Открытый урок по разделу "Слово в языке и речи" 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

"Осенний калейдоскоп"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx37.01 КБ
Binary Data urok.flipchart2.91 МБ
Binary Data fraz_i_leks_slovo.flipchart187.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О учителя : Миккоева Светлана Юрьевна.

Число: 20.10.2015 год.

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 3 класс.

Автор УМК(программы учебного курса): Русский язык 3 класс (Школа России). В.П Канакина, В.Г Горецкий.

Тема урока:"Обобщение и закрепление изученного".

Тип урока: урок-обобщение.

Цель: обобщение и повторение знаний по изученной теме.

Учебные задачи:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  1. развитие позитивной самооценки, самоуважения;
  2. развитие навыков сотрудничества;
  3.  развитие этических чувств, доброжелательности.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения

(регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

 -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

 -формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

-формирование умения грамотно строить речевые высказывания, слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в парах.

 3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.

Средства (оборудование):

учебник по русскому языку, компьютер, мультимедийный проектор, карточки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

-Улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь с нашими гостями.

-Пусть солнечное и доброе настроение сопровождает нас сегодня на уроке.

Подготовка класса к работе. Учащиеся приветствуют друг друга.

Личностные:

Формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви.

2.

Актуализация знаний.

Постановка темы и целей урока.

СЛАЙД 1

СЛАЙД2

-Ребята, я приглашаю вас сегодня побывать вместе в гостях у волшебницы, которая умеет творить чудеса необыкновенной красоты.

-Догадайтесь, о ком идёт речь.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото ,одеты все леса.

-Да ,это волшебница-осень.

-Сегодня на уроке мы попутешествуем по "Осеннему калейдоскопу ".

-А что такое калейдоскоп?

-Давайте прочитаем определение этого понятия из словаря.

- Калейдоскоп-это прибор, игрушка, содержащая внутри зеркальные стёкла, которые, отражаясь, сменяют симметричные узоры (толковы словарь).

-Каждый узор осеннего калейдоскопа  приготовил для нас много интересных  заданий.

-А как вы думаете, что это будут за  задания?

-Правильно, сегодня на уроке мы будем повторять всё то, что узнали в разделе "Слово в языке и в речи".

Хорошо читающий ученик

читает определение из словаря.

Учащиеся вспоминаю темы, изученные в разделе.

   

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

3.

Чистописание

Пальчиковая гимнастика

"Дождик"

СЛАЙД3

-Осень-это волшебница и художница, которая украшает всё кругом.

-Давайте тоже представим, что мы художники, наша тетрадь-это холст, для рисования, а ручки-кисточки.

-Записываем число, классная работа.

-Старайтесь писать красиво, следите за осанкой, положением тетради, рук и ног.

-Прочитайте буквы в первой строке

а о у ю и е ё я э ы

- Что можете сказать про эти буквы?

(гласные, обозначают один и два звука, состоят из голоса, обозначают мягкость и твёрдость пред. согл. звука).

-Пропишите их в тетрадь.

- Прочитайте слоги.

ма на ки  ро ба лю

-Назовите слоги, в которых есть мягкие согласные звуки, твердые согласные звуки.

-Пропишите их  в тетрадь.

Учащиеся записывают число, классная работа в тетрадь.

Дети вспоминают всю информацию про данные буквы. Отвечают на вопросы.

Записывают буквы и слоги в тетрадь.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

4.

Работа по теме урока

Узор: дары осени-овощи.

СЛАЙД4

(+картинки овощи)

Словарная работа

Узор: осенние листья.

СЛАЙД5

-Давайте начнём смотреть, какие задания подготовил для нас "Осенний калейдоскоп".

(слайд-овощи)

-Как вы думаете, куда нас приглашает калейдоскоп?

-В огород, посмотреть на дары осени.

-А дары осени мы будем смотреть и вспоминать с помощью словарных слов.

- На слайде вы увидите картинку, ваша задача записать словарное слово к себе в тетрадь.

-Первое слово записываем с заглавной буквы с красной строки.

-Не забывайте ставить ударение и подчёркивать безударную гласную.

Картофель, морковь, помидор ,капуста, огурец, овощи.

- Открываем словарь в конце учебника, обмениваемся тетрадями, проверяем, ставим оценки друг другу.

- Молодцы! Продолжим.

-Какое задание для нас подготовил следующий узор калейдоскопа.

-Как вы думаете что это?

-Да. Это осенние листья.

-А листья каких деревьев здесь есть?

-Вот именно на этих осенних листиках мы будем выполнять задания.

-Для того, чтобы правильно выполнить все задания, давайте вспомним некоторые правила, которые понадобятся нам.

- Что такое синонимы, антонимы?

Синонимы- это слова, которые звучат и  пишутся по-разному, но имеют близкое лексическое значение.

Антонимы  -это слова, противоположные по смыслу, различные по звучанию и написанию.

- Что такое однокоренные слова?

Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

- Как проверить парный по глухости и звонкости согласный звук?

Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный звук стоял перед гласный звуком.

- Что такое словосочетание?

Словосочетание- это сочетание двух или нескольких слов по смыслу, связь сов в словосочетании устанавливается с помощью вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

-Сейчас мы с вами будем работать в парах, ходим в гости, по партам.

-На каждой парте своё задание, на разных листиках.

-После выполнения задания вы можете проверить себя на листах самопроверки. Они красного цвета.

Задания

Кленовый лист  Арина Воронцова

Составь и запиши словосочетания, используя слова правого и левого столбиков. Укажи главное слово в каждом словосочетании.

