Урок русского языка во 2 классе "Приставка как часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Ушакова Ольга Викторовна

Данный урок первый в теме "Приставка как часть слова", представлен с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Приставка как часть слова

Цель урока: 

1.Познакомить с приставкой как значимой  частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение над этой частью слова и научить выделять её из состава слова;  

совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

отрабатывать умение разбирать слово по составу.

2.Развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, умение анализировать.

3.Воспитывать прилежность, самостоятельность, прививать интерес к изучению русского языка.

Ход урока.

Организация урока.1 кадр-заставка

-Прозвенел звонок,

Начинать пора урок.

- Прочитайте фразу. 2 кадр

Как вы это понимаете?

-Сегодня мы начинаем новую тему. Начинать трудно? А интересно? Почему?

Запись числа в тетради.

Словарная работа. 3 кадр.

(на доске записаны слова)

В…робей, уч…ник, т..традь, с…рока,  к…р…ндаш, в…рона, учит..ль.

-Прочитайте слова.

- На какие группы вы можете разбить эти слова?

(школа и птицы, живые предметы, отвечающие на вопрос  кто? и неживые, отвечающие на вопрос что?)

- Подумайте, какие гласные вы вставите, приготовьтесь писать.

(письмо с комментированием, на интерактивной доске вставляет один человек)

- Назовите группу родственных слов.  Какие слова мы называем родственными? Как по-другому их можно назвать? Докажите, что эти слова родственные, т.е. однокоренные.

-От какого слова образовались эти слова? (учение - учиться)

-Назовите корень слова.

-Что мы называем корнем слова?

-С помощью какой части слова образовались эти слова?

-Что такое суффикс?

-Как называется способ образования слов с помощью суффикса?

- А теперь  попробуем от оставшихся  слов с помощью суффиксального способа образовать родственные слова.

(воробей – воробышек, тетрадь – тетрадка, карандаш – карандашик, сорока -сорочонок, ворона  - воронёнок)

Актуализация знаний.

-Молодцы. Давайте  обобщим.

- Без какой части слова не может быть слова? Почему? 4 кадр

- Какую роль играет окончание?4 кадр

- А суффикс?4 кадр

-  Мы с вами выделяли группу родственных слов. На какую тему они? (школа) 5  кадр

- Образуйте форму этого слова.  

-А теперь образуйте родственные слова. 6 кадр

4.  Выведение темы урока.

 Какое слово образовано не только суффиксальным способом?

- Объясните значение слова школьный.

- Какое значение приобретает слово пришкольный? (Какая часть слова даёт значение слову «находиться влизи школы»?)

- Эту часть слова я могу назвать корнем? Почему?

- Окончанием?

- Суффиксом?

-Что это значит? (мы имеем дело с новой частью слова). С ней мы встречались? Может, кто-то знает, как она называется.

- Назовите тему урока. 7 кадр

- Как вы думаете, зачем нам надо изучать приставку?

- Что вы хотите узнать про приставки?

- Молодцы, вам многое интересно. Начнём изучать приставку.

Работа по закреплению новой темы.

Найдите упр. 1 (с.128). Прочитайте задание.

- Что надо сделать? 8 кадр Надо добавить так, чтобы была завершённость действия.

- Как называется недостающая часть слова? Значит, мы будем добавлять приставки.

- Прочитайте первое сочетание слов.

- Какую приставку вы добавите?

- У меня возникает вопрос, а как написать приставку со словом? Почему вы так думаете? (название приставка)

- Пишем первое словосочетание., обозначаем приставку с слове во таким значком:¬ (аналогично 2)

- Кому не понятна работа? Дальше самостоятельно.

- Сделаем проверку. (один на доске)

Физкультминутка.

     6. Обобщение. Правило приставки.

- Прочитайте слова, в которые вы вставляли недостающую часть. Что заметили?

Какую часть слова вы вставляли?

