"Обобщение и систематизация знаний о частях слова".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Ионова Татьяна Юрьевна

Урок  обобщения и систематизации знаний о частях слова по УМК "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок учителя начальных классов

МОУ СОШ №5  ОЦ «Лидер» г.о.Кинель

Ионовой Татьяны Юрьевны

Класс: 3 «А».

Дата: 2 февраля  2010 года.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Формы обучения: работа в парах, фронтальная, самостоятельная работа, работа под руководством учителя.

Тема: "Обобщение и систематизация знаний о частях слова". 

Цель: обобщить и систематизировать знания уч-ся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении).

Задачи:

упражняться в составлении слов по схемам;

подготовить уч-ся к теме "Разбор слова по составу";

развивать у уч-ся память, мышление, внимание, речь;

воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи.

Оборудование: разрезные карточки - части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) в конвертах по одному на каждую парту, рисунок словесного поезда, рисунок кота, схема разбора слова по составу, плакат для гимнастики для глаз,  учебник  «Русский язык. 3 кл» ( авторы Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Запись даты урока в тетрадях.

Эпиграф к уроку (на доске):

 «Способность видеть чудесное в обыкновенном - несомненный признак мудрости»

( Р.У Эмерсон)

2. Повторение изученного материала.

Минутка чистописания.

Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова (Учитель говорит: "Окончание в слове "вьюги"?", дети записывают "и" и т.д.)

вьюги, зимний, морозит, снег, снегири, снеговик, льдина, пушистый, играть, измениться

Запись в тетради : и  ий  ит  ир  ик  ин  ист  игр  из.

Работа в парах.

- Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места.

Учащиеся работают с карточками  со схематическим изображением частей слова,  выкладывают их по порядку на столах.

- Придумайте к данной схеме слово, запишите и разберите его по составу.

На доске запись:

искристый, земля, лежит, красный, на, снег, учебник

- Это предложение? (Набор слов.)

- Составьте предложение.

-  Как это надо сделать?

(Подобрать слова по смыслу, изменить окончания слов для связи слов в предложении).)

На земле лежит искристый снег.

- Выделите окончания. У  всех слов есть окончания?

(Нет, шоссе, кофе, кино не изменяются; весело, быстро, громче не имеют окончания - это суффиксы у наречий).

 Словарная работа.

- Надо выписать словарные слова из словариков в учебнике или по памяти к схемам (схемы записаны на доске).

Работа проводится в форме соревнования. Как только слово подобрано -можно выходить и записывать. Не по очереди. Можно выходить по несколько раз.

Проводится фронтальная проверка. Побеждает тот ряд, у которого получилось больше слов и правильно.

Гимнастика для глаз.

Задание: выбрать любую понравившуюся линию и проследить глазами её

(линии нарисованы на плакате, линии разного цвета).

З. Сообщение темы и цели урока.

На доске плакат. Найдите в данной записи тему нашего урока (Развитие концентрации и устойчивости внимания).

ВЗБРТКЧАСТИПРЕЬДНПРВРПАЛОЛРАИМКЕОРОЛ

ОИКПЕЬТЮВЁСЛОВАРП

Ответ: "Части слова".

4. Обобщение знаний о частях слова.

На доске плакат - рисунок словесного поезда (из учебника).

- Рассмотрите рисунок. Вы видите необычный поезд - словесный. Почему паровоз и первые два вагончика соединены цепью, а последний вагон - окончание - прицеплен за крючок? Почему такие же вагончики с крючками стоят на запасном пути? (Т.к. окончание - это изменяемая часть слова).

Расскажите, что вы знаете о каждой части слова (по плану-схеме разбора по составу)

окончание,

основа,

корень,

приставка,

суффикс.

- Что хранится в корне? А в основе слова?

 (Повторение  правил  в стихах, изученных  ранее).

1.

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

2.

Корень слова - значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства -

Однокоренные подбери слова.

3.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

4.

3а корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Заняв его, конечно,

Натворил он дел.

5.

Помни при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи,

После корня будет суффикс,

А приставка - впереди.

- Когда говорят о чём-то главном, важном, просят выделить самое основное, говорят: "Зри в корень!", т.е. "Смотри в корень!"

- Если говорят о причинах чего-то плохого, скажут "корень зла".

- Если надо что-то основательно переделать, говорят "коренная переработка", "коренные изменения".

- Рассмотрите рисунок (в учебнике: суффиксы цепляются за кота).

Что происходит со словом "кот"? Запишите слова, которые получились. Разберите их по составу.

Кот, котище, котик , котята, коток,  котишко, котёнок.

- Что общего у этих слов?

(Одинаковый корень, однокоренные, имена существительные, отвечают на вопрос кто?, обозначают предмет).

- Из каких частей может состоять основа слова?

(Корень, суффикс, приставка.)

Физминутка.

Задание: если основа названного мной слова будет состоять только из одного корня - присесть, кроме корня в слове есть другие части, т.е. приставка или суффикс, - встать.

Мороз, снеговик, лед, шубка, вьюга, следы, снежки, прокатиться, новый, год, заморозки.

Работа по учебнику "Русский язык, 3 кл"  (авторы: Е.В. Бунеева, О.В. Пронина).

Упр. № 198, стр. 134.

- Читаем задание. Самостоятельно в учебнике простым карандашом разобрать слова по составу. Найдём каждому слову пару - соответствующий "поезд" - схему и соединим их линией. Запишем слова в тетради по порядку: к схеме 1, к схемам 2, 3, 4. И разберём по составу.

6.Домашнее задание:

Упр. № 5, стр. 141.

7. Итог урока. 

-  Какова была тема урока?

- Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове?

(Чтобы образовывать новые слова, грамотно писать,  развивать свою речь.)

- Составьте  слово по подсказкам:

     1. В слове есть окончание и основа. Оно состоит из трёх частей.

     2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).

     3. В приставке две буквы "е" (пере-).

     4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).

     5. Окончание - первая буква алфавита (-а).

Ответ: "переменка".

А сейчас – перемена. Урок окончен. Отдыхайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и систематизация знаний о глаголе

Урок предусматривает обобщение и систематизацию знаний о глаголе. Проводится с использованием  здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного. В начале урока пр...

Урок обобщения и систематизации знаний "Перенос слов", 1 класс, Образовательная система «Школа 2100»

Урок обобщения и систематизации знаний способствует приведению в единую систему полученных по этой теме знаний....

«Обобщение и систематизация знаний о частях речи»

Урок по русскому языку в 3 классе. Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях речи»  УМК- Школа России...

План-конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний о частях речи" 3 класс

Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры помогают решению многих учебных задач.На протяжении четырех лет я провожу не...