Обобщение и систематизация знаний по разделу «Слово в языке и речи»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мухина Ирина Алексеевна

Обобщить знания по изученной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Обобщение  и  систематизация  знаний по разделу «Слово в языке и речи»

Цель: обобщить знания по изученной теме, развивать орфографическую зоркость, воспитывать внимание.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся правильно писать слова с изученными орфограммами, правильно оформлять предложения на письме.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: использовать знаково-символические средства представления информации, владеть логическими действиями.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и  составлять  план  выполнения  заданий  на  уроке  под  руководством учителя.

Личностные: осознают границы своего знания и «незнания».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование: дид. материал

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальная работа

—  Измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов или животных, и запишите их.

Брат, соловей, ручей, звено, воробей, друг, муравей, колос.

—  Из данных слов составьте предложения по схемам и запишите их. Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.

1) ночью, мороз, ударил, первый (Когда ? Какой 7)

2) падает, на землю, хлопьями, снег (Куда? Как?)

3) волчьи, заметили, на снегу, ребята, следы (Где? Чьи? Что?)

—  Спишите, разделите слова для переноса.

Радость, льдина, обезьяна, соловьи, семья, половодье, крылья, деревня, даль, здоровье.

—  Распределите слова в два столбика: 1) с мягким знаком — показателем мягкости; 2) с разделительным мягким знаком.

Деньки, льёт, вьюга, пальто, медведь, листья, колокольчик, безделье.

2. Орфографическая минутка  (Запись под диктовку.)

Чаша, к ручью, лечу, душистые, ночка, пью, чёрный, над степью, Москва.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают по одному слову и называют в нём орфограмму.)

3. Игра «Угадай-ка»

— Разгадайте кроссворд.

1

ь

2

ь

3

ь

4

ь

5

ь

1. Снежная буря. (Вьюга.) 2. Домики для пчёл. (Ульи.) 3. Мать, отец и дети. (Семья.) 4. Животное, по строению тела наиболее близкое к человеку. (Обезьяна.) 5. Ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье.)

4. Повторение, обобщение и систематизация знаний

 Работа по учебнику

Упр. 128 (с. 70).

—  Прочитайте текст.

—  Какое название подойдёт к этому тексту?

—  Определите тип текста. Докажите. (Описание.)

—  Какова главная мысль текста? (Ну и славные были зайчата.)

—  Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание.

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Назовите имена прилагательные.

Упр. 129 (с. 70).

—  Прочитайте текст.

—  Какое название подойдёт к этому тексту?

—  Сколько частей в этом тексте?

—  Подберите заголовок к первой части, ко второй, к третьей.

—  Какая часть является описанием? (Вторая.)

—  Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

Физкультминутка

5. Закрепление изученного материала

 (Самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 71).) или

Сам. работа

 Впиши пропущенные буквы в слова. В скобках пиши проверочные

слова.

Рано утром мы вошли в ле... (______________). Древний

ду... (______________) встретил нас раскидистыми ветвями.

Под ним стоял красивый гри... (______________) боровик. По

дереву быстро ле... (______________) мелкими пры...ками

(____________) дятел. Он долбит крепким клювом кору, что-

бы найти насекомых на обе... (___________). Вни... (__________

________) полетела ве...ка (______________), задетая дятлом.

Подчеркни парные согласные.

Ударные и безударные гласные

1. Допиши правило.

Чтобы проверить правописание _____________________

гласной в корне слова, надо подобрать такое родс-

твенное _______________, чтобы _______________ гласный

стал ________________________.

2. Запиши рядом с проверочным словом родственное слово с безудар-

ной гласной в корне.

поле — _________________

грозы — _______________

горы — ________________

плод — ________________

зонтик — _______________

травы — _______________

змеи — ________________

страны — _____________

свечи — _______________

цветик — ______________

Подчеркни безударные гласные в записанных словах.

3. Прочитай ряды родственных слов. В каждом из них выдели безу-

дарный гласный в корне, подчеркни проверочные слова.

Белёсый, белый, белила.

Звонок, звон, позвонить.

Домишко, домовой, домище, дом.

Морячка, море, морской, моряк.

Приход, ходячий, уходить, переходить.

4. Запиши проверочное слово, затем впиши безударный гласный в сло-

во с пропущенной буквой.

__________ — сл...ны

__________ — сл...ды

__________ — в д...мах

__________ — м...рской

__________ — д...ревья

__________ — на п...лях

__________ — в...зание

__________ — гл...дит

Выдели корень в словах. Подчеркни вписанные безударные гласные.

5. Подбери проверочные слова к словам с двумя безударными гласны-

ми. Впиши пропущенные буквы.

Х...л...дает ______________________, ______________________.

В...с...лится ______________________, ______________________.

З...л...неет ______________________, ______________________.

В...ч...реет ______________________, ______________________.

Проверь себя — поставь ударение в проверочных словах.

6. Впиши пропущенные буквы в слова. Рядом с каждой строкой пиши

проверочные слова.

Румяной зарёю покрылся восток,

В с...ле за р...кою потух ог...нёк. _______________________

________________________________________________________________________

6. Итог, сообщение домашнего задания

—  С каким настроением вы уходите с урока?

Домашнее задание

Подготовить проект по теме «Рассказ о слове».

7. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Слово в языке и речи". Русский язык 3 класс, "Школа России".

Проверочная работа по теме  "Слово в языке и речи". Два варианта заданий. Работа содержат оценочный лист. Легко выполнить диагностику усвоения материала....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...

Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 4 классов по теме «Слово в языке и речи»

Назначение работы -  оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Слово в языке и речи», установить соответствие подготовки  обучающихся  4-х  классов по русскому...

Слово в языке и речи. Проект "Рассказ о слове"

Задачи урока: учить выполнять проекты, обогащать , уточнять и активизировать словарный запас речи учащихся, развивать умения работать в коллективе.Планируемые результаты:Личностные: фор...