Открытый урок-путешествие по русскому языку в 3 классе по теме: Закрепление знаний. Повторение пройденных орфограмм"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

русского языка

в 3 классе

Тема: урок-тренинг

 «Смотр знаний »

Дата проведения: 3.10.16г.

Учитель: Чигинская Татьяна Борисовна

Цель урока: 

 Способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражняться в навыках определения различных орфограмм. Закрепить знания частей речи, состава слова, умений определять грамматическую основу предложения.

Задачи урока:

  1. Образовательные – проверить и закрепить навыки нахождения орфограмм в словах, определения частей речи, умение решать орфографические задачи; совершенствовать навыки выполнять морфемный и синтаксический разборы. -

2. Развивающие – развивать орфографическую зоркость, навыки правописания слов с изученными орфограммами, культуру речи, мышление, логику, расширять словарный запас, общий кругозор.

3. Воспитательные – воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; - воспитывать любовь к природе, братьям нашим меньшим; - способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки, воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Методы урока:

По источнику получения знаний

  •         словесные
  •         наглядные
  •         практические

По дидактическим целям

  • методы закрепления знаний

По уровню включения учащихся в продуктивную деятельность

  • объяснительно-иллюстративные

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, доска, мел, карточки для индивидуального задания.

Форма урока: урок с применением ИКТ

Формы работы:

  •         парная
  •         фронтальная
  •         индивидуальная

№ п/п

Этап урока

Содержание

Примечание

Форма работы

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Организационный момент

1 слайд

 - Ребята, о чем шла речь в песне, под которую вы зашли в класс? (о морях, походах и путешествиях) 

- И неслучайно мы заговорили на тему путешествий.

Щелчок

- В конце 15 века португальский мореплаватель Фернан Магеллан первым совершил кругосветное путешествие.

Дети со звонком входят в класс под песню «Про моряков», проверяют готовность к уроку.

Учитель указывает на карту мира.

Фронталь-ная

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверст-никами.

2.

Подведение к теме урока. Определение целей.

2 слайд

- Я приглашаю вас в путешествие по  маршруту Магеллана. Это будет не простой путь, а путь по знакомым вам орфограммам. А какие орфограммы вы знаете? (парные согласные, безударные гласные и проч.)

- Давайте определимся с темой урока.

3 слайд

- Тема: урок-путешествие  «Закрепление пройденного материала».

- Какие цели мы перед собой поставим?

4 слайд

Цели:

1)повторить

- изученные орфограммы;

- разбор слова по составу, разбор предложения;

- части речи;

2)  развивать устную и письменную речь.

Дети предлагают свои варианты.

Учитель зачитывает содержание слайда.

Индивиду-альная

Познавательные: умение структурировать знания.

Коммуникативные: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

3.

Работа над темой.

1) Орфограмма «непроверяемый безударный гласный». 

2) Орфограмма «Непроизносимый согласный». Морфемный разбор.

3) Орфограмма «Проверяемый безударный гласный» 

4) Орфограмма «парный согласный».

5)  Работа над предложением. Синтаксический разбор.

                                      5 слайд

- И первой остановкой для нас станет Северная Америка. Здесь нас встречает представитель фауны белоголовый орлеан. Посмотрите, какое задание он предлагает.

Щелчок

- Что мы должны сделать? (отгадать ребус)

- Кто догадался? (горизонт)

6 слайд (г.р.зонт)

- Назовите орфограммы в этом слове (непроверяемые безударные гласные)

- Как мы называем слова с такой орфограммой? (словарные слова)

- Вставьте пропущенные буквы.

Щелчок  (горизонт)

- Давайте вспомним, как мы работаем со словарными словами? (выделяем орфограммы, делим на слоги, ставим ударение).

- Откройте свои судовые журналы и проработайте это словарное слово.

- Первый ряд, назовите первый слог в этом слове, второй ряд – второй слог и третий ряд – третий слог. Похлопайте в ладоши тот ряд, на чей слог падает ударение (3 ряд).

