Главные вкладки

    Урок - проект "Времена года. Осень пришла"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Игнатова Анна Валерьевна

    Урок - проект "Времена года. Осень пришла"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_-_proekt_osen_ignatovoy_a.v.docx23.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ПОСЁЛОК  МОНГОХТО»

    ОТКРЫТЫЙ  УРОК

    ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

    НА ТЕМУ:

                             

    3 КЛАСС

                                                                        УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

    ИГНАТОВА  А.В.

    П. МОНГОХТО

    Урок – Творческий проект

    «Времена года. Осень пришла»

     Цель:         исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений.

    Задачи:

    •          Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.

    •          Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.

    •          Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

    •          Формирование коммуникативных навыков.

     

    Проект по содержанию – межпредметный;

                      по уровню усвоения учебного материала – итоговый проект;

                      по форме организации – групповой;

                      по срокам выполнения –  среднесрочный;

                                по результатам выполнения – практический.

        Творческие группы:

    Фотокорреспонденты

    Издатели

    Музыканты

    Художники

    Дизайнеры 

    Ход урока – творческого проекта:

    I. Организационный момент.

    Группы приветствуют гостей, занимают свои места.

    II. Подготовительный этап.

            Над землей туман клубится,

            Вяжет сети паучок.

           Вот и рыжая лисица

           Красит листья в жёлтый цвет.

           Красит рыжим, алым, синим,

           Разбавляет краску ливнем.

           Отгадать загадку просим:

           Кто лисица эта?

          - Осень!

    - По каким признакам узнали это время года?

    - Почему осень сравнивают с лисицей?

    - У кого из поэтов есть подобное сравнение?

    - Д. Кедрин « Осенняя песня».

    - Чёрно – бурою лисицею под горой улёгся лес.

    - Ребята, мы в течение долгого времени на различных уроках – литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года – осени. Мы выбрали общее название.

    Прочитаем: «Времена года. Осень пришла»

    - Ребята, а как вы считаете, почему мы так заинтересовались данной работой?

    - Что толкнуло нас и захотелось самим попробовать свои силы в роли художников, дизайнеров, издателей и фотокорреспондентов?

     

    В литературе встретились очень красивые поэтические произведения, на уроках рисования, трудового обучения выполняли различные работы!

    Наполнить себя красотой и поделиться с другими.

    - Ребята, я предлагаю продолжить исследования и попытаться проникнуть в некоторые тайны искусства.

    III. Работа по группам. Задания:

    Подобрать недостающие слова – глаголы, чтобы получилась рифма.

    1. Осень пёстрая ……….(пришла)

        И рябины подожгла.

        Возле них дрозды снуют

        И плоды – огонь ……….(клюют)

     

    2.        ……. В роще листопад (бродит)

    По кустам и кленам,

    Скоро он …… в сад (заглянет)

    Золотистым звоном.

     

    Потерялась первая буква.

         

    3.        ….синку красила

    ….сень

    ….синка мне нравится

    ….чень.

    ….на позолотом блистает,

    ….дно только жаль –

    ….блетает.

    4.        …леет за лесом закат

    …лые

    …исты к лесу летят.

    …стры зарделись на клумбах в саду

    …лые тени дрожат на пруду.

    Всем группам. Подобрать рифмы.

       Утром мы во двор идем

      Листья сыплются дождем.

      ………………….. листопад

      ………………….. сад.

    - Осень – искусная чародейка с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года.

    Это всё завораживает, пленит, очаровывает. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.

    IV.Анализ художественных произведений.

    - Кто из великих русских поэтов искренне любил осень, был очарован ею?

    А.С.Пушкин. «Унылая пора!»

    - Поэт, как кисточкой – словом рисует очень яркую картину золотой осени.

    Давайте прочитаем стихотворение Д. Кедрина «Осенняя песня»

    - Какое настроение передаёт автор?

    - Какой образ вам особенно нравится и почему?

    - Кто такие духи осени?

    - Что позволило нам так ярко представить эту картину?

    - Каким приёмом пользуется поэт? (олицетворение)

    - Прочитайте стихотворение С.Есенина.

    - Назовите общие понятия, слова?

    - Одинаково ли пишут поэты?

    Как поэты говорят об осени?

    ---Солнце спряталось за ситцевой

         Занавескою небес.

                                                              Д. Кедрин.

               Колесом за сине горы

               Солнце тихое скатилось.

                                              С. Есенин.

              Солнце реже смеётся…

                                              К. Бальмонт

              И редкий солнца луч.

                                              А.С.Пушкин

    - Для чего используются олицетворения?

    - Ребята, вы тоже побывали в роли писателей. Сочиняли стихи, описывали осенние деньки.

