урок письма по программе "Гармония" на тему "Письмо букв Р р"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

 

Тема урока. Письмо букв Р, р

 

Цель: путём наблюдения, сравнения, анализа  познакомить детей с буквами Р, р

  и научить писать эти буквы.

 

Задачи: 1)  знакомство с буквами Р, р, формирование умения писать буквы Р, р

               2) развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию; совершенствовать уровень развития речи, навыков общения со сверстниками;

               3) воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного

отношения друг к другу при работе на уроке.

 

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

 

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, пропись, букварь, карандаши, образец написания букв, предметные картинки по теме, карточки-схемы для записи предложения, полоски бумаги для закрывания предложения (на каждого ученика)

 

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

 

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

 

Функция учителя:  организатор сотрудничества, консультант - управляющий поисковой работой.

 

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация).

 

Ожидаемый результат:

·        умение  писать буквы Р, р;

·        повышение активности учащихся  на уроках;

·        улучшение результатов обучения;

·        использование учащимися приобретённых знаний и  умений в практической деятельности и повседневной жизни;

·        обогащение словарного запаса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Письмо букв Р, р

Цель: путём наблюдения, сравнения, анализа  познакомить детей с буквами Р, р

  и научить писать эти буквы. 

Задачи: 1)  знакомство с буквами Р, р, формирование умения писать буквы Р, р

               2) развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию; совершенствовать уровень развития речи, навыков общения со сверстниками;

               3) воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного

отношения друг к другу при работе на уроке.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, пропись, букварь, карандаши, образец написания букв, предметные картинки по теме, карточки-схемы для записи предложения, полоски бумаги для закрывания предложения (на каждого ученика)

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя:  организатор сотрудничества, консультант - управляющий поисковой работой.

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация).

Ожидаемый результат:

умение  писать буквы Р, р;

повышение активности учащихся  на уроках;

улучшение результатов обучения;

использование учащимися приобретённых знаний и  умений в практической деятельности и повседневной жизни;

обогащение словарного запаса

Ход урока

Этап урока

Содержание

Формирование

УУД

I.Организационный момент

– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы- старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Актуализация опорных знаний.

-На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).

-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).

-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).

Познавательные УУД

III. Постановка учебной задачи

IV Работа над новым материалом.

-О какой букве идёт речь в загадке?

 

Кто догадался, какая тема нашего урока?

(Письмо букв Р, р)

Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой Р,   научиться читать слоги и слова с буквой Р, научиться писать буквы Р, р)

-Кто выйдет и покажет на плакате букву Р?

Слайд 1.

-Рассмотрите рисунок, найдите слова,  при  произношении которых вы слышите звуки  [р], [р’].

Слайд 2.

(Дети выходят к экрану, указывают на слово, открывается название слова с буквой Р).

- Прочитайте все открывшиеся слова. (Читают дети, умеющие читать)

(Рак, рама, река, рука, рыба, радуга, ракета, родина)

-Какие первые звуки вы слышите при произношении всех слов? (Звуки  [р], [р’])

– Назовите букву, которой можно обозначить звуки [р], [р’].

Слайд 3.

–Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звук? (Согласный; при произнесении этого звука  воздух встречает преграду.)

– Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? (Звуки произносятся твердо и мягко.)

– Что еще устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук.)

– Узнаем, какие это звуки. Кладем пальчики на горлышко: если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.

– Какой же это звук? (Звонкий.)

Слайд 4.

Чтение слогов, слов  с буквой Р по слоговой таблице              

Слайд 5.

Чтение предложения читающими детьми.    

Слайд 6.

   

Познавательные УУД.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Познавательные УУД.

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Коммуникативные  УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные УУД.

Смысловое чтение.

Физминутка под музыку.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

IV. Закрепление.

Итог урока. Рефлексия.

Работа по прописям

1 Выделение первого звука из слов «рак», «река»

2. Анализ образца буквы в правом углу на чётной странице прописи, вычленение элементов, из которых состоит буква, сравнение выделенных элементов с указанными рядом на верхней строке и их обведение по серому цвету.

3. Выявление начала письма буквы с помощью голубой стрелки на строках под картинкой; после показа образца учителем  на доске письмо буквы в воздухе и обведение её по серому цвету на поле картинки (чётная страница).

4. Тренировка в написании изученной буквы (обведение по серому шрифту, по штрихам, самостоятельное письмо буквы) и обозначение выделенного звука под звуковой схемой в начале страницы; запись буквы сопровождается подробным комментированием, ведётся под счёт.

5. Рассматривание соединений новой буквы с последующими элементами (буквами), выбор того или иного элемента (буквы) в зависимости от вида соединения, вписывание нужного элемента(буквы) после изученной и обведение по серому цвету соединений новой буквы с элементами (буквами).

6. –Кто догадался, какое слово записано схемой в прописи? (Схемой в прописи записано слово рыбы). Письмо  под диктовку слов:  рак, пруд

7. Мотивация изучения прописной буквы, работая с предложением, составленным по картинке в прописи: Рак в реке! Для записи первого слова в нём нужно уметь писать прописную букву «эр».

8. Соотнесение схемы (с. 21) и двух предложений (Роза увидела рака. Рита увидела рака.)

- Какое предложение подходит? (подходят оба)

- Я уточню: ударный гласный звук в первом слове – ро. (записано первое предложение).

