Конспект открытого урока-исследования по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Заноздря Наталья Борисовна

Урок-исследование по ФГОС

Тема урока:"Безударные гласные в окончаниях имен существительных 1 склонения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 3 классе

ТЕМА: Безударные гласные в окончаниях существительных первого склонения.

Цель: Развитие навыка правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.

Задачи:

  1. развивать орфографическую зоркость учащихся, умение распознавать склонение и падежи существительных и действовать по алгоритму написания безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения;
  2. формировать учебно-познавательную мотивацию;

Оборудование:

1. Презентация – слайды;

2. Дидактический материал к уроку:

3.Карточки с заданиями;

4.Цветные сигнальные карточки

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята.  (Ребята поворачиваются и здороваются с гостями). Садитесь, ребята.

- Мы приветствуем гостей,

  Дорогих учителей,

  Всех знакомых, незнакомых,

  И серьёзных, и весёлых.

  Улыбнёмся все друг другу

  Пожелаем удачи другу.

- Наш урок русского языка сегодня необычный. Урок-исследование. Сегодня на уроке мы будем  исследовать. Ну а что исследовать мы докажем в ходе нашего урока.

2. -Как вы думаете, кто проводит исследование? (исследователь)

-А исследователь – это кто? (ответы детей)

-На уроке мы будем обращаться к помощи  Дежурного Библиографа. Сегодня это Владик и Олег.

- кто же такой исследователь, прочитай нам Владик, как об этом пишет Влади́мир Ива́нович Даль?

Иссследователь – тот,кто занимается научным исследованием чего-либо.

Исследовать – это значит подвергать научному исследованию.

3. -Итак, исследование проходит в какой-то лаборатории, да?

Наша лаборатория ……–это наш кабинет. Сегодня с  нами в лаборатории будет учиться вот такой красивый ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.

-Исследование записываются в научных дневниках. Научный дневник – это наша тетрадь.

Открыли наши тетради, записали дату исследования. Это 25 января. А место проведения исследования – это классная работа.

-Записали и положили ручки.

4.-Чтоб работа была успешна,

Сначала букву напишем неспешно.

-Все внимание на буквенное поле.

- Посмотрите, пожалуйста, в каждой строчке присутствует  та, буква, которую мы будем писать. Она повторяется только один раз в каждой строчке. Какую букву мы будем писать?  ( прав - буква «т», звук «т».

-Дайте характеристику этому звуку. (согл, глухой, парный)

-Найдите пару этому звуку. («д»)

-Приготовим руки к письму:

Этот пальчик – дедушка, бабушка, папенька, маменька, я – вот и вся моя семья. Ручку покатать в ладонях на четыре – ручка на локоток.)

-Руки наши готовы писать, посмотрите, я напишу, …найдите закономерность…

(каждый раз прибавляется строчная буква «т»)

Следующий раз у нас будет соединение с 4-мя строчными буквами «т».

Сядьте красиво. Вспомним правила при письме.

Я тетрадь свою открою…

Пропишите строчку красиво.

Оцените себя сами-1, выбрав нужный лепесток.

5. Мы начинаем исследование.  Работа в группах. 

На прошлой неделе ребята готовили проекты. Продуктом одного из проектов, явился кроссворд, который составили девочки Камилла и Милена. Это наши словарные слова.

 У каждой группы на столе есть кроссворд. Вам необходимо разгадать его.

Через 2 минуты проверяем.

-Слушаем девочек. Камилла и Милена.

1.М. Тема нашего проекта: «Словарные слова».

2.К. Целью нашей работы было:  изучить способы запоминания словарных слов.

1.М.Чтобы запомнить, можно НАРИСОВАТЬ КАРТИНКУ С ЯРКОЙ БУКВОЙ

2. К. Или придумать небольшой рассказ.

1. М. Или придумать ассоциацию.

2. К. Ну, а теперь, проверяем. 1 группа. …….. А как написать это слово?....

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Ребята маркером вписывают слова. (Остальные приготовили светофорчики).

-Молодцы, спасибо девочкам.

Оцените свою работу в группе-2.

Посмотрите внимательно на все эти словарные слова.

