Главные вкладки

    "Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon frazeologizmy_2_kl.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 226»

    г. Заречный Пензенской области

     

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    II КЛАСС

    Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

    Учитель нач. классов I категории – Кисиль Л.Н.

    г. Заречный

    2011 г.

    Цель: наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами;

              сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов;

              расширять словарный запас учащихся.

    ХОД УРОКА

    I. Эмоциональный настрой.

    II. Работа по теме урока.

    1. Проблемная ситуация.

    Слайд 2.

    - Прочитайте заглавие стихотворения Орлова.

    - Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»?

    - Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок.

    Чтение стихотворения.

    НИ ПУХА, НИ ПЕРА

    Рано утром                                      Ну, ни пуха

    Мама-квочка                                    Ни пера!

    В класс отправила                           Через час

    Сыночка.                                          Едва живой,

    Говорила:                                         Петушок

    - Не дерись,                                      Идёт домой,

    Не дразнись,                                     Ковыляет еле-еле

    Не петушись.                                    Он со школьного двора,

    Поспеши,                                          А на нём и в самом деле

    Уже пора                                          Нет ни пуха, ни пера.

                                                               

                                                                                              В. Орлов

    - Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи)

    - Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?

    - В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении?

    - Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная-грустная история, которую и описал поэт.

    - Запишите выражение и его значение.

    - «Ни пуха, ни пера» - напутственное пожелание успеха.

    - «Ни пуха, ни пера» - устойчивое выражение (слайд 3). В нём нельзя заменить слова. Поменять их местами, иначе изменится смысл.

    Справка для учителя.

    "Ни пуха ни пера!" Возникло оно в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно "сглазить". Перо в языке охотников означает "птица", "пух" – звери. В ответ, чтобы тоже не "сглазить", звучало теперь уже традиционное: "(Пошел) К черту!". В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, дословный "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!". На что добытчик обычно отвечал в таком же духе: "К черту!", т.к. они оба были уверены, что злые духи услышат это и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

    - Таких устойчивых выражений немало в русском языке.

    - Кто из вас помнит с уроков литературного чтения, как по-другому можно назвать устойчивые выражения? (Крылатые выражения.)

    Слайд 4.  ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

    2. Сообщение темы урока.

    - Прочитайте слово. Это и есть тема нашего урока.

    - В русском языке существует целая наука, которая изучает устойчивые выражения.

    - Раз слово взято не из русского языка, как оно будет называться? (заимствованным)

    III. Работа по учебнику.

    - Найдите урок 129. В каком блоке работаем? Что изучаем в блоке «Как устроен наш язык»?

    - Прочитайте правило.

    а) Упражнение № 1.(Наблюдение за значением фразеологизмов).

    - Если заменим фразеологизм «заруби на носу» словом «запомни» изменится смысл предложения?

    - Так зачем же в языке существует такое «странное» сочетание слов? (Для того, чтобы наша речь была яркой и выразительной).

    - Какое из предложений с фразеологизмом или со словом «запомни» более яркое, выразительное?

    б) Работа над лексическим значением фразеологизмов.

    - Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более 50 фразеологических оборотов.

    - Объясните их лексическое значение.

    Слайд 5.

            ДАТЬ ПО РУКАМ  – наказать

            КАК БЕЗ РУК – беспомощный

            ВАЛИТСЯ ИЗ РУК – не работается

            МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ – умелец

            ДАТЬ РУКУ НА ОТСЕЧЕНИЕ – поручиться

    IV. Физминутка.

    - А теперь разомнём наши руки и ноги, чтобы ничего у нас не валилось из рук, а все были бы на уроке мастерами на все руки.

    V. Сравнение значений устойчивых и свободных сочетаний слов.

    Слайд 6.

    - Прочитайте транскрипцию [Й'АБЛАКА].

    -  Запишите транскрипцию и сделайте буквенную запись слова.

    - Прочитайте его по слогам. (Яблоко)

    - Сколько в нём букв? Звуков? Почему разное количество букв и звуков?

    Слайд 7.

    СОЧНОЕ, НА, ВИСЕЛО, ЯБЛОКО, ДЕРЕВЕ

    - Прочитайте запись на доске.

    - Можно ли эту запись считать предложением?

    - Кто догадался, какое задание мы с вами будем выполнять?

    - Составьте из рассыпанных слов предложение.

    Запись предложения с комментированием.

    Щелчок: На дереве висело сочное яблоко.

    - Послушайте, какое предложение со словом яблоко придумала я.

    Слайд 8. В концертном зале яблоку негде упасть.

    - В каком из этих предложений слово яблоко употреблено в прямом значении?

    - Найдите во втором предложении фразеологический оборот.

    - Что означает выражение «ЯБЛОКУ НЕГДЕ УПАСТЬ»? (тесно)

    Слайд 9.

    - Запишем фразеологический оборот «ЯБЛОКУ НЕГДЕ УПАСТЬ» и его значение.

    - Фразеологизмы, как правило, имеют переносное значение. Сравните сочетания и докажите, что одно из них является фразеологизмом.

    ехать без билета

    ехать зайцем

    Щелчок

    VI. Работа в группах. (Задание на карточках).

    - Как об этом говорят? Ответьте крылатыми выражениями (в помощь даётся слово-подсказка).

    Обсуждение.

