"Имена собственные"
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) на тему

Кувшинова Оксана Вячеславовна

Урок русского языка в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_1_klasse.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Бучальская СОШ

ШМО учителей начальных классов

Урок русского языка

в 1 классе

по теме:     

             Учитель:    

Кувшинова О.В.

                                                             

2011-2012 уч. год.

Урок  в 1 классе по теме  «Имена собственные»

Цель урока: формирование представления об именах собственных.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия).

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

–   интерес к заданиям урока;

– представление об основных моральных нормах поведения в школьной жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к занятиям по русскому языку;

– представления о причинах успеха в учебе;

– проявления этических чувств на основании анализа простых ситуаций;

– представления о языке как средстве общения;

– понимания заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:        

–принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

–оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

– адекватно воспринимать оценки своей работы учителями;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– искать нужную информацию на странице учебника, «считывать» информацию с рисунков;

– понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике;

– анализировать объекты, представленные в рисунках, сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии;

– понимать заданный вопрос;

– подводить языковой факт под понятия: речь устная и письменная; звуки–буквы, звуки гласные–согласные, слог, слово, имена собственные.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

–на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

–иметь представление о возможном разнообразии способов решения учебной задачи;

– подводить языковой факт под понятия: слово и предложение, слог, согласные мягкие –твёрдые;

– соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– правилам общения в школе, в классе;

– адекватно реагировать на обращение учителей;

– основам работы на уроке в разных формах (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах).

Обучающийся получит возможность научиться:

– иметь представление о возможности существования различных точек зрения;

– использовать в общении правила вежливости;

– участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, групповой, в паре).

-иметь представление об именах собственных , их образовании и видах, о  правиле написания имён собственных.

использовать приобретённые знания и умения при подписывании ученической тетради и дневника.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями для работы в парах,  групповой работы.

Дидактический материал учителя:  Авторская презентация в программе PowerPoint.

ХОД УРОКА:

Чтение девиза урока: «Делаем дружно, делаем вместе - и всё  получится».

Орфографическая разминка

Сколько букв в русском алфавите?   (33)

На какие группы делятся буквы?  (гласные и согласные)

Сколько гласных букв?

А сколько  гласных звуков?

Какими бывают гласные звуки?  (ударные, безударные)

Сколько согласных букв?  (21)

Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)

А какие  бывают согласные звуки?  (звонки и глухие, твердые и мягкие)

Назовите гласные буквы которые показывают мягкость согласных звуков? (е,ё,и,ю,я)

Какие согласные всегда мягкие? (ч, щ, й)

Какие согласные всегда твердые? (ж, ш, ц)

Постановка проблемы

 На доске прикреплены буквы:  Л,  К,  Б,  К.

Учитель: - Назовите буквы. Что можно сказать о данной записи?

(Это буквы согласных звуков).

Учитель: - Используя только эти буквы, составьте слово или несколько слов.     (Дети работают самостоятельно).

Учитель: - Итак, у вас есть какие-то варианты?

(Нельзя составить из этих букв слово).

Учитель: - Почему  так решили? (Так как нет букв гласных).

Учитель: - Сколько букв добавить?

(Учитель добавляет еще три буквы  О).

Учитель: -  А теперь? Какое составили слово?  (КОЛОБОК)

 Учитель: - Так почему же нам не удалось сразу составить слова из букв  К, Л, Б, К? (Из одних согласных слово не составить).

-Колобок пришел сегодня к нам на урок. Он очень хочет с вами познакомиться. Сначала наш гость познакомится с девочками. (Встают девочки и называют свои имена).

А теперь мальчики познакомятся с Колобком. (Встают мальчики и называют свои имена).

Колобок: У каждого есть свое собственное имя. А как вы думаете, почему? С какой целью мы даем имена? (Чтобы знать, о ком говорим, к кому обращаемся).

Учитель: - О чем сегодня поговорим на уроке? (Об именах собственных).