-К какой части  речи все они относятся? сущ

- Что вы знаете об имени существительном? … Олег

- Как изменяются существительные?

 (по числам и по падежам)

- Как определить склонение сущ?

Назовите слова, которые относятся к 1 скл? Ко 2 скл? К 3 скл?

- Молодцы!

6. -Итак, я напоминаю, мы сегодня исследователи-ученые, которые объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, и познают что-то новое.

Посмотрите на доску:

- Что лишнее? кастрюля

-Какое слово лишнее? Стоит

-Какое слово? Большая

- А теперь?  Печка

-Придумайте из слов предложение… 

-Какое слово пришлось изменить? Печка

-Какая морфема изменилась? окончание

-Запишите это предложение к себе в тетрадь. Подчеркните орфограммы. ( к доске Вика Тюш)

Большая кастрюля стоит на печке.

-Что общее у всех орфограмм? (все орфограммы – безударные гласные)

-В каком слове орфограмма отличается от других?

(в слове на печке – безударная гласная в окончании)

- Ребята, а зачем надо учить орфограммы? Может быть это нам не пригодиться-то в жизни?...

 -Определите склонение и число имен сущ в предл. ? -1 скл, ед.ч.

-Какую тему урока мы сегодня продолжим исследовать? 

Безударные окончания имен сущ 1 скл ед числа

- Разбираем предложение. Над существительными пишем падеж и скл.

На доске Игорь.

 -Как проверяли безударную гласную в слове ( кастрюля)?

-А в слове (стоит)?

-А в слове(большая)?

-А как проверить безударную гласную в окончании? ( на печке)

Оцените свою работу-3

ФИЗМИНУТКА

- Как же определить, какое окончание писать?

Давайте ПОВТОРИМ.

- Как мы проверяем безударные гласные в корне слова?

-Подбираем проверочное слово, в котором безударный станет ударным.

- Так может быть и падежные окончания так же можно проверить?

Нет. Так же нельзя.

–А тогда как быть, с чего начать проверку?

Полина: Окончание существительных первого склонения

Трудно писать без ударения.

Чтоб ошибок в них не допускать,

Волшебные слова необходимо знать.

-А какие волшебные слова у сущ 1 скл вы дома учили?           -СТЕНА, ЗЕМЛЯ

Постройте алгоритм.             На доске листы перепутаны.

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного, надо:

1.Поставить сущ в начальную форму (И.п., ед.ч.) и определить склонение.

2. Определить его падеж.

3. Подобрать ОПОРНОЕ СЛОВО С УДАРНЫМ окончанием.

4. Или посмотреть в начале учебника на стр.6

-Молодцы.

7. Откройте учебники на стр.29    упр.25

Прочитайте стихотворение польского писателя Юлиана Тувима

Где очки у тет..  Вал.. ?

У неё очки пропали!

Ищет бедная старушка

На подушк..  , на кадушк ..  ,

В духовк..   , в кладовк..   ,

В старом лукошке,

В миск…   у кошк…  .

Искала в беседк… ,

Спросила у соседк…   .

А они на самом деле   

У неё на лбу сидели.  

http://pskmp.ru/photos/gde-ochki-92369-large.jpg

-Какая морфема только изменяет форму слова? Окончание

Уважаемые Библиографы, что вы знаете об этой части слова?

Владик: Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.Окончания вносят свой вклад в смысл слова. С помощью окончаний образуются различные формы слова.

- Как выделить окончание? (Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова один-много. Изменяемая часть – это окончание. Остальная часть слова относится к основе слова)

- Читаем  первое предложение и объясняем выбор буквы.

Спишите по законам стихотворения только третье предложение, вставляя нужные буквы. Над существительными напишите склонение и падеж.

На полях написали: С.Р.-сам.работа. Не забудьте выделять окончания!

Ищет бедная старушка

На подушк..  , на кадушк ..  ,

В духовк..   , в кладовк..   ,

В старом лукошке,

В миск…   у кошк…  .

-Поднесут на проверку….(по журналу)

ПРОВЕРЯЕМ:

Ищет бедная старушка

На подушке  , на кадушке ,

В духовке, в кладовке ,

В старом лукошке,

В миске   у кошки  .