    Слайд 10.

    1 группа - О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ НЕДРУЖНО, ПОСТОЯННО ССОРЯТСЯ (кошка)

    живут как кошка с собакой

    2 группа – ПОТЕРПЕТЬ НЕУДАЧУ. ОБМАНУТЬСЯВ СВОИХ РАСЧЁТАХ, ОКАЗАТЬСЯ ОДУРАЧЕННЫМИ (нос)

    остаться с носом

    3 группа – ОБ УДАЧНОМ, СЧАСТЛИВОМ ЧЕЛОВЕКЕ (рубашка)

    в рубашке родила

    4 группа – О ЧЕЛОВЕКЕ, РЕЗКО ОТЛИЧАЮЩЕМСЯ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ, НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ (ворона)

    белая ворона

    5 группа – ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПРОГОЛОДАЛСЯ (аппетит)

    волчий аппетит

    6 группа – КОГДА ГОВОРЯТ О ЧЁМ-ТО ОЧЕНЬ ВКУСНОМ (пальчики)

    пальчики оближешь

    7 группа – КОГДА УСИЛЕННО ДУМАЮТ НАД ТРУДНЫМ ВОПРОСОМ (голова)

    ломать голову

    - Прочитайте, какие фразеологизмы составили: щелчок

                                   

                                    живут как кошка с собакой

                                     остаться с носом

                                     в рубашке родился

                                     белая ворона

                                     волчий аппетит

                                     пальчики оближешь

                                     ломать голову

    VII. *Занимательное упражнение. Знакомство со словарём фразеологизмов.

    - Послушайте интересное стихотворение:

                                  Мне сказали: «Ваш Алёша,

                                  На уроке сел в калошу».

                                  Я смеюсь: «Ведь это ложь

                                  Нет таких больших калош!»

    Слайд 11. «Сесть в калошу». Рисунок.

    - Я задумалась, бывают ли такие большие калоши?

    - Как же получилось? Что произошло с Алёшей на самом деле?

    - Объясните значение фразеологизма «сесть в калошу» (высказывания детей).

    Ставить в неловкое положение.

    - Послушайте, какая произошла история. (Маленький Захар рисовал и слушал разговор родителей. Когда мама посмотрела тетрадь старшего сына, сказала отцу: «Наш Вася пишет, как курица лапой».)  

    - Малыш в разговоре взрослых услышал одно выражение и решил нарисовать так, как понял.

    - Кто понял, какой фразеологизм услышал мальчик?

    - Объясните его значение, когда оно употребляется в речи? Составьте устно с ним предложение.

      Слайд 11 щелчок.

     «ПИСАТЬ КАК КУРИЦА ЛАПОЙ» рисунок.

    - Что значит, «писать как курица лапой»? (писать неразборчиво, неряшливо) щелчок

    Слайд 12.

    - Послушайте четверостишье:

    - Товарищ твой просит украдкой
    Ответы списать из тетрадки.
    Не надо! Ведь этим ты другу
    Окажешь
    …(медвежью услугу)

    - Почему так говорят? При чём здесь медведь?

    - Как сможете объяснить смысл этого фразеологизма?

    - Если затрудняетесь объяснить значение фразеологических оборотов, на помощь вам придёт «Школьный фразеологический словарь русского языка» Жуковых (показ словаря).

    (Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.) 

    Справка для учителя.

    Возникновение фразы: «медвежья услуга», именно так можно обозначить мораль басни И.А.Крылова «Пустынник и медведь» (1818 г.). (Пустынник – отшельник.) В басне говорится, что Медведь, желая услужить своему другу Пустыннику, прихлопнув муху, севшую тому на лоб, убил вместе с мухой и самого Пустынника.

    - На стр. 138 даётся объяснение фразеологизма.

    Резерв: стр. 1 упражнение 3 (выполнение работы по рядам)

    - Прочитайте внимательно задание. Работаем в парах, при выполнении упражнения советуйтесь друг с другом. 

    VIII.  Рефлексия.

    - Понравился урок?

    - В чём испытывали затруднение?

    - С каким новым понятием познакомились на уроке?

    - Назовите, какие фразеологизмы, которые не встречались на уроке, вы знаете?

    - Не зная значения фразеологизмов, будет ли понятен их смысл?

    - На следующем уроке мы продолжим работу над фразеологизмами.

    IX. Домашнее задание по выбору.

    Слайд 14.

    стр.95 упр. 4;

    придумать 5 фразеологизмов со словом глаз и написать их значение.

    Используемые источники:

    1. «Школьный фразеологический словарь русского языка» Жуковых;

    2. http://kirillica.hiblogger.net/42553.html;

    3.  http://yznai-ka.ru/publ/quot_m_quot/medvezhja_usluga/12-1-0-689.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

    Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово".  УМК "Начальная школа 21 века"....

    Потешкина С.Ю. Урок русского языка в 3 классе по теме "Фразеологизмы". Технология: мастерская "Слово"

    Тема: «Фразеологизмы»Цель урока: ознакомление с устойчивыми сочетаниями словЗадачи:          углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний - уст...

    Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

    Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...

    Методическая разработка: фразеологизмы, пословицы и загадки о яблоках.

    Методическая разработка: фразеологизмы, пословицы и загадки о яблоках....

    РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

    РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС  Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....