Урок русского языка в 3 классе на тему "Имя существительное".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Абрамова Елена Александровна

Данный урок позволяет учащимся в игровой форме знакомиться с новым учебным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_ob_imeni_sushchestvitelnom.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие об имени существительном.

Цели:

Формировать у учащихся умение выделять в речи имена существительные; дать общее представление о том, на основе, каких признаков слова объединяются в части речи; познакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, закрепить умения правописания слов с безударными гласными, парными согласными, повторение тем «Состав слова», «Члены предложения», «Словосочетание».

Способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания,  памяти, мышления, речи, самоконтроля за осанкой во время урока.

Воспитание культуры поведения на уроке, положительного отношения к учебе, интереса к русскому языку, воспитание аккуратности, самостоятельности и самоконтроля.

Формирование правильной осанки, снятие напряжения с глаз и кисти рук, мышц спины, создание положительного психологического климата на уроке.

Этап

Содержание

Примечание

I

Организацион

ный момент


II Чистописание












































Работа с учебником




























Физминутка


















Физминутка






Работа с учебником






















Тестирование






































Итог






Домашнее задание


Резерв

Проверили рабочие места к началу урока. Сели.




В некотором царстве, которое называется

Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом районе живет очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие.

Открыли тетради записали число, классная работа.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот например: собака, стол, часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова: утюг, пенал, котенок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

Записать в тетрадь, вставить пропущенные буквы.

(Цель: чистописание с повторением изученных орфограмм)

Собака, столы, часы, жираф, кино, утюг, пенал, котёнок, конфеты.

- Закончили. А теперь мы проверим вписанные вами буквы.




Что объединяет эти слова? (обозначают предмет,

отвечают на вопрос Кто? Что?)

А теперь внимание! Сложное задание! Привидите

свои примеры слов, отвечающих на вопрос Кто?

Что обозначают эти слова? (людей, животных).

Приведите примеры слов, отвечающих на вопрос

Что?

- Что обозначают эти слова? (неживые предметы, явления природы).

- А как называются эти слова, вы узнаете, если расшифруете вот такую сложную телеграмму:

3 4 15 13 10 2 5 13 6 7 3 6 5 11 9 8 17 5

А вот ключ к шифру у каждого на парте.

15 2  3  4  13  6  7  8  9  10  11  5 17

я щ  и  м   с   т  в  н  ь   у     л  е   о

- Что же такое имя существительное?

а) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делает? Что сделает?

б) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: Кто? Что?

в) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какие?  

- Открываем учебник на странице 57.

А сейчас внимательно

Мы правило прочтем,

И все, что мы узнали,

Теперь мы назовем.

- Чтение хором.

- А какие предметы обозначает имя существительное? Назовем:

состояние (Что?) грусть,…

людей (Кто?) человек,…

животных (Кто?) собака,…

неживые предметы (Что?) стол,…

вещества (Что?) вода,…

явления природы (Что?) холод,…

действие (Что?) бег,…

Что вам уже известно об имени существительном?

(одушевленное, неодушевленное, собственное, нарицательное, единственное число, множественное число, мужской род, женский род, средний род).

А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Кто я?».

А какие еще есть друзья у имени

существительного? (глагол, имя прилагательное, предлог, союз).

На какие группы делятся все части речи?

(самостоятельные и служебные)

А какую работу выполняют служебные части?

Как вы можете находить среди множества слов

имена существительные.

Встаем. Если слово отвечает на вопрос

Кто? –поднимаем руки вверх;

Что? – руки вперед;

Если другая часть речи – приседаем.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зеленый, ученик, часы, умный, отец, радость.

В каком столбике имена существительные?

Докажите.

На какой вопрос отвечают слова второго столбика?

Какой частью речи являются?

На какой вопрос отвечают слова третьего столбика?

Какой частью речи являются?

Все ли слова написаны правильно? Докажите, что в слове КОЛЯ ошибка.

Будем записывать эти слова в 4 столбика по схемам: (старушка, повар, Коля, цветок, варёный, цветной, варить, старый, смотрит, цветет).

Руки на пояс. Я показываю существительное, а вы выполняете то движение, которое называет это существительное: приседание, бег, наклон вперед, ходьба на месте, бег, наклон влево, наклон вправо, приседание, бег, прыжки на месте.

