы усвоим сходства и различия между двумя частями речи.

(на доске или на слайдах ) нарисованы две тучки, из которых беспорядочно капают капли дождя, на которых написаны следующие фразы: предмет, признак предмета, кто? что? какой? какая? какое? какие? изменяются по числам и падежам, изменяются по числам, падежам и родам, бывают ж. р., м. р., ср. р., главным, второстепенным, второстепенным)

- Они должны быть написаны на этих тучках.  Какие именно части речи - определите из следующих строк:

Имя есть и у дождя - дождь,

Имя есть и у совы - сова,

Имя есть и у стола - стол.

Имя есть и у травы - трава.

Всё существует: дом, весна

И у. всего есть имена.

(Имя существительное)

Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,

И ленивый, и драчливый.

Много качеств есть на свете,

Выбирайте себе, дети!

(имя прилагательное)

-В ходе урока  мы определим из какой тучки упала каждая капля?

2. Проверка домашнего задания: с. 43,№361

а) Индивидуальная работа у доски

Выполняется разбор им. сущ.

Из древесины - сущ., ( из чего?) предмет

Н. ф. – древесина

Ж.р., ед. ч., 1скл.; Р. п.

Второстепенный член -дополнение

б) Прочитайте чётко слова с пропущенными окончаниями.

(на бумажной  фабрике,  на короткие  кругляки,   в мелкую к  щепу,  в рыхлую, волокнистую  массу,  жидкая кашица,   огромный  цех,   в  oгромные рулоны)

 -Что обозначают эти слова?

(1 капелька-ПРИЗНАКИ)

-На какие вопросы эти слова отвечают? (на какой? на какие? в какую? и т. д.)

Это вопросы в косвенных падежах, а в нач. ф.(им. п.)- какой? какая? какое? какие?

2 капелька (с вопросами прил.) - 

-Со словами какой части речи им. прил. связаны в предложении и зависят от них? ( с сущ.)

-Назовите их в словосочетаниях с прилагательными.

 - Что обозначают имена существительные?

3 капелька - предметы

-На какие вопросы отвечает имя существительное?

4 капелька (с вопросами сущ.)

З.Чистописание

а) Массаж рук 

-Этот пальчик самый сильный

Самый толстый и большой

-Этот пальчик для того...,

Чтоб указывать его.

-Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине

-Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый

-А мизинчик хоть и мал...

 Очень ловок и удал.

б) Работа в тетради

Капли капнули на строчку,

Побежали по цепочке.

Угадай, скажи скорей

Что мы видим из их затей?

-Что хотят сказать капельки?

Запись на доске:  ___________________

Радос.ная  ж.знь  сер.це  в.с.лит.

Прочитайте.

-Решите орфографические задачи. 

-Объясните смысл пословицы.    Запишите.

-Разберите по членам предложения. Не попадитесь в ловушку!

-Какими членами предложения являются существительные и прилагательные?

5, 6 капельки (главным, второстепенным и второстепенным)

4. Работа по теме урока

а) Сравнение им. сущ. и им. прил. по плану

-Обратимся к плану исследования нашего урока

На доске записано:

План исследования

1.Что такое?

2.Что обозначает?

 З.На какие вопросы отвечает?

4.Как изменяется?

5.Каким членом предложения чаще всего бывает?

(Подведение промежуточного итога)

б) Работа по учебнику с.42, №360 (кол-но)

-Прочитайте задание. Выполним упражнение.

 -Что вы можете сказать об им. прил.? (изменяется по родам)

 - У каких прилагательных нельзя определить род? (мн. ч.)

Что вы можете сказать об им. сущ.? (бывают м. р., ж. р., ср.)

7 КАПЕЛЬКА

5.Физ. минутка  «Солнышко»

(на слайде)

-Как светит солнышко летом?

(дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони)

-Как светит солнышко осенью?

( мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты)

-Как светит солнышко зимой?

(пальцы собираются в щепоточку)

Летом - жарко! -

(потягиваясь, лопатки соединить)

Зимой - холодно!

в) Работа по карточкам  (и на слайде тексты)

Текст №1 (1 группа -  карточки сильным уч-ся))

Утреннее  со.нце  осв.тило  мес.ность. Первый  з.л.той  луч(?) (за)играл (на)в.ршине  могучего  дуба. (За)сверкала (на)тр.ве  серебристая р.са. Дли..ые тени  л.жат  (под)н.гами.

Текст №2 (2 группа – карточки слабым уч-ся)

(С)детства я (по)любил з.лёные липы. Ш.рокая аллея р.довала  гла. .  Вкусен липовый мё. .М.л.дые липы украшали мою ул.цу.

-Прочитайте текст. Как можно озаглавить каждый из них.

Списать текст, решая орфографические задачи.

Проверка ( с образцом текста на слайде)

-Определить падеж и число в словосочетаниях существительного и прилагательного.

Проверка (кол-но)

Вывод:

 -Как изменяются имена существительные?( по числам и падежам)

8 КАПЕЛЬКА

-Как изменяются имена прилагательные? ( по числам, падежам и родам)

9 КАПЕЛЬКА

-Чем сходны имя существительное и имена прилагательные?

 -Чем различаются эти части речи?

(Вывод по составленной схеме в течение урока)

6. Словарно - орфографическая работа

-Отгадать загадки, а отгадки записать в тетрадь в 2 столбика .

Ответ обоснуй.

(1 столбик - им. сущ.;                           2столбик - им.прилаг.)

Годовой кусточек

Каждый день роняет листочек,

 Год пройдёт - весь лист опадёт.

(КАЛЕНДАРЬ)

2)То блин, то полблина,

То та, то эта сторона.

(МЕСЯЦ)

3)Солнечный свет,

Осенний лист,

Весенний одуванчик,

Что их объединяет?

 (цвет-ЖЁЛТЫЙ)

4)По синему озеру белые гуси плывут.

(ОБЛАКА)

5) -Найди «лишнее» слово: Украшает, превращал, прекрасный.

(ПРЕКРАСНЫЙ)

, 6)- Противоположное слово по смыслу:

Белый-ЧЁРНЫЙ.

В словарных словах поставить ударение, подчеркнуть буквы, которые надо запомнить

7. ИТОГ урока

- Что мы знаем об имени существительном?

-Что мы знаем об имени прилагательном?

8. Домашнее задание стр.46, №36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....