А они на самом деле   

У неё на лбу сидели.  

-Какое склонение у сущ?        Все существительные 1 склонения

-Какой падеж у большинства сущ?

Все слова стоят в  П.п, кроме слова – у кошки- Р.п.

- Как называются подчеркнутые слова?    Местоимения

-Прочитайте ещё раз это предложение, подставив вместо местоимений существительные, которые они заменяют.

Оцените свою работу  сами   -5

8. Интерактивная игра «Лягушки»…

9. ИТОГ УРОКА:

-Ребята, так как же проверить безударное окончание  существительных 1-го склонения ед.числа?

-Подставить опорное слово того же склонения, числа  и падежа.

10. Ребята, а Вы знаете, что сегодня праздничный день?

-Давайте послушаем наших Будущих магистров …ВЛАДИК и ОЛЕГ

11.Рефлексия.

-Ребята, оцените, пожалуйста, свои знания правил по нашей теме соответствующим лепестком.

Сегодня на уроке мне понравилось, как Вы все работали. Я поставлю ПЯТЕРКИ….

Остальные будут стараться на следующих уроках

-Ребята, если вам понравился наш урок ВЫБЕРИТЕ СВОЕМУ ЦВЕТОЧКУ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ВАШЕМУ НАСТРОЕНИЮ СМАЙЛИК.

Покажите нам свои солнышки, каких лучиков у вас получилось больше. Молодцы!! 

12. Запишите Д.З. на завтра: стр.30 упр.26

Вам надо списать словосочетания, вставляя нужные буквы. Опорное слово писать рядом в скобках.

Эти прекрасные цветы Вы можете подарить нашим гостям…Урок окончен.

-Кому на солнышко мы можем прикрепить пятёрку? После обсуждения прикрепляем.  А четвёрку?.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-исследование РУССКИЙ ЯЗЫК 3 класс

Слайд 2

Исследователь – это тот, кто з анимается научным исследованием чего-нибудь. Исследовать – это значит подвергнуть научному изучению, выяснению. В.И.Даль « Толковый словарь»

Слайд 3

Т Н М О В Ц Е Л А П Т И Щ Ф Э Щ Ы Ф Й Т С Б И С Д Х Г Н Ь М И Т

Слайд 4

Минутка чистописания

Слайд 6

КАСТРЮЛЯ

Слайд 7

стоит помидор тыква огурец Какое слово лишнее и почему?

Слайд 8

Какое слово лишнее и почему? БОЛЬШАЯ красивый маленький длинный

Слайд 10

Большая кастрюля стоит на печке.

Слайд 11

Б о льшая к а стрюля ст о ит на печк е .

Слайд 12

1 склонение, ед.ч 1 склонение, ед.ч Б о льшая к а стрюля ст о ит на печк е .

Слайд 13

1 склонение, ед.ч 1 склонение, ед.ч Б о льшая к а стрюля ст о ит на печк е .

Слайд 14

Физминутка

Слайд 15

«Безударные окончания имен существительных 1 склонения единственного числа» Как же проверить безударное падежное окончание существительных?

Слайд 16

Инструкция: Поставить сущ. в начальную форму (И.п., ед.ч) и определить склонение . 2. Определить падеж существительного . 3. Подобрать ОПОРНОЕ СЛОВО с ударным окончанием этого же склонения , и поставить его в нужный падеж . 4. Или посмотреть окончания существительных данного склонения и падежа в таблице учебника на стр.6

Слайд 17

Работа с учебником Стр. 29 упр.25 -Прочитайте стихотворение Ю лиана Т у вима . Где очки у тёт … Вал…? У неё очки пропали! Ищет бедная старушка На подушк … , на кадушк … , В духовк … , в кладовк … , В старом лукошк …, В миск … у кошк … . Искала в беседк … , Спросила у соседк … . А они на самом деле У неё на лбу сидели.