Учитель: Прочитайте стихотворение

Тут Карина и Анжела,
Юлия, Артём, Павлуша,
А ещё  Алиса и Андрюша.

Задание: Назовите  имена собственные.

Колобок: Ребята, я очень рад, что с вами познакомился. Но мне уже пора отправляться в путешествие. Я надеюсь, что мы  с вами  будем дружить и во всем помогать друг другу.

Учитель: Давайте понаблюдаем за путешествием Колобка. Покатился Колобок по лесной полянке, а навстречу ему зайчишка скачет.

Задание зайца:

      В…р…бей,  д…вочка,  в…рона,  за…ц,  …рбуз, п…тух, с…рока,  П…лина.

- Вставьте пропущенные буквы. Что общего в  этих словах? ( Все слова обозначают предметы, отвечают на вопрос Кто? Что?)

- Разделите слова на две группы. По какому признаку можно эти слова на две группы? (Слова, называющие живые и неживые предметы; слова, состоящие из двух и трех слогов, слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне;

- Найдите лишнее слово. (Полина). Почему оно лишнее? Докажите.  (Это не словарное слово, пропущенную букву можно проверить. Это имя собственное, пишется с большой буквы).

- Спишите только те слова, которые называют птиц. (Воробей, ворона, петух, сорока)

Какое слово лишнее? Почему (Петух – домашняя  птица). Как вы думаете, почему говорят: важный, как петух; задиристый, как петух? (Славится петух важностью походки, задиристостью характера).  Скажите,  почему петуха назвали петухом? (За способность громко и звонко петь прозвали петуха петухом).

Прочитайте предложение, выполнив задания:

Петух  хорошо поет.

        1  - так, чтобы это было сообщение;

        2  - вопрос;

      3  – восхищение.            

Молодцы! Помогли Колобку. Покатился Колобок дальше, а навстречу ему волк.

Задание волка: Написать слова через запятую. Азбука. Зима. Мурзик. Пётр. Задача. Петрушка. Тетрадь. Сергеев.

Давайте научим Колобка, какие слова мы должны писать с большой буквы.

Какие слова написали с большой буквы. Почему? Проверка.

Послушайте стихотворение Е. Измайлова

Буква обычная выросла вдруг

Выросла выше букв – подруг

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней быть и виднее.

Физкультминутка

- У вас на столах медальки с буквами, наденьте их.

 – Вы превратились в буквы алфавита.

- А теперь, буквы, слушай мою команду: На зарядку становись!

Выйдите из-за своих парт, гласные буквы встаньте в первый ряд,

 согласные – во второй. Внимательно слушайте команды:

1. Ну-ка буквы, покажите, класс, приседайте 8 раз!

2. Буквы гласные сейчас выполнят хлопки для вас! Раз, два, три!

3. А с согласными мы вместе выполним шаги на месте!

- Молодцы, буквы, молодцы, ребята, какие вы дружные! Садитесь на места!

Учитель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему медведь.

Задание медведя: К данным словам подберите подходящие по смыслу имена собственные и запишите по образцу. Работа в парах по карточкам.

Город, девочка,  река,  котёнок, собака.

Слова для справок: Москва, Волга, Мурзик, Лена, Жучка.

Образец: город Москва.

Самопроверка. Поднимите карточки желтого цвета, если у вас нет ошибок, зеленого цвета – у кого 1-2 ошибки, красного цвета – более 3 ошибок.

Учитель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему лиса.

Задание лисы: 

Работа в группах

Найди ошибки в тексте и исправь их.(4 ошибки)

У маши гости. На столе стоят чашки. девочка угощяет своих друзей тортом. Хорош душыстый чай.

Закрасьте на карточках кружок:

желтым цветом, если у вас не было ошибок,

зелёным цветом, если вы допустили 1-2 ошибки,

красным цветом, если вы выполнили задание неверно.

   

Физкультминутка для глаз.