7 слайд

- Проверьте себя.

8 слайд

- Мы продолжаем свое путешествие, и на берегах Южной Америки нас встречает ленивец. Он предлагает  такое задание:

- Что нужно сделать? (составить слова). Составьте и назовите. (чудесный, грустный, прекрасный)

- Что общего у этих слов? (орфограмма непроизносимый согласный)

- Запишите полученные слова, а в скобках – проверочные, выделите орфограмму.

- Проверим.

9 слайд

- Разберите последнее слово по составу.

- Наш корабль мчится вперед. Нас ждет хозяин следующего материка. Кто он? (пингвин) На каком материке мы с вами оказались? (Антарктида). Здесь ужасно холодно. И, чтобы согреться, пингвин предлагает поиграть. Если нужно вставить букву е, то подпрыгните, если и – то присядьте.

1 слово «бЕлизна» - почему подпрыгнули? (вставляем букву Е, проверочное слово белый) 

2 слово «зИмовать» - (И – проверочное слово «зимы, зимний»).

3 слово «лЕдяной» - (Е – проверочное слово лёд)

- Посмотрите на эти слова. Что можете о них сказать? (Слова на орфограмму проверяемый безударный гласный)

- Ребята, на горизонте виднеется следующий материк – Австралия. Представитель Австралии – сумчатое животное. Догадались, кто это? (Кенгуру)

- Переверните карточки, которые лежат у вас на парте. Здесь задание.

1 слово  [прышки]

2 слово [запат]

3 слово [остраф]

- Что будем делать? (разгадывать звуковую схему). Какие слова у нас получатся? (прыжки, запад, остров). На какое правило эти слова? (орфограмма парный согласный) Поработайте в паре, запишите эти слова в судовой журнал, а рядом – проверочные.

Обменяйтесь судовыми журналами и проверьте друг друга, сверяя с доской.

- С запада подул жаркий ветер. Прямо по курсу Африка. И здесь нас приветствует жираф с новой интересной игрой. Покидаем палубу, высаживаемся на берег.

Предположения детей.

Дети решают ребус.

Дети открывают рабочие тетради, работают со словарным словом.

Выключение проектора. Слово «прекрасный» написано на доске.

1 ученик у доски с комментированием.

На каждое слово учитель переворачивает карточку, на обратной стороне которой написано все слово.

Фронталь-ная, индивидуальная.

Работа в тетради.

Фронтальная проверка.

Работа в паре.

Взаимопроверка, самопроверка.

Познавательные : воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.

4.

Физминутка.

 Я читаю вам предложения. Если в конце предложения ставится точка, то прижимаем кулачки друг к другу. Если в конце стоит восклицательный   знак – обе руки вытягиваем и соединяем над головой. Если поставите в конце вопросительный знак, то  поднимаем правую руку,  сгиная полукругом, а левую сжимаем внизу в кулачок.

«Скучать некогда»  Г. Ладонщиков

Села пчелка на цветок, 
Опустила хоботок. 
Подлетает к ней комар: 
- Что ты ищешь там? 
- Нектар! 
- А тебе не надоело? 
Не наскучило искать? 
- Нет! 
Тому, кто занят делом, 
Просто некогда скучать! 

Фронталь-ная

Личностные: высказывать предположения.

5)  Работа над предложением. Синтаксический разбор.

 - Ветер разбросал слова одного предложения.         ( листьями, высокий, питается, с , жираф, деревьев)

- Поставьте их по порядку. Что у вас получится?

Высокий жираф питается листьями с деревьев.

- Определим главные члены предложения, над каждым словом подпишем часть речи.

 

1 ученик у доски

Фронталь-ная, индивидуальная. Работа в тетрадях.

5.

Системати-зация знаний

- Наше путешествие подходит к концу, и мы возвращаемся на наш материк – в Евразию. Подведем итоги с бурым медвежонком. Разгадайте кроссворд.

