Конспект урока и презентация по русскому языку. Тема: "Число имен прилагательных", УМК "Школа России", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умений определять число имен прилагательных; отработка умений составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»,  согласуя прилагательное с существительным в роде и числе.

Планируемые результаты:

Предметные: знать алгоритм определения числа имен прилагательных; уметь определять число имен прилагательных по алгоритму (при помощи имени существительного)

Личностные: формировать интерес к учебному предмету, принимать и усваивать социальную роль обучающихся, уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», русский язык, 3 класс; презентация, карточки

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 12.03.2019                                                                                                                ФИО учителя: Берсенева Е.М.

Школа: 152                                                                                                                ФИ студента: Майорова Д.

Класс: 3ж                                                                                                                        ФИ методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет:201

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Число имен прилагательных»

Цели деятельности учителя: развитие умений определять число имен прилагательных; отработка умений составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»,  согласуя прилагательное с существительным в роде и числе.

Планируемые результаты:

Предметные: знать алгоритм определения числа имен прилагательных; уметь определять число имен прилагательных по алгоритму (при помощи имени существительного)

Личностные: формировать интерес к учебному предмету, принимать и усваивать социальную роль обучающихся, уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», русский язык, 3 класс; презентация, карточки

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

30 сек

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Давайте встанем, подравняемся, настроимся на хорошую работу, проверьте, все ли готово у вас к уроку,  присаживайтесь.

- На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать, 
Не спеши перебивать.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Принимают установку

Л.: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

 

Языковой анализ: частичный фонетический разбор

Практический: минутка чистописания

2 мин

-Давайте откроем тетради, запишем число и классная работа.

Минутка чистописания

-Ребята, отгадайте загадку

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

-Назовите первый звук в слове «весна»

-Кто может дать характеристику этому звуку?

-Хорошо! Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

-Пропишем   заглавную букву вэ  в соединении со строчной. (на доске пример)

-Сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и подчеркните в его тетради самую правильную и красиво написанную букву.

Открывают тетради, записывают число

Отгадывают загадку

-весна

-звук [в,]

-Согласный, мягкий-парный, звонкий-парный, обозначен буквой «в»

Прописывают в тетради букву

К.:владение диалогической формой коммуникацией

П.:преобразование учебного материала, действия

III.Постановка учебной задачи

Практический: орфографический анализ

Языковой анализ: морфологический разбор

5 мин

-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

 -Составьте  слова  из  данных  слогов и запишите их

ЛАН, ДЫ, ШИ, ТРА, ВАСОЛН, ЦЕ, ТЁП, ЛОЕПТИ, ЦЫ (на доске в разброс)

-Подчеркните в них орфограммы. Кто может объяснить их?

-А теперь найдите в этом ряду «лишнее» слово.

 -Почему?

-Докажите, что остальные слова являются существительными

-Кто может определить число имен сущ?

 -Хорошо, молодцы! А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово  тёплое .  Скажите, к какой части речи относится это слово?

-А можем ли мы определить число этого слова?

-(если да то) А как вы определили число имени прил.?

-Почему возникли затруднения?

-Кто теперь может определить о чем сегодня на уроке будет идти речь? Какая будет тема?

-Верно! А какие мы можем поставить цели?

-А также будем работать над развитием своей речи, учиться сравнивать и обобщать. И, конечно, у нас всё это получится, если будем помогать друг другу и добросовестно относиться к выполняемой работе.

Слушают учителя

Составляют слова и записывают их

-1.правописание гласной и после шипящих

2.безударные гласные в корне слова

3. правописание непроизносимой согласной

-теплое

-это прил, остальные сущ

-они отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет

Определяют число имен сущ

-прил

-нет/да

-другая часть речи

-тема урока: «Число имен прилагательных»

-Будем учиться определять число имён прилагательных

Р.:принятие и сохраннее учебной задачи;

определение действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

П.:использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач.

IV.Открытие нового знания

Словесный: подбор и анализ языкового материала

Наглядный: учебник

Словесный: анализ правила

Практический: упражнение с грамматическим заданием, частичный морфологический разбор

10 мин

-Что вы уже знаете о прилагательном?

-Хорошо! А теперь посмотрите на картинку. Что вы там видите?

-Сколько предметов обозначает это слово?