- Что такое приставка? 9 кадр

- Где стоит  приставка?

- Как она пишется со словом?

- Какую роль выполняет приставка?

-Каким значком она обозначается?

Повторим хором правило.

- Нам давали готовую приставку, мы её не находили в слове, а только добавляли.

- А как найти приставку в слове? Давайте порассуждаем. 10 кадр

7.Самостоятельная работа.

- Прочитайте задание упр.2

Вместе разберём 1 столбик устно. Будьте внимательны.

- Прочитайте слова. Что заметили? (однокоренные)  Докажите.

- Что надо сделать?

- Как найти приставку? С чего начать?

8.Алгоритм выделения приставки.

- Теперь будете работать самостоятельно.

Девочки списывают 2 столбик и выполняют задание, а мальчики 3.

(2 человека на доске пишут)

Взаимопроверка.

-Обменяйтесь тетрадями, возьмите в руки карандаши, будем проверять.

     9. Итог урока.

- С какой частью речи мы сегодня познакомились?

- Зачем нам нужно было знакомится с приставкой?

- Расскажите, что такое приставка?

- В русском языке очень много приставок, каждая имеет своё значение, а вот какое – мы будем узнавать на следующих уроках.

Оценивание.

   10.Домашнее задание.

        упр.4 с.130

   11.  Рефлексия

-Заканчивая, я хочу вернуться к фразе, которая прозвучала в начале урока.

Трудно узнавать новое?

- Мы с вами трудились  (слово на доске) целый урок.

- Используя новые знания, определим степень оценки своей работы и своё настроение.

Трудились (всё понравилось, но было трудно)

-Трудились на славу, с пользой, всё понравилось, как сказать? Добавьте приставку.

Потрудились

- И трудились, но было скучно, трудно, устали. Какую приставку добавить?

Перетрудились

 

-Определите своё настроение и приготовьтесь его обозначить.

Время отдыхать, поэтому отправляемся на полянку, и первую очередь предоставим тем, кто перетрудился. Есть такие?

-Теперь тем, кто трудился.

- А теперь выйдут те, кто потрудился на славу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Всякое начало трудно?!

Слайд 3

В…робей, уч …ник, т… традь , с…рока, к…р… ндаш , в… рона , учит…ль.

Слайд 4

Части слова корень суффикс окончание

Слайд 5

Н ЫЙ школ ы НИК школа ПРИ Ь

Слайд 6

ь ник школ ь школ н ый при школ ый Н ь

Слайд 7

Тема урока: Приставка как часть слова

Слайд 8

за-, вы-, при-, пере-, от- …бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу, …бежал от края.

Слайд 9

Приставка- часть слова. Приставка стоит перед корнем. Приставка служит для образования новых слов. Приставка обозначается так: ¬

Слайд 10

Как найти приставку. Подбери однокоренные слова. Укажи корень. Найди часть слова перед корнем . Это приставка. Назови приставку.

Слайд 11

Всякое начало трудно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"

Урок проведён во 2 классе в системе "Школа - ХХI века". Цель урока: обобщить знания детей о частях слова и познакомить с новой частью слова - приставкой. К уроку составлена призентация....

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"

Урок проведён во 2 классе в системе "Школа - ХХI века". Цель урока: обобщить знания детей о частях слова и познакомить с новой частью слова - приставкой. К уроку составлена призентация....

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"с презентацией на интерактивной приставке "Mimio Studio", 2 класс, программа "Начальная школа XXI века"

Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит...

Разработка и презентация к уроку русского языка по теме "Приставка как часть слова" для 2 класса,УМК "ШКОЛА 2100"

Урок открытия новых знаний разработан в соответствии с требованиями ФГОС, к уроку прилагается страница тетради на печатной основе и презентация....

урок русского языка 2 класс "Суффикс как часть слова"

технологическая карта урока по русскому языку 2 класс 21 век Суффикс как часть слова"...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"...