интересный        окно

добрая        берег

южный        сказка

чистое        пальто

тёплое         кинофильм

Берёзовый лист Ваня Белов и Настя Амелина

Найди в каждой строчке однокоренные слова. Запиши их, выдели корень.

  1. Вдруг, подруга, друзья
  2. Горный, горка, городок
  3. Вода, водяной, водить
  4. Корень, корневой, коржи
  5. Носик, носит, носок

Осиновый лист Арина Голикова и Люда Агеева

Выберите букву для обозначения парного согласного звука в корне каждого слова. Запишите слова.

Улы(п,б)ка, ,сугро(п,б),моро(с,з),

яго(д,т)ка, ры(б,п)ка,тро(п,б)ка,утю(к,г), ду(п,б).

Дубовый лист

Выпиши из словаря. Аня Волкова и Артём Бучнев

  • синонимы к словам интересный, красивый, багровый
  • антонимы к словам мужество, плюс, быль-сказка

- Молодцы, справились с заданиями!

Отвечают на вопросы.

Учащиеся под диктовку записывают словарные слова, ставя ударение в каждом слове, подчёркивая безударную гласную.

Учащиеся вспоминаю правила, изученные в разделе.

Учащиеся парами работают по станциям, переходя на разные парты, где они выполняют разные задания

После выполнения заданий, дети  делают проверку заданий на листах для самопроверки.

Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную защиту .

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию.

5.

Физкультминутка

-Давайте немного отдохнём.

(упражнения с руками, зрительная гимнастика, дыхательная).

Выполняют упражнения

6.

Работа по теме урока

СЛАЙД6

-Как вы думаете, куда мы попали, благодаря "Осеннему калейдоскопу"?

-Да. Это осенний лес.

-Давайте посмотрим, что можно встретить в осеннем лесу, какой  он может быть, и что в нём можно осенью делать.

Интерактивная доска

-Распределите слова в три столбика по частям речи.

-Давайте вспомним, какие части речи мы знаем?

(Сущ, прил, глагол,предлог,союз.числ,мест,частица)

-Что такое прилагательное?

-Что такое существительное?

-Что такое глагол?

-Прилагательное, существительное, глагол.

Слова: грибы, собирать, осенний, ягоды, свежий, сырой, птицы, расписной, наблюдать, любоваться, звери, птицы, золотой, сказочный

-Наше путешествие по "Осеннему калейдоскопу" подходит к концу.

- Я предлагаю выполнить вам последние задания.

-Сейчас мы в с вами поработаем со словами, которые связаны с осенью.

- Работаем в группах.

-Сейчас вы получите карточки, на которых есть слова и лексические значения этих слов. Ваша задача определить лексическое значение каждого из слов.

-Вспомним, что такое лексическое значение слов?

Лексическое значение слов- это то, что слово обозначает.

- Слова: сапоги, плащ, дождь, сентябрь, листопад, зонт.

Лексические значения слов:

Сапоги́ — вид обуви с высокими голенищами.

Плащ — верхняя одежда из непромокаемого материала.

Дожди — атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель.

Сентябрь-первый осенний  месяц.

Листопад — биологический процесс сбрасывания листвы растениями.

Зонт — устройство, предназначенное для защиты человека от дождя или от солнечных лучей.

-Молодцы! Справились с заданием.

-На последок ""Осенний калейдоскоп" приготовил для нас очень интересное задание.

-Вам  нужно узнать фразеологизм по картинке. И рассказать, что они обозначают.

-Вспомним, что такое фразеологизмы.

Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов.

-Откройте словарь фразеологизмов в конце учебника, если у вас возникнут затруднения, воспользуйтесь им.

Фразеологизмы:

Висеть на телефоне.

Убить двух зайцев.

Сесть в калошу.

Зарубить на носу.

Дети по одному распределяют слова в три столбика.

Учащиеся работаю в группах. На карточках записаны слова в правом столбце, а лексические значения в левом столбце. Дети определяют лексическое

значение всех слов.

Вспоминают, что такое фразеологизмы.

Учащиеся отгадывают фразеологизмы по картинки.

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку.

Коммуникативные.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Познавательные.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Коммуникативные:

- умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.

7.

8.

9.

Рефлексия

Итог урока

Оценки.

Домашнее задание

(задание на отельных листах)

-Посмотрите на листья клёна, на что они похожи? (на пальцы руки)

Зажмите пальцы  в кулак  и …

- Кому было интересно – разожмите мизинец;

- Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный;

- Кто хорошо работал на уроке – средний;

- Кто помогал  работе  в группе – указательный;

- Кому урок понравился – большой;

-Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания «Осеннего калейдоскопа».

-Понравилось ли вам выполнять задания "Осеннего калейдоскопа"!

-Что нам удалось повторить ?

-Какие задания понравились больше всего?

-Спасибо всем за работу.

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание в дневники

Личностные.

Способность к самооценке на основе критерий успешной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе на тему: "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закрепление"

Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе на тему : «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»Цели: Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развитие умения распоз...

Конспект открытого урока-исследования по русскому языку в 3 классе

Урок-исследование по ФГОСТема урока:"Безударные гласные в окончаниях имен существительных 1 склонения"...

Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе

Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе на тему : «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»Цели: Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развитие у...

Презентация к открытому уроку-игре по русскому языку во 2 классе

На тему : «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»...

Открытый урок - закрепление по русскому языку в 3 классе Тема: « Я приехал из Японии»

Нестандартный урок русского языка, в нём раскрывается тема склонения имен существительных....