Тема текста. Конспект урока с презентацией по русскому языку. 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Вересова Наталья

Урок с презентацией по  русскому языку во 2 классе по теме "Тема текста". Образовательная система "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tema_teksta.zip991.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА.

Цели:  формировать понятия «тема текста», «основная мысль текста», умение определять тему и основную мысль текста;  развивать умение решать орфографические задачи, устную и письменную речь учащихся; коммуникативные способности учащихся;                                                воспитывать интерес к предмету; дисциплинированность, привычку делового сотрудничества; аккуратность письма в тетради.

Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор,  раздаточный материал (карточки с предложениями)

ХОД УРОКА:

  1. Организация класса.

- Здравствуйте. Садитесь. У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Им интересно увидеть, как мы умеем работать на уроке, как умеем себя вести и что мы знаем по русскому языку.

II.   Психологический настрой.

На доске табличка:

- Мы с вами начинаем урок. А каким по вашему должен быть урок? К каждой букве подберите слово, связанное с уроком. (Варианты ответов детей: интересным, познавательным, необычным).

- Кто обычно ведёт урок? (Учитель).

         - А кто ему помогает? (Ученики).

На доске появляется вторая табличка «УЧЕНИКИ» и буквы В Д А.

- Какими должны быть ученики, чтобы урок стал интересным, познавательным, необычным? (Внимательными, думающими, дисциплинированными, доброжелательными, активными).

- Молодцы! Вот на такой эмоциональной ноте и начнём наш урок.

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

III.   Минутка чистописания.

- Напомните, что проведём в начале урока? (Минутку чистописания).

- Для чего проводится минутка чистописания? (Высказывания детей).

- Предлагаю повторить написание одной из данных букв в сочетании с другими буквами и элементами.

Показ учителем с объяснением написания:

- Пишу строчную букву а в сочетании с надстрочной петлей и буквой о. Напишите до конца строки.

IV.   Словарная работа.

- А теперь для повторения словарных слов, напишите цифровой диктант.

На доске появляется таблица с кодом.

- Я буду читать слова, а вы на новой строчке запишите числа. Если в слове в безударном положении пишется А – ставьте 1, если О – ставьте 2.

Альбом, вокруг, город, арбуз, весело, горох, барсук.

- Найдите сумму. Если у вас получилось 11, значит вы выполнили работу правильно, если получилось другое число – надо повторить словарные слова.

- А зачем нужно знать словарные слова? (Высказывания детей).

- Для знакомства с новым словом, предлагаю сыграть в игру «Третий лишний». Из данных слов выберите лишнее, объясните свой выбор:

-Какое слово новое? (мороз).

- Запишите новое слово. Поставьте ударение. Выделите букву, которую надо запомнить.

Учитель делает запись на доске:

Словарь: мороз.

V.   Постановка темы урока.

- Послушайте внимательно.

 Учитель читает текст.

Пришла настоящая зима. Ударил сильный мороз. Стало холодно. Снег покрыл белым ковром землю, крыши домов. Реки, озера покрылись блестящим льдом. Рады зиме ребятишки. Весело бегут они с санками, с лыжами, с коньками на лед.

- Что я прочитала? (Текст).

- Как вы догадались? (Несколько предложений связаны по смыслу).

- А кто может определить тему урока? (Текст).

- Мы сегодня продолжим разговор о тексте, теме и основной мысли текста.

- Чему должны учиться? (Определять тему и основную мысль текста).

VI.   Работа над новой темой.

- Внимание на экран. Тебе известна игрушка ПИРАМИДКА?

 - Как она устроена?

(Колечки насаживаются на стержень).

- Если колечки перепутать, пирамидка будет некрасивая.

- Вот и в тексте есть такой стержень. Это основная мысль.

На экране запись:

- Прочитайте. Это текст? Почему?

- Запишите предложение.

- Как превратить эту мысль в текст? (Высказывания детей).

- Откройте учебник. Упр. 241. Прочитайте предложения и выберите те, которые продолжают записанную мысль. (Учащиеся читают выбранные предложения).

- Почему вы выбрали это предложение?         ПРЕДСТАВИТЬ НА ЭКРАНЕ В ВИДЕ ПИРАМИДКИ.

- То о чём говорится в тексте, это его тема. Определите тему вашего текста. (Подготовка к зиме).

- Что хотел сообщить автор, это основная мысль. Определите основную мысль. (Как готовятся к зиме).

- Запиши выбранное предложение в тетрадь.

- Прочитайте важную информацию на стр. 111.

- Влад, прочитай вслух эту информацию.

То, о чём говорится в тексте, - это его тема. То, что об этом хочет сказать автор, - главная мысль текста. Тема и главная мысль – это стержень текста.

- Что же такое тема текста?

- Что такое основная мысль?

VII.   Физминутка.

- А теперь немного отдохнём. Знакомая нам тётушка Сова приготовила музыкальную паузу. Повторяйте за героями.

Фрагмент из серии «Уроки тётушки Совы».

- Садитесь.

VIII.   Работа в группах.

- Предлагаю работу в группах. У вас на столах карточки с предложениями, клей, чистый лист.

- Попробуйте из этих предложений составить текст.

- Приклейте на лист предложения в нужном порядке.

Проверка по образцу.

- Прочитай текст, который получился.

- Какая группа справилась с заданием без ошибок?

Если допущена ошибка, уточнить, где нарушена основная мысль.

- Определите тему текста. (Зима).

- А какая главная мысль? (Помощь птицам).

- Молодцы!

IX.   Физминутка для глаз.

Музыкальная физминутка «Снежинки».

IX.   Творческая работа.

- Составьте и запишите свой текст из двух, трёх предложений о зиме.

Прослушать несколько текстов. Определить тему и основную мысль.

- Молодцы. Вы сочинили очень интересные тексты.

X.   Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Зачем уметь определять тему текста?

XI.   Рефлексия.

- Оцените свою работу. Начертите в тетради шкалу самооценки.

- Оцените наш урок. Если урок прошёл с пользой, поднимите белую снежинку, если нет, то синюю.

- Спасибо вам за работу. Урок окончен. До свидания.

ученик

В  Д  А

урок

И  П  Н

А – 1

О – 2

1  2  2  1  2  2  1

Москва

ворона

Россия

воробей

мальчик

девочка

заяц

собака

мороз

Тема и основная мысль текста.

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Я сыплю в кормушку разные семена.

Птицы ищут пищу.

Зимой птицам нужна забота.

Наступила морозная зима.

Наступила морозная зима.

Птицы ищут пищу.

Я сыплю в кормушку разные семена.

Зимой птицам нужна забота.

Тема и основная мысль текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 1 классе на тему "Предложение"

Материал содержит конспект урока с мультимедийной презентацией...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе на тему "Неопределенная форма глагола"

Материал содержит конспект урока русского языка в 4 классе и презентацию на тему "Неопределенная форма глагола.Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС ....

конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих"

Конспект урока с презентацией по русскому языку по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих", автор учебника С.В. иванов, программа "Начальная школа 21 века". На уроке испо...

конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме "Как связанны части сложносочиненного предложения"

Конспект урока русского языка в 4 классе с использованием технологии «Критическое мышление».Тема урока: «Как связаны части сложносочиненного предложения»Цели:  ·...

Конспект урока и презентация по русскому языку. Тема: "Число имен прилагательных", УМК "Школа России", 3 класс

Цели деятельности учителя: развитие умений определять число имен прилагательных; отработка умений составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»,  согласуя прила...