Урок – путешествие по русскому языку (4 класс)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Цели: - обобщить знания по изученному материалу;

            - расширять кругозор учащихся;

            -воспитывать любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие по русскому языку (4 класс)

Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Автор: Будина Валентина Михайловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №1» г.Почепа Брянской области.

О себе: Стаж работы – 29 лет. Хобби – разведение комнатных растений, любительское фото. Педагогическое кредо – каждый ребёнок талантлив по-своему, главное – увидеть и помочь  раскрыться его таланту. Мои ученики ежегодно являются участниками и победителями районных и всероссийских дистанционных олимпиад.

Цели: - обобщить знания по изученному материалу;

            - расширять кругозор учащихся;

            -воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: компьютер, карточки

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое вам больше нравится? (Ответы детей)

- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

2.Чистописание.

П    п   ч    о

- Какие звуки обозначают эти буквы?

- Запишите буквы в тетрадь. Попробуйте составить из этих букв слово. Оно должно  быть связано с темой, которую мы изучаем на уроках «Окружающего мира». Как называется эта тема?

( «Родной край – часть большой страны» )

- Какой буквы не хватает для того, чтобы получилось слово?

- А от какого слова произошло слово Почеп?

( Ученик. – В старинных документах встречается написание «Почеп» слитно и по «Чеп» раздельно. Предполагают, что город-крепость мог называться «Чеп», что на местном языке означало накладной замок, чепок. ).

- Запишите слово Почеп в тетрадь. Как пишется это слово?

- А как произносится слово? Запишите транскрипцию. Почему произношение не совпадает с написанием?

( Т.к. буква  е стоит в слабой позиции.)

- Запомнить написание слова Почеп вам поможет слово «чеп»- накладной замок.

- Итак, мы отправляемся в путешествие по родному Почепу.

3.Словарно-орфографическая работа.

- А сейчас мы будем работать со словарём. Слово, которое мы запишем в словарик, вы составите сами. Оно состоит из первых букв существительных первого склонения.

( На доске: «Свобода, портрет, декабрь, осина, народ, беседа,  одежда, мороз, родина.»)

- Какое слово у вас получилось? (Собор)

 -Ребята, Воскресенский собор является визитной карточкой города Почепа. Он был построен в конце 60-х годов  18 века Кириллом Григорьевичем Разумовским, владельцем Почепа, по планам итальянского архитектора Антонио Ринальди. Постройку осуществил местный архитектор А.Г.Яновский.

- Составьте предложение со словом  собор. (Дети составляют)

- Давайте запишем это предложение и выполним его разбор. (Разбор предложения)

- Ребята, а что ещё вы можете рассказать о Почепе?

( Щедра и богата Почепская земля талантливыми людьми. Среди них – писатель Алексей Перовский (псевдоним- Антоний Погорельский), который написал для своего племянника Алёши сказку «Чёрная курица, или Подземные жители». Племянники Перовского – А.К.Толстой, Жемчужниковы, создавшие замечательный шедевр – «Козьму Пруткова»)

4.Сообщение темы и целей урока.

- Ребята,  рассказывая о Почепе, мы употребляли в речи много собственных имён. Ещё с одним именем вы встретитесь, анализируя текст, который вы видите на карточках.

(Карточка: Матвей Блантер родился 10 февраля 1903 года в Почепе. Его дед и отец занимались варкой дегтя, мыла и мелкой торговлей. Они имели в завокзальной части города три дома. Один сохранился до наших дней, в нём разместился интернат гимназии №1)

- Работать будете в парах. Прочитайте текст и определите, какая часть речи встречается в нём чаще других. С этой частью речи и будет связана тема нашего сегодняшнего урока.

       (Дети читают текст)

 - Какая же часть речи встречалась вам чаще других?

( Это имя существительное, оно встретилось в тексте 17 раз)

- Назовите тему нашего урока.

( На доске: Тема урока: «Обобщение знаний об имени существительном»)

5. Работа по теме урока.

 - Ребята, вам нужно постараться вспомнить всё, что вы знаете об имени существительном.

 1) - Приготовьтесь работать в группах. Ваша задача – исследовать группу загадочных слов, определить, есть ли среди них существительное, доказать (карточки).

бурбяка                    чирбушать                       сурметь

махрятить                курдонце                         лурмовое

бурдявый                  дорбявая                          клышь

- Справились? Кто будет доказывать?

