РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Жубанова Наталия Шукургалиевна

РУССКИЙ ЯЗЫК

II КЛАСС

 

 

Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами;

          сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов;

          расширять словарный запас учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_2_klass_frazeologizm.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

СОШ с.Камышки

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

II КЛАСС

Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

Цель: наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами;

          сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов;

          расширять словарный запас учащихся.

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой.

II. Работа по теме урока.

1. Проблемная ситуация.

Слайд 2.

- Прочитайте заглавие стихотворения Орлова.

- Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»?

- Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок.

Чтение стихотворения.

НИ ПУХА, НИ ПЕРА

Рано утром                                      Ну, ни пуха

Мама-квочка                                    Ни пера!

В класс отправила                           Через час

Сыночка.                                          Едва живой,

Говорила:                                         Петушок

- Не дерись,                                      Идёт домой,

Не дразнись,                                     Ковыляет еле-еле

Не петушись.                                    Он со школьного двора,

Поспеши,                                          А на нём и в самом деле

Уже пора                                          Нет ни пуха, ни пера.

                                                           

                                                                                          В. Орлов

- Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи)

- Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?

- В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении?

- Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная-грустная история, которую и описал поэт.

- Запишите выражение и его значение.

- «Ни пуха, ни пера» - напутственное пожелание успеха.

- «Ни пуха, ни пера» - устойчивое выражение (слайд 3). В нём нельзя заменить слова. Поменять их местами, иначе изменится смысл.

Справка для учителя.

"Ни пуха ни пера!" Возникло оно в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно "сглазить". Перо в языке охотников означает "птица", "пух" – звери. В ответ, чтобы тоже не "сглазить", звучало теперь уже традиционное: "(Пошел) К черту!". В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, дословный "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!". На что добытчик обычно отвечал в таком же духе: "К черту!", т.к. они оба были уверены, что злые духи услышат это и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

- Таких устойчивых выражений немало в русском языке.

- Кто из вас помнит с уроков литературного чтения, как по-другому можно назвать устойчивые выражения? (Крылатые выражения.)

Слайд 4.  ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

2. Сообщение темы урока.

- Прочитайте слово. Это и есть тема нашего урока.

- В русском языке существует целая наука, которая изучает устойчивые выражения.

- Раз слово взято не из русского языка, как оно будет называться? (заимствованным)

III. Работа по учебнику.

- Найдите урок 129. В каком блоке работаем? Что изучаем в блоке «Как устроен наш язык»?

- Прочитайте правило.

а) Упражнение № 1.(Наблюдение за значением фразеологизмов).

- Если заменим фразеологизм «заруби на носу» словом «запомни» изменится смысл предложения?

- Так зачем же в языке существует такое «странное» сочетание слов? (Для того, чтобы наша речь была яркой и выразительной).

- Какое из предложений с фразеологизмом или со словом «запомни» более яркое, выразительное?

б) Работа над лексическим значением фразеологизмов.

- Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более 50 фразеологических оборотов.

- Объясните их лексическое значение.

Слайд 5.

        ДАТЬ ПО РУКАМ  – наказать

        КАК БЕЗ РУК – беспомощный

        ВАЛИТСЯ ИЗ РУК – не работается

        МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ – умелец

        ДАТЬ РУКУ НА ОТСЕЧЕНИЕ – поручиться

IV. Физминутка.

- А теперь разомнём наши руки и ноги, чтобы ничего у нас не валилось из рук, а все были бы на уроке мастерами на все руки.

V. Сравнение значений устойчивых и свободных сочетаний слов.

Слайд 6.

- Прочитайте транскрипцию [Й'АБЛАКА].

-  Запишите транскрипцию и сделайте буквенную запись слова.

- Прочитайте его по слогам. (Яблоко)

- Сколько в нём букв? Звуков? Почему разное количество букв и звуков?

Слайд 7.

СОЧНОЕ, НА, ВИСЕЛО, ЯБЛОКО, ДЕРЕВЕ

- Прочитайте запись на доске.

- Можно ли эту запись считать предложением?

- Кто догадался, какое задание мы с вами будем выполнять?

- Составьте из рассыпанных слов предложение.

Запись предложения с комментированием.

Щелчок: На дереве висело сочное яблоко.

- Послушайте, какое предложение со словом яблоко придумала я.

Слайд 8. В концертном зале яблоку негде упасть.

- В каком из этих предложений слово яблоко употреблено в прямом значении?

- Найдите во втором предложении фразеологический оборот.

- Что означает выражение «ЯБЛОКУ НЕГДЕ УПАСТЬ»? (тесно)

Слайд 9.

- Запишем фразеологический оборот «ЯБЛОКУ НЕГДЕ УПАСТЬ» и его значение.

- Фразеологизмы, как правило, имеют переносное значение. Сравните сочетания и докажите, что одно из них является фразеологизмом.

ехать без билета

ехать зайцем

Щелчок

VI. Работа в группах. (Задание на карточках).

- Как об этом говорят? Ответьте крылатыми выражениями (в помощь даётся слово-подсказка).

Обсуждение.

Слайд 10.