     Глазки видят все вокруг,

     Обведу я ими круг,

     Глазкам видеть все дано,

     Где окно и где крыльцо,

     Обведу я снова круг,

     Посмотрю на мир вокруг.

Логическая задача.

На листочках записать и прочитать

- Колобок  оставил нам пожелание. Расшифруйте его и узнаем, что нам предлагает.

#     *    &    /    @    ☻    ∑    ∞    ∆    ↕    ≈    ∩    Ω    ∫

Д    В    Й   Т    А     Е    Ж    И    Ь    Р    У   Н    О   !

# @ * @ & /☻        ∑ ∞ / ∆       # ↕ ≈ ∑ ∩ Ω ∫   (Давайте жить дружно!)

Молодцы, ребята, вы помогли колобку выполнить все задания и спасли его. А сейчас я предлагаю вам  попутешествовать вместе с Колобком показать ему, где мы живем. Каждый из вас подготовил небольшой рассказ о родном крае. Слушайте внимательно. Задание: запомнить имена собственные, которые будут названы в рассказе.   (Сообщение ученика)

 (Россия, Москва, Тула, Кимовск, Бучалки, Исаковка, Павловка, Новый, Совхозный, Красное, Молодёнки)

VI. Рефлексия- Кто справился со всеми заданиями легко?

    - Кому трудно было выполнять упражнения?

    - В чем заключается трудность?

  Прочитать предложения с интонацией, соответствующей знаку препинания.

   Я хорошо работал на уроке.

   Я хорошо работал на уроке?

   Я хорошо работал на уроке!

    Оцените свою работу на уроке, используя схему.

Итог урока.

 Завершается урок.

Он пошел ребятам впрок?

Постарались все понять!

Учились тайны открывать!

Ответы полные давали!

На уроке не зевали!

Спасибо за урок!

Как работать в паре?

Памятка

Критикуй идеи, но не человека.

Поощряй участие каждого в обсуждении.

Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.

Стремись понять точку зрения других в дискуссии.

Перескажи мысль товарища, если она тебе не ясна.

Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай.

Ищи рациональное в высказываниях других.

 

Страна, в которой мы живем, называется Россия. Главный город нашей страны – столица – Москва. Это огромный, современный    город. Самое известное место в Москве – это Красная площадь, где мы можем увидеть Кремль. В столице  красивые храмы, соборы, церкви, много памятников. А ещё в столице есть дорога под землей, которая называется метро.

Мы живем в Тульской области. Главный город нашей области  - Тула. Тула – очень красивый город. В Туле мы можем увидеть Тульский Кремль, музей оружия, музей пряников, музей самоваров. Также там очень много памятников знаменитым людям: Л.Н.Толстому, Петру I, Рудневу.

Тульская область состоит из множества районов. Район, в котором мы живем, называется Кимовский. Главный город нашего района – Кимовск. Кимовск – небольшой, совсем молодой  город. В этом году ему исполнилось 60 лет. В Кимовске много школ, в которых учатся дети, есть музыкальная школа. Можно побывать в Доме культуры, где проходят городские праздники. В Кимовске мы можем посетить церковь.

В Кимовском районе есть много сел и деревень. Мы учимся в Бучальской школе. Она расположена на территории села Бучалки. Село Бучалки объединяет  несколько деревень: Павловка, Исаковка, поселок Новый. Близ села протекает река Мокрая Табола. В нашем селе есть Дом Культуры, возле которого стоит памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Много лет назад была построена церковь, но сейчас она в разрушенном состоянии. В селе есть почта, много магазинов. Природа нашего края очень красивая. Со всех сторон село окружают леса.

Недалеко от села Бучалки расположена деревня, в которой я живу. Называется она Красное. Моя деревня не  большая, но очень красивая. Расположена она на берегу реки Мокрая Табола. Вокруг деревни раздольные луга, множество цветов. Слышно пение птиц.  Моя деревня известна тем, что в ней жил Герой Советского Союза Потехин Иван Павлович.

Я  живу в селе Молодёнки. Расположено оно в  12 километрах от Бучалок. В нашем селе также раньше была церковь, в настоящее время она не работает.