  1. Я от ветра надуваюсь,

Но ничуть не обижаюсь,

Пусть меня он надувает,

Яхте скорость прибавляет.   (ПАРУС)

  1. Для неё волна – качели,

И плывёт она без цели

Ниоткуда в никуда,

Вся прозрачна как вода. (МЕДУЗА)

  1. Вместе мы отыщем клад,
    Тот, что закопал…    (ПИРАТ)
  2. Бьют о воду два крыла,
    Чтобы лодочка плыла. (ВЕСЛО)
  3. Гнутся мачты корабля -
    Ветер правит у руля!
    Вспышки молний, дождь и гром! -
    Разыгрался в море   /ШТОРМ/!
  4. Состоит он из морей.

Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный…
(ОКЕАН)

  1. Мне везде найти дорогу 
    Помогает верный друг. 
    Точно он всегда покажет: 
    Это — север, это — юг.  (КОМПАС)
  2.  Плавает, как рыба,

Сам — большая глыба

На спине его фонтан,

Ну, а дом — весь океан.   (КИТ) 

  1. Накатилась на берег она
    Вся в барашках и пене...(ВОЛНА)

10. Чтоб увидеть мне вдали,

Как проплывают корабли,

В него я быстро погляжу

И всем ребятам расскажу. (БИНОКЛЬ)

  1. Два братца
    В воду глядятся,
    Век не сойдутся.  (БЕРЕГА)

П

А

Р

У

С

М

Е

Д

У

З

А

П

И

Р

А

Т

В

Е

С

Л

О

Ш

Т

О

Р

М

О

К

Е

А

Н

К

О

М

П

А

С

К

И

Т

В

О

Л

Н

А

Б

И

Н

О

К

Л

Ь

Б

Е

Р

Е

Г


- Назовите ключевое слово. (путешествие)

На обратной стороне доски кроссворд. 1 ученик у доски снимает листы, закрывающие слова.

Фронталь-ная.

Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

6.

Итог урока.

- Какое путешествие мы совершили  сегодня на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- Что для вас было трудным?

Фронталь-ная.

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные :

-умение контролировать процесс и результаты своей  деятельности.

Коммуникативные :

- социализация учащихся - способность сохранять; доброжелательное отношение друг к другу

7.

Рефлексия.

- Мы вошли в бухту. Бросим якоря. Итак, если урок показался вам трудным и многое было непонятно, покажите самый большой и тяжелый якорь. Если урок вам понравился, но вы столкнулись с  некоторыми трудностями, то укажите на средний якорь. И почти невесомый якорь возьмите те, кому на уроке было легко и интересно работать.

- Спасибо за урок.

- Самыми активными путешественниками сегодня были… Они получают заслуженные награды.

Индивидуальная.

Личностные: умение оценивать свое психо-физическое состояние.

П

А

Р

У

С


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Тема: у рок-путешествие «Закрепление пройденного материала»

Слайд 4

Цели: повторить - изученные орфограммы; - разбор слова по составу, разбор предложения; - части речи; развивать устную и письменную речь.

Слайд 6

г . ризонт о

Слайд 7

го | ри | зонт

Слайд 8

чуде гру ный прекра С СТ

Слайд 9

Чудесный (чудеса), грустный (грусть, грустить), прекрасный (прекрасен).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...

Презентация к уроку по русскому языку 3 класса по теме"Обобщение знаний об имени существительном".

Основной задачей презентации являлось обобщение знаний об имени существительном. При реализации воспитательных задач развивающих учитывались особенности класса и отдельных учащихся. Ярко выражено восп...

Урок русского языка 3 класс. "Состав слова. Закрепление знаний и умений"

Урок русского языка 3 класс "Состав слова. Закрепление знаний и умений".Цель урока: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова....

Урок по русскому языку 1 класс по теме «Закрепление написания изученных букв»

Цель урока: закрепить умение писать изученные буквы, формировать умение писать под диктовку, писать слоги, слова, предложения, составлять схему предложения, подчеркивать в словах гласные и согласные б...