-Какого числа это существительное?

-Верно! Давайте подберем прилагательное к этому слову. Кто может?

-Запишите это словосочетание.

-Мы уже определили, что слово шар стоит в ед.ч. А можем ли мы узнать, в каком числе стоит слово воздушный?

-Давайте попробуем это существительное поставить в форму мн.ч. Какое словосочетание мы получим?

-Итак, что вы заметили?

-Правильно! Ребята, давайте с вами  составим алгоритм определения числа имени прилагательного. Что нам нужно сделать в первую очередь?

-Верно! После того, как мы нашли имя существительное, к которому оно относится, что нам нужно определить?

-Молодцы! Зная число имени существительного, что мы уже можем определить?

-Какой алгоритм изучаемый ранее, вам напомнил новый алгоритм?

-Верно! Т.е. при определении числа имени прилагательного мы действуем так же, как и при определении рода.

-Хорошо! А подтверждение нашему алгоритму мы можем увидеть на странице учебника № 78. Кто может вслух прочитать правило?

-Как изменяется имя прилагательное?

-В каком числе будет стоять имя прилагательное, если имя существительное, с которым оно связано, стоит в ед.ч.?

-Посмотрите на 136 упражнение на 78 странице.

-Сейчас по цепочке зачитываем по одной паре словосочетаний, вставляя пропущенные окончания.(первые три пары)

-Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи и в чем их различие?

-В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенными окончаниями?

-Запишите в тетради две последних  пары словосочетаний.

-Итак, от чего же зависит число имени прилагательного?

-Какая часть слова на это указывает?

-самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь

-шар

-один

-ед.ч.

-воздушный шар

-нет, вызывает затруднение

-воздушные шары

-поменялось число им существительных, поменялись окончания имен прилаг., поменялось и число имен прилагательных

-сначала нужно найти имя сущ., к которому относится имя прил.

-нужно определить число имени сущ.

-по числу имени сущ. можно определить число имени прил.

-алгоритм определения рода имени прил.

Читают правило

-по числам и родам

-тоже в ед.ч.

Смотрят упражнение

Зачитывают словосочетания

-похожи тем, что в каждой паре есть имя сущ и имя прил., разные в том, что одно сл\соч ед.ч., а другое-мн.ч.

-ед.ч.

Записывают

-от числа имени сущ, с которым оно связано

-окончание

Р.:Самоопределение к деятельности;

Р.:принятие и сохраннее учебной задачи;

определение действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Динамическая пауза

2 мин

-Давайте встанем и немного разомнемся!

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Выполняют динамическую паузу

Р.: преодоление импульсивности, непроизвольности;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебник

Практический: списывание с грамматическим заданием

5 мин

-А теперь сверху на странице 79 прочтите правило.

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные во мн.ч.?

-А какие окончания имеют имена прилагательные во мн.ч.?

-Хорошо! Посмотрите на упражнение 137 на 79 странице.

-Кто знает значение слова поэт?

-Посмотрите на слайд, прочитайте определение про себя. Кто может прочитать в слух?

-Какие орфограммы есть в этом слове?

-Хорошо! А теперь прочтите задание, затем задание под первой красной точкой.

-Поднимите руку, кто не понял это задание.

-Кто хочет выйти к доске и записать первый столбик словосочетаний в ед.ч с прилагательным известный? Остальные записывают в тетради

-Итак, первое слово-поэт. Задайте к этому слову вопрос. Выдели окончание у прилагательного.(и тд.)

-Какого рода это прилагательное? 

-Хорошо! Поднимите руку, кто видит здесь ошибку.

-Кто может выполнить второй столбик с мн.ч.?

-Теперь в тетрадях самостоятельно запишите вторые два столбика с прилагательным ближний.

-Итак, как изменяется имя прилагательное в ед.ч.?

-Изменяется ли имя прилагательное во мн.ч. по родам?

-Какой мы можем сделать вывод?

-Хорошо!

Читают правило

-какие?

-ие-ые

Смотрят

Предлагают варианты

Читают определение

-безударная гласная в корне слова

Читают задание

1 ученик у доски записывает первый столбик

-поэт (какой?) известный

-м.р

2 ученик у доски записывает второй столбик

Записывают вторые столбики

-по родам и числам

-нет

-имя прил изменяется по числам, а в ед.ч. по родам

Р.:принятие и сохраннее учебной задачи;

определение действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: задание на карточках

5 мин

-Сейчас вы выполните задание на карточках. Вам даны словосочетания, вам нужно вставить пропущенные окончания и сверху над прилагательным указать род и число.