Молодцы! Сели.

Открываем учебник на страницы 55 упражнение 4.

Разбор орфограмм. (устно проговариваем, а потом записываем в тетрадь).

Какое время года на картине?

А слова зима к какой части речи относится?

Что мы называем предложением?

Придумаем предложение по картинке.

- Что значит разобрать предложение по членам предложения? (найти главные и второстепенные члены предложения).

- Что мы относим к главным членам предложения?

- Найдите в нашем предложении главные члены предложения?

- Что можем определить у имени существительного, имени прилагательного, глагола? (над словами надписать части речи, в имени существительном и прилагательном определить род и число, у глаголов определить время и число).

Какой частью речи может быть выражено

подлежащие? (местоимением).

Выписываем словосочетания.

Что такое главное слово? Показать его.

Закрыли тетради, отложили их на край парты.

Сейчас я вам дам тест на тему: «Имя

существительное».

1 вариант

Выбери верное утверждение.

а) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос Какой? Какое? Какая?

б) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос Кто? Что?

Выбери верное утверждение.

а) Имена собственные пишутся с большой буквы

б) Имена собственные пишутся с маленькой буквы

Выбери верное утверждение.

а) Имена существительные изменяются по числам

б) Имена существительные по числам не изменяются

Выбери верное утверждение.

а) Имена существительные бывают только мужского и женского рода

б) имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода

5. Какое из слов является именем существительным женского рода

а) темный

б) темнеть

в) темнота

г) шкаф

2 вариант

1. Выбери верное утверждение.

а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета

б) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

Выбери верное утверждение.

а) Собственные имена существительные – это названия предметов домашнего обихода, названия птиц, животных, месяцев и временем года

б) Собственные имена существительные – это географические названия

б) Собственные имена существительные – это имена людей

Выбери верное утверждение.

а) Имена существительные бывают мужского рода

б) Имена существительные бывают среднего рода

в) Имена существительные бывают женского рода

Выбери верное утверждение.

а) Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос Что?, а неодушевленные на вопрос Кто?

б) Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос Кто?, а неодушевленные на вопрос Что?

5. Какое из слов является именем существительным мужского рода

а) книга

б) ручей

в) чувство

г) шкаф

- Что мы узнаем об имени существительном?

(говорим по схеме на доске).

- Подошло к концу наше путешествие, но мы не говорим имени существительному «До свидания!», потому что мы еще будем говорить о нем на следующих уроках.

Выучить правило страница 57 и страница 55 упражнение 6.

Урок окончен.

Какие слова называются антонимы?

Подбираем антонимы только к существительным.

начало – конец

день – ночь

смех – плач

молодость – старость

А какие еще части речи есть в задании?

Найдите имя прилагательное, глагол.

Что называем орфограммой? Как проверить?

Найдите и объясните орфограммы в данных

словах.

Какой частью  речи являются эти слова?

А какие слова называются синонимы?

Подобрать существительные-синонимы к словам

прилагательным.

радость – веселье

холод –мороз

храбрость – смелость

доброта – сердечность

правда – честность.

- Найдем орфограммы и докажем их.





1 минута














5 минут

на доске



3 минуты

дети у доски вписывают и доказывают правильность написания

2 минуты







3 минуты

на доске




повесить на доску героя

1 минута

на доске

отвечает один ребенок









1 минута

3 минуты

на доске







таблица на доске



устно


таблица на доске







1 минута






таблица на доске








5 минут
















запись на доске















у каждого на парте




































показ героя










3 минуты

на доске












на доске

по одному у доски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Род имён существительных и мён прилагательных"

Урок изучения нового материала. К данному уроку есть презентация....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов"

Представляю презентацию к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов."  Урок обобщения.Работа на уроке строится следующим образом. Дети определяю...

Конспект урока русского языка, 3 класс " Род имён существительных"

Урок посвящён 90-летию Кировского района Санкт-Петербурга....

Урок русского языка 4 класс "Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме: "Склонение имен существительных", автор Т. Рамзаева....

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Имя существительное"

Урок русского языка для 2 класса. Тема "Имя существительное"...