    V. Творческий отчёт групп.

    - Слово вам издатели книг. (Выступление детей).

    - Спасибо за труд.

    Художники

    - Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины, изображая осень.

    ( Три картины: Левитан, Поленов, Остроухов)

    Выступления детей:

    1. Илья Семенович Остроухов (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как – бы оказались в самой чаще леса.

    2. Василий Дмитриевич Поленов (1893г.)

     Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое-где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осенним воздухом.

    3. Левитан изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

    Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

    - Что объединяет все картины?

    - Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?

    - Какие строчки из стихотворения больше всего выражают содержание картин?

    - Лес, точно терем расписной…

                                        И.Бунин.

    - Что изображали вы на своих рисунках?

    - Кому машет дерево последним листом?

    - В хрестоматии мы нашли продолжение данного произведения.

    И. Бунин « Листопад»

    «…Последний день в лесу встреча»

    - Просим наших художников представить, созданную ими газету, которая представляет осень во всей красе и знакомит со стихами собственного сочинения об осени.

    Выступления детей ( художников)

    Музыканты:

    - Природа и музыка – эти два слова просто неотделимы друг от друга и       чем-то очень похожи.

    - Когда впервые звучала музыка?

    - Первые рассветные лучи звенят росинками на цветочных полянах, малиновый закат наполняет вечер своими плавными звуками, музыка звучала, звучит, и будет звучать там, светит солнце, там, где опадают на остывшую землю позолоченные осенью наряды каштанов и кленов. Там, где небо распахнуло для журавлиного полёта.

    Выступления детей:

    Наши исследования были бы не столько яркими, если бы мы не обратились к творчеству русского композитора П.И.Чайковского. Чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта.

    Слушаем музыку. ( Анализ услышанного).

    Фортепианные пьесы «Времена года» композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши     по-своему. Осень радует нас спелыми сочными красками деревьев. Музыка осени сначала праздничная и величавая. Но полетают дни за днями, и  щедрый темп урожая сменяют чуть грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва. И задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей  неповторимой багряной красой.

    - « Времена года» являются любимейшими произведениями музыкантов и слушателей. Композитор писал о природе так, что слушая его произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли.

    Фотокорреспонденты:

    - Нам было интересно сфотографировать в нашем поселке приметы осени.

    Выступления детей:

    1.       Мы с мамой сфотографировали осенние астры,  калину. На этой фотографии мне очень понравилось сочетание желтой травы и ещё зелёной листвы деревьев.

    2.       А мы сфотографировали опушку леса. Краснеют гроздья рябины и много золота – березки надели жёлтые наряды.

    Дизайнеры:

    - Нам очень захотелось, используя различные материалы, создать свои осенние картины.

    - Эти работы  мы назвали «Осенние фантазии». В работах мы использовали  осенние листья,  цветную  бумагу и пластилин.

    - Осень так красиво разукрасила листья деревьев и кустарников! Гуляя в школьном дворе, мы любовались осенним убранством, собирали коллекцию листьев.  

    VI. Рефлексия

    - Ребята, вы создали удивительную красоту – словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.

    - Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?

    - Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.

    «Я сорвал цветок, и он увял.

    Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.

    И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!»

    - Как вы понимаете эти слова?

    - Подлинная культура – она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека.

    - Чему научились мы, работая над этим проектом? (ответы детей)

    -В заключение нашей работы мы исполним песню об осени, потанцуем вместе с красивыми листочками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Времена года. Осень"

    Данный прект строится на основе межпредметных связей. Уч-ся самостоятельно и с помощью родителей отыскивали информацию о растениях, которую оформляли в виде доклада, газет, рисунков.Также план проведе...

    урок - проект "Времена года" по окружающему миру с использованием компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, документ-камеры

    Аннотация.На уроке используются различные формы работы: коллективная ( фронтальная) работа, работа в группах; прослеживается межпредметная связь с уроками трудового обучения и ИЗО....

    "Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".

    Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....

    Творческо - познавательный проект "Времена года. Осень."

    Ознакомление с этимологией осенних месяцев, с устным народным творчеством. Воспитание любви к родному языку....

    Экологический проект "Времена года. Осень в нашем селе"

    Осень - удивительное время года, которое никого не оставляет равнодушным. Каждый человек по-своему любит осень, замечает ее красоту.  Мы задались вопросом: а знаем ли мы, как приходит осень в наш...

    Урок-проект "Времена года"

    Урок-проект "Времена года"...

    Конспект урока по развитию речи на тему: "Времена года: осень"

    Данный конспект направлен на развитие речи детей, коррекцию зрительной памяти и воспитание эмоциональной адекватности поведения на уроке....