 Письмо под диктовку нужного предложения.

9. Выполнение  тренировочного  упражнения  по следам

частичного звукового анализа слов Рита и Роман.

- впишите  в слова ударные слоги и прописную букву «эр», а также обведите  по серому

цвету букву,  а в слове Рита (буква т написана чёрным цветом , т. к.

пока не изучена).

14. Списывание предложения: У Романа роман.

– Прочитайте, что написано в прописи. (Предложение.)

– Понятно ли оно вам? (Обсуждаются значения слов: Роман –это имя мальчика, а роман – это художественное произведение,

книга.)

– Чтобы научиться писать, нужно научиться списывать. Как

надо действовать при списывании? Вы уже списывали на предыдущих уроках слова. Сейчас мы уточним, как это делать.

– Что нужно сделать в первую очередь, чтобы списать слово

или предложение? (Прочитать, понять его и повторить, чтобы

запомнить.)

– Повторите это предложение, чтобы запомнить. (Предложение

хором повторяется, а на доску рядом с цифрой 1 вывешивается

карточка, обозначающая данное действие.)

– Какие «опасные места» есть в предложении? (Большая буква

в начале предложения и в имени мальчика, пробелы между

словами.) 

Подчеркните их в прописи, а я на доске. (Предложение из прописи вынесено и на доску.)

– Найдите ударный слог в каждом слове, укажите ударение и

поставьте точки под буквами безударных гласных звуков. (На доске около цифры 2 вывешивается вторая карточка.)

– Прочитайте слова предложения так, как они написаны. (Слова

читаются хором орфографически, а рядом с цифрой 3 появляется

третья карточка, уточняется, какое действие выполнили.)

– Закройте глаза и, не глядя на запись, повторите так, как

только что говорили. (На доске появляется четвёртая карточка у

цифры 4.)

– А теперь я каждому из вас дам полоску бумаги, вы закроете

напечатанное в прописи предложение, положив на него эту

полоску.

– Запишите предложение по памяти, диктуя себе так, как оно

было написано. Отмечайте «опасные места». (На доске у цифры 5

вывешивается пятая карточка.)

– Кто записал предложение, скажите, что нужно сделать после

того, как работа выполнена? (Проверить.)

– Верно. (На доске появляется цифра 6 и карточка, в которой

видны дуги, обозначающие слоги.)

 – Кто догадается, что нужно сделать, проверяя, правильно ли

записано предложение? (Выслушиваются мнения ребят.)

– Чтобы проверить, все ли звуки верно обозначены буквами,

сначала нужно прочитать каждое слово по слогам, в помощь себе

дугами показывая слоги. Выполним это действие, не открывая

предложения.

– На что ещё нужно посмотреть? (На «опасные места».) (На

доске у цифры 6 появляется новая карточка, на которой дети видят

«опасные места», отмеченные чёрточками, а также точки, которые пока используются лишь для указания на буквы безударных

гласных звуков. Скоро тот же знак станет обозначением «опасностей»  письма.)

– Снимите полоску бумаги с предложения и сверьте: отмечены

ли «опасные при письме места» в вашей записи. Если нет, то

отметьте.

– А ещё посмотрите на буквы безударных гласных: поставлены

ли под ними точки и те ли буквы написаны? (Обратите внимание

на безударный гласный звук [а] в имени У Романа, который

обозначен в первом слоге буквой о, а в последнем – а.)

– Посмотрите на доску и скажите, сколько действий мы

выполнили, списывая предложение?

– А какие? (По картинкам воспроизводятся действия.)

– Что нового и  интересного   узнали на уроке?

-Что можете сказать про букву «эр» и звуки [р], [р’]?

                      Слайд 8.

 Буква  «эр» обозначает два

согласных звука [р], [р’].

- Давайте впишем  буквы  Р, р  для обозначения согласных звуков [р], [р’].

-Оцените  свою  работу  на уроке.

  -Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

Регулятивные УУД

-  действовать по намеченному плану (по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.) и планировать свои действия;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

Регулятивные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

разработка урока письма по теме"Заглавная буква В", с презентацией

Конспект урока письма по теме "Заглавная буква В" по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием презентации. Дан подробный ход урока с учетом ФГОС....

Урок письма по теме: "Заглавная буква И"

Урок по УМК "Планета Знаний", по прописям Илюхиной. Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием технологии деятельностного метода. Есть разработка урока и презентация....

Уроки письма в 1 классе "Буква Цц"

Представлены 2 урока по теме: "Строчная буква Ц", "Буква Цц и звук [ц].Дети научаться писать строчную букву - ц -, слоги и слова с буквой - ц -;•Учащиеся будут развивать мелкую моторику пальчиков;•Под...

Урок письма в 1 классе буква ж и звук ж

Интересно и продуктивно  прошёл урок письма в 1 классе. И букву новую  научились писать, и выявили особенности нового звука, и узнали много интересного!...

Урок письма,1 кл.,"Заглавная буква П", УМК «Школа России»,

Урок обучения грамоте построен в рамках требований ФГОС....

Урок письма "Строчная и заглавная буквы Фф".

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС.На данном уроке формируются умения писать строчную и заглавную буквы Фф, формируется навык письма с изученными буквами; развиваются фонематический слух, ре...