Слайд 18

Работа с учебником Стр. 29 упр.25 -Прочитайте предложение, объясните выбор букв. Где очки у тёт … Вал…? У неё очки пропали! Ищет бедная старушка На подушк … , на кадушк … , В духовк … , в кладовк … , В старом лукошк …, В миск … у кошк … . Искала в беседк … , Спросила у соседк … . А они на самом деле У неё на лбу сидели.

Слайд 19

Работа с учебником Стр. 29 упр.25 -Прочитайте предложение, объясните выбор букв. Где очки у тёт и Вал…? У неё очки пропали! Ищет бедная старушка На подушк … , на кадушк … , В духовк … , в кладовк … , В старом лукошк …, В миск … у кошк … . Искала в беседк … , Спросила у соседк … . А они на самом деле У неё на лбу сидели.

Слайд 20

Работа с учебником Стр. 29 упр.25 -Прочитайте предложение, объясните выбор букв. Где очки у тёт и Вал и У неё очки пропали! Ищет бедная старушка На подушк … , на кадушк … , В духовк … , в кладовк … , В старом лукошк …, В миск … у кошк … . Искала в беседк … , Спросила у соседк … . А они на самом деле У неё на лбу сидели.

Слайд 21

Самостоятельная работа Упр.25. -Спишите третье предложение , вставляя нужные буквы. - Над существительными напишите склонение и падеж. Где очки у тёт и Вал и У неё очки пропали! Ищет бедная старушка На подушк …, на кадушк … , В духовк … , в кладовк … , В старом лукошк …, В миск … у кошк … . Искала в беседк … , Спросила у соседк … . А они на самом деле У неё на лбу сидели.

Слайд 22

Самостоятельная работа Упр.25. -Спишите третье предложение , вставляя нужные буквы. - Над существительными напишите склонение и падеж. Где очки у тёт и Вал и У неё очки пропали! Ищет бедная старушка На подушк е на кадушк е , В духовк е , в кладовк е , В старом лукошк е , В миск е у кошк и . Искала в беседк … , Спросила у соседк … . А они на самом деле У неё на лбу сидели.

Слайд 23

Самостоятельная работа Упр.25. -Прочитайте ещё раз это предложение , подставив вместо местоимений существительные, которые они заменяют . Где очки у тёти Вали У неё очки пропали! Ищет бедная старушка На подушке на кадушке, В духовке, в кладовке, В старом лукошк е , В миске у кошки. Искала в беседке, Спросила у соседки . А они на самом деле У неё на лбу сидели.

Слайд 24

Закрепляем

Слайд 28

Итог урока Как проверить безударное падежное о кончание существительных 1 склонения ед.числа?

Слайд 29

Рефлексия

Слайд 30

Домашнее задание Стр. 30 Упражнение 26 -Выписать словосочетания, вставляя нужные буквы. Опорное слово писать рядом в скобках.

Слайд 31

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка 4 класс "Времена глаголов"

Конспект урока содержит много интересных и развивающих  упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного....

конспект и презентация к уроку русского языка 3 класс "сложные слова"

конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе "Сложные слова"Цель: обобщить и систематизировать знания о сложных словах.Задачи: Обучающие: повторение значимых частей слова,...

Тема текста. Конспект урока с презентацией по русскому языку. 2 класс.

Урок с презентацией по  русскому языку во 2 классе по теме "Тема текста". Образовательная система "Гармония"....

Конспект интегрированного урока- исследования по окружающему миру в 1 классе по теме «Почему радуга разноцветная?»

Интегрированный урок- исследование по  окружающему миру в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?»( по комплекту "Начальная школа 21 века")  На уроке ведётся подробное исследование для...

Методическая разработка урока открытия нового знания по русскому языку 1 класс "Перенос слов"

Данная методическая разработка урока открытия нового знания по теме "Перенос слов" для 1 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 2 КЛАСС

ОТКРЫТЫЙ УРОКПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»2 КЛАСС Тема: «Заглавная буква в написании слов,обозначающих географические названия»...

План-конспект открытого урока-игры по русскому языку «Знаток русского языка»

Открытый урок по русскому языку во 2 классе проходил ввиде игры. На уроке ребята должны были показать свои знания в определении частей речи. Дать характеристику букв и звуков. Объяснить правописание б...