1 группа - О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ НЕДРУЖНО, ПОСТОЯННО ССОРЯТСЯ (кошка)

живут как кошка с собакой

2 группа – ПОТЕРПЕТЬ НЕУДАЧУ. ОБМАНУТЬСЯВ СВОИХ РАСЧЁТАХ, ОКАЗАТЬСЯ ОДУРАЧЕННЫМИ (нос)

остаться с носом

3 группа – ОБ УДАЧНОМ, СЧАСТЛИВОМ ЧЕЛОВЕКЕ (рубашка)

в рубашке родила

4 группа – О ЧЕЛОВЕКЕ, РЕЗКО ОТЛИЧАЮЩЕМСЯ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ, НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ (ворона)

белая ворона

5 группа – ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПРОГОЛОДАЛСЯ (аппетит)

волчий аппетит

6 группа – КОГДА ГОВОРЯТ О ЧЁМ-ТО ОЧЕНЬ ВКУСНОМ (пальчики)

пальчики оближешь

7 группа – КОГДА УСИЛЕННО ДУМАЮТ НАД ТРУДНЫМ ВОПРОСОМ (голова)

ломать голову

- Прочитайте, какие фразеологизмы составили: щелчок

                               

                                живут как кошка с собакой

                                 остаться с носом

                                 в рубашке родился

                                 белая ворона

                                 волчий аппетит

                                 пальчики оближешь

                                 ломать голову

VII. *Занимательное упражнение. Знакомство со словарём фразеологизмов.

- Послушайте интересное стихотворение:

                              Мне сказали: «Ваш Алёша,

                              На уроке сел в калошу».

                              Я смеюсь: «Ведь это ложь

                              Нет таких больших калош!»

Слайд 11. «Сесть в калошу». Рисунок.

- Я задумалась, бывают ли такие большие калоши?

- Как же получилось? Что произошло с Алёшей на самом деле?

- Объясните значение фразеологизма «сесть в калошу» (высказывания детей).

Ставить в неловкое положение.

- Послушайте, какая произошла история. (Маленький Захар рисовал и слушал разговор родителей. Когда мама посмотрела тетрадь старшего сына, сказала отцу: «Наш Вася пишет, как курица лапой».)  

- Малыш в разговоре взрослых услышал одно выражение и решил нарисовать так, как понял.

- Кто понял, какой фразеологизм услышал мальчик?

- Объясните его значение, когда оно употребляется в речи? Составьте устно с ним предложение.

  Слайд 11 щелчок.

 «ПИСАТЬ КАК КУРИЦА ЛАПОЙ» рисунок.

- Что значит, «писать как курица лапой»? (писать неразборчиво, неряшливо) щелчок

Слайд 12.

- Послушайте четверостишье:

- Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь
…(медвежью услугу)

- Почему так говорят? При чём здесь медведь?

- Как сможете объяснить смысл этого фразеологизма?

- Если затрудняетесь объяснить значение фразеологических оборотов, на помощь вам придёт «Школьный фразеологический словарь русского языка» Жуковых (показ словаря).

(Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.) 

Справка для учителя.

Возникновение фразы: «медвежья услуга», именно так можно обозначить мораль басни И.А.Крылова «Пустынник и медведь» (1818 г.). (Пустынник – отшельник.) В басне говорится, что Медведь, желая услужить своему другу Пустыннику, прихлопнув муху, севшую тому на лоб, убил вместе с мухой и самого Пустынника.

- На стр. 138 даётся объяснение фразеологизма.

Резерв: стр. 1 упражнение 3 (выполнение работы по рядам)

- Прочитайте внимательно задание. Работаем в парах, при выполнении упражнения советуйтесь друг с другом. 

VIII.  Рефлексия.

- Понравился урок?

- В чём испытывали затруднение?

- С каким новым понятием познакомились на уроке?

- Назовите, какие фразеологизмы, которые не встречались на уроке, вы знаете?

- Не зная значения фразеологизмов, будет ли понятен их смысл?

- На следующем уроке мы продолжим работу над фразеологизмами.

IX. Домашнее задание по выбору.

Слайд 14.

  • стр.95 упр. 4;
  • придумать 5 фразеологизмов со словом глаз и написать их значение.

Используемые источники:

1. «Школьный фразеологический словарь русского языка» Жуковых;

2. http://kirillica.hiblogger.net/42553.html;

3.  http://yznai-ka.ru/publ/quot_m_quot/medvezhja_usluga/12-1-0-689.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация русского языка 4 класс тема: "Мягкий знак на конце слов после шипящих". ( Школа ХХI века)

Цели:Оборудование: учебник “Русский язык для 4 класса .Таблица частей речи. Рабочая тетрадь. Интерактивная доска.1. Коллективная работа. Работа по таблице частей речи с примерами устно.Назо...

Русский язык (2 класс). Тема урока "Корень как часть слова"

Конспект данного урока может быть использован учителями работающими по УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Урок русского языка 1 класс Тема урока: Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости в конце слова.

Тип урока: открытие новых знаний (продолжение).Цель урока: овладение  алгоритмом проверки парной согласной глухости - звонкости на конце слова.Задачи:- развивать умение распознавать в слове парны...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ТЕМА УРОКА: «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БУКВАМИ Ь И Ъ»

Урок русского языка по теме:«Правописание слов с буквами Ь и Ъ».Цели:Обучающие . Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова...

Фрагмент урока русского языка 2 класс.Тема урока " Правила переноса слов"

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока русского языка по программе "школа России"...