( Доказывает 1 ученик из группы)

- Молодцы, ребята, спасибо. Вы хорошо справились с заданием.

2) - А сейчас у нас блиц-турнир, который называется «Ответь на пять!»

- Что называется именем существительным?

- Как изменяются имена существительные?

- Какого рода могут быть имена существительные?

- Как отличить существительные единственного числа от существительных множественного числа?

- Как фразу «изменение по вопросам» сказать другими словами?

- Какая часть существительного изменяется при склонении?

- Сколько падежей у имени существительного?

- Сколько типов склонения имён существительных вы знаете?

- Молодцы!

Физкультминутка

- А сейчас мы отдохнём. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием – сделайте наклон вперёд, если с безударным – присядьте. Постарайтесь сосчитать, сколько будет слов с безударным окончанием.

- У мамы, на реке, до Судости, у сестры, в Почепе, по площади, о стране, в Брянске, от встречи.

- Сколько было названо существительных с безударным окончанием? (6)

3) Упражнение в написании безударных окончаний

- А как правильно написать безударное окончание существительного? Что для этого надо знать?

- Путешествуем дальше по городу. Рядом с Воскресенским собором находится красивый старый парк, в котором любят отдыхать жители города.  (На доске – четверостишие)                       

                                        « В стар.м парк. над Судостью

                                         Так п.ют сол.вьи,

                                         Что готова их слушать я

                                         От зари до зари

В.Будина.)  

- Ребята, кто прочитает выразительно четверостишие о старом парке?

- Спишите четверостишие, вставив пропущенные орфограммы. Из первой строки выпишите имена существительные и разберите их в указанном порядке.

- Очень много имён существительных спряталось в парке. Вот некоторые из них. Помогите именам существительным найти их окончания.

Самостоятельная работа. (Дети работают в тетрадях, 1 ученик  - у доски.)

 На доске:   на  скамейк.

                    у   речк.

                   по тропинк.

                    в  алле.

                    под лип.й

                    за клён.м

                   (проверка)

- Наш город славный и гостеприимный. Гостей здесь встречают вот с такими красивыми караваями, которые выпекают на Почепском хлебокомбинате. (Фото « Караваи»)

- Давайте прочитаем пословицы о хлебе. Найдите пословицу, в которой нет существительных 1-го и 3-го склонений. (Худ обед, когда хлеба нет.) Как вы её понимаете?

- Теперь найдите пословицу, в которой нет существительного 1-го склонения. Объясните её смысл.( Хочешь есть калачи – не сиди на печи).

- Запишите в тетрадь ту пословицу, которая вам больше понравилась.

6. Итог урока

7. Рефлексия.

- Ребята, поднимите, пожалуйста, руку те, кто считает, что материал усвоен вами хорошо и вы могли бы оказать помощь тем, кому что-то непонятно.

- А кто ещё сомневается в чём – то?

- Я думаю, что у вас всё получится! Спасибо всем за работу.

8. Домашнее задание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по русскому языку в 3 классе

Разработка урока по русскому языку для 3 класса по теме "Текст-описание и текст-повествование" по программе УМК Перспективная начальная школа. К уроку прилагается презентация....

Урок - путешествие по русскому языку в 3 классе: "Парные согласные в корне слова.Закрепление"

Презентация урока по русскому языку, которую я хочу предложить вашему вниманию,  может служить иллюстрацией тех возможностей, которые дает нам использование ИКТ на уроке.  1 слайд– кар...

Урок-путешествие по русскому языку 3 класс

·       Отработка умения находить в предложениях однородные члены; составление предложений с однородными членами, соединённые с союзами  И, А, НО и без союзов:...

Урок-обобщение по русскому языку 4 класс "Путешествие в страну Глаголию"

Урок-обобщение по русскому языку "Путешествие в страну Глаголию" 4 класс 3 четверть....

Урок-путешествие по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 21 века"

Предмет:  Русский язык УМК: «Школа 21 века» Класс: 3 класс Тип урока: Урок обобщения и систематизации  знаний Тема урока: «Путешествие по стране Имени Существительного»...

Открытый урок-путешествие по русскому языку "Путешествие в страну "Глаголию" (Глагол. Обобщение)

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о глаголе и его грамматических признаках. Задачи: посредством использования интересных сведений и занимательных заданий: • воспитывать культуру общен...