Дружн__ класс, нежн__ пюре, весел__ девочки, светл__ небо, озорн__ кошка, криклив__ петухи, заботлив__ мамы, золот__ сердце, дорог__папа, далек__ края.

- Кто выполнил задание, в парах обменяйтесь карточками и сверьте ответы с ответами со слайда.

-Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки. У кого одна? Две? Молодцы!

-О каком времени года мы говорили сегодня в начале урока?

- Сейчас немного подумайте и запишите в тетради три любых предложения на тему весны, описывающие весеннюю природу и лес.

–Кто может зачитать свои предложения?

-У вас получились хорошие предложения!

 -Какие слова помогли описать более ярко картинку весеннего леса?

 -Каково же значение прилагательных в русском языке?

-Сейчас подчеркните прилагательные в ваших предложениях и укажите число, и в ед.ч. род.

Выполняют задание на карточках

Сверяют ответы

-весна

Придумывают и записывают предложения

Зачитывают предложения

-прилагательные

-они делают нашу речь понятной, более точной и яркой

Указывают число и род имен прилагательных

П.:использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: учебный диалог, игра

5 мин

-Итак, как же вы определяли число имен прилагательных? Давайте вспомним алгоритм.

-Верно! Молодцы!

- Сейчас поиграем в небольшую  игру. Я буду говорить утверждения. Если вы согласны делаете хлопок, если нет-сидите тихо.

-Часть речи, которая отвечает на вопросы  какой? какая? какое? обозначает признаки предмета? (Верно.)

-Имена прилагательные бывают собственными и нарицательными? (Неверно.)

-Имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека? (Верно.)

-Имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными? (Неверно.)

-Имена прилагательные не изменяются по числам?(неверно)

Отвечают на вопрос

-1.Найти существительное, связанное с прилагательным.

2.Определить род и число у существительных.

3.Указать род и число у прилагательных по существительному.

Играют в игру

Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

VIII.Рефлексия деятельности(по продукту)

Словесный: закрепляющий диалог

Практический: домашнее задание

2 мин

-Ребята, какую тему изучали сегодня?

- Что нового узнали об изменении имён прилагательных? 

-Что мы делали сегодня на уроке?

-Кто может вспомнить цели нашего урока?

-Поднимите руку кто считает, что мы не достигли этой цели.

-хорошо! А теперь запишите домашнее задание. Дома вам нужно будет выполнить упражнение №138.

-число имен прил

-имя прил изменяется по числам

-выполняли упражнения на определение числа имен прил

-научиться определять число имен прил.

Записывают домашнее задание.

П.:установление причинно-следственной связи,  осуществление обобщений, выводов;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛАН, ШИ, ТРА, ДЫ, ВА, СОЛН, ТЁП, ЦЕ, ПТИ, ЛОЕ, ЦЫ

Слайд 2

Тема урока: «Число имен прилагательных»

Слайд 4

Шар

Слайд 5

Шар ( ед.ч .)

Слайд 6

Шар ( ед.ч .) воздушный

Слайд 7

Шар ( ед.ч .) воздушный- воздушные шары

Слайд 8

Алгоритм определения числа имени прилагательного: 1.Найти существительное, связанное с прилагательным. 2.Определить род и число у существительных. 3.Указать род и число у прилагательных по существительному.

Слайд 9

Поэт -стихотворец , писатель, создающий произведения в стихах. Автор стихотворных, поэтических произведений.

Слайд 10

Дружный класс, нежное пюре , веселые девочки , светлое небо, озорная кошка, крикливые петухи , заботливые мамы, золотое сердце , дорогой папа , далекие края .

Слайд 11

Домашнее задание: Упр. № 138


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе

Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....

Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"

Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....

Конспект урока с презентацией по русскому языку, 2 класс, «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного».

Конспект урока обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного», 2 класс.Урок соответствует ФГОС....

Конспект урока по русскому языку «Начальная форма имени прилагательного», Школа России, 3 класс

Цели деятельности учителя: расширение знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.               Планир...