В селе стоит здание школы, в настоящее время она не работает. Это очень старинное здание. Его построил граф Разумовский. Долгое время это было имение Самариных. Часто в нашем селе бывал Лев Николаевич Толстой. 

Недалеко от школы высится двухэтажное здание Дома Культуры, возле которого находится  памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Ещё у нас есть почта, магазин, столовая.

КАРТОЧКИ

Работа в парах

К данным словам подберите подходящие по смыслу имена собственные и запишите по образцу.

Город, девочка,  река,  котёнок, собака.

Слова для справок: Москва, Волга, Мурзик, Лена, Жучка.

Образец: город Москва.







К данным словам подберите подходящие по смыслу имена собственные и запишите по образцу.

Город, девочка,  река,  котёнок, собака.

Слова для справок: Москва, Волга, Мурзик, Лена, Жучка.

Образец: город Москва.







К данным словам подберите подходящие по смыслу имена собственные и запишите по образцу.

Город, девочка,  река,  котёнок, собака.

Слова для справок: Москва, Волга, Мурзик, Лена, Жучка.

Образец: город Москва.








К данным словам подберите подходящие по смыслу имена собственные и запишите по образцу.

Город, девочка,  река,  котёнок, собака.

Слова для справок: Москва, Волга, Мурзик, Лена, Жучка.

Образец: город Москва.








Найди ошибки в тексте и исправь их. (4 ошибки)

У маши гости. На столе стоят чашки. девочка угощяет своих друзей тортом. Хорош душыстый чай.

Закрасьте на карточках кружок:                                                             O

желтым цветом, если у вас не было ошибок,

зелёным цветом, если вы допустили 1-2 ошибки,

красным цветом, если вы выполнили задание неверно.

Найди ошибки в тексте и исправь их. (4 ошибки)

У маши гости. На столе стоят чашки. девочка угощяет своих друзей тортом. Хорош душыстый чай.

Закрасьте на карточках кружок:                                                             O

желтым цветом, если у вас не было ошибок,

зелёным цветом, если вы допустили 1-2 ошибки,

красным цветом, если вы выполнили задание неверно.

#     *    &    /    @    ☻    ∑    ∞    ∆    ↕    ≈    ∩    Ω    ∫

Д    В    Й   Т    А     Е    Ж    И    Ь    Р    У   Н    О   !

# @ * @ & /☻        ∑ ∞ / ∆       # ↕ ≈ ∑ ∩ Ω ∫  




#     *    &    /    @    ☻    ∑    ∞    ∆    ↕    ≈    ∩    Ω    ∫

Д    В    Й   Т    А     Е    Ж    И    Ь    Р    У   Н    О   !

# @ * @ & /☻        ∑ ∞ / ∆       # ↕ ≈ ∑ ∩ Ω ∫  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные

Цель урока:  создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре,  закр...

Урок русского языка по программе Л.В. Занкова по теме: "Имена собственные"

Урок разработан с учёто методических требований системы Л.В.Занкова согласно возрасных особенностей детей...

Имена собственные.

Используя иллюстрацию, придумать фамилии....

Исследовательская деятельность на уроке русского языка "Имена собственные и нарицательные"

Модель доски: interwrite  BoardАннотация конкурсной работы: п рограмма по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа  XXIвека». – 3-е изд., дораб. и  доп. – Вентана-Гра...

Урок русского языка 1 класс. УМК "Школа 21века" Тема: Имена собственные, правописание собственных имен"

Цель урока: создать условия для формирования системы знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных. На уроке используется презентация....

Урок русского языка в 1 классе "Имена собственные.Имена, фамилии, клички животных - имена собственные."

Урок русского языка, 1 класс, система Л.В.Занкова.  Тема «Имена  собственные.  Имена, отчества, фамилии, клички животных — это имена собственные. Тип урока: урок изучения новых...

Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.

Открытый урок.Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных....