ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ТЕМА УРОКА: «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БУКВАМИ Ь И Ъ»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Акбашева Резида Хайдаровна

Урок русского языка по теме:

«Правописание слов с буквами Ь и Ъ».

Цели:

Обучающие . Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах.

Развивающие. Создать условия для развития познавательной активности , развитие умения работать в паре, развитие логического мышления, культуры речи, развитие каллиграфических навыков.

Воспитывающие. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение договариваться, самостоятельность, воспитывать чувство красоты, любви к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г.  Агрыз

 Агрызского муниципального района Республики Татарстан

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 КЛАСС

ТЕМА УРОКА: «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БУКВАМИ Ь И Ъ»

Учитель начальных классов

первой квалификационной  категории

Акбашева Резида Хайдаровна,

2021 – 2022 учебный год

Урок русского языка по теме:

«Правописание слов с буквами Ь и Ъ».

Цели:

Обучающие . Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах.

Развивающие. Создать условия для развития познавательной активности , развитие умения работать в паре, развитие логического мышления, культуры речи, развитие каллиграфических навыков.

Воспитывающие. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение договариваться, самостоятельность, воспитывать чувство красоты, любви к родной природе.

Формируемые УУД:

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулировать правило на основе выделения существенных признаков; выполнять задания с использованием схем; сравнивать, строить рассуждения.

Коммуникативные – сотрудничество с учителем и сверстниками; оценка действий партнера;

Регулятивные – постановка учебной задачи; контроль, коррекция; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные -  нравственно –этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Планируемые результаты:

Предметные: повторить  знаний о ъ и ь знаках, научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками, объяснять почему в словах с приставками в одних случаях пишется ъ знак, а в других- нет; выполнять разбор слова по составу, различать орфограммы в корне слова.

Метапредметные:  

Регулятивные: учиться принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные: умение использовать знаково-символические средства (схемы) представления информации; извлекать необходимую информацию из текста, анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать собеседника, ориентироваться в целях и условиях общения, плодотворно сотрудничать , проявляя доброжелательное отношение к партнеру, уметь договариваться.

Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со сверстниками, умения пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроках

Оборудование: компьютер,  проектор, презентация, сигнальные карточки у каждого ученика,  таблички-образцы каллиграфического письма, таблица, карточки для индивидуальной работы, разноуровневые задания.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Цель: мотивировать к учебной деятельности

Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.

Психологический настрой.

Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.

Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.

       Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.

II. Актуализация знаний.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Фронтальная работа

 а)Объясни орфограммы (на доске)

Ука…ка –

Чес…ный –

Друз…я -

Ле…кий –

Звёз…ный –

г…р..зонт

б..гаж

б) Синтаксический разбор предложения.

Легкий ветерок потрепал золотые листья, сорвал их с деревьев и закружил в танце. 

- О каком времени года говорится в предложении?

Назовите признаки осени. Найдите грамматическую основу, какое предложение по интонации, по цели высказывания.

III. Самоопределение к деятельности.

Определение темы урока.

Переходим к минутке чистописания. Какие буквы будем писать узнаем, когда загадки отгадаем

Загадки:    1.Что за буква, кто узнает?

        Звука не обозначает.

        Перед   и, е, ё, ю, я

        Я в корнях стою , друзья?

                              2. Было сели  - стало съели,

                                          догадаться вы сумели?

                                          Почему случилось так?

                                           Кто виновник?    

Это буквы Ъ и Ь знаки  ( образцы на доску)

Итак, минутка чистописания

ььь ъъъ ььь ъъъ ььь ъъъ

объя съе мья бьи льё вью

Запишите красиво. Внимание на осанку!

-- Ребята, кто догадался , какая тема нашего урока?

Тема урока Разделительные ъ и ь знаки  

-- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?

Цели:    -повторить правила употребления ъ и ь знаков;

 - научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками.

Работа по теме.

  1. Работа с учебником

Первая цель- повторить правила употребления Ъ и Ь знаков. Скажите, где можно получить информацию об этих орфограммах? (в учебнике, в справочной литературе, спросить у взрослых)

Верно. Сегодня мы информацию будем искать в учебнике. Откройте учебник на стр. 64, найдите нужную информацию.

Рассмотрите таблицу  (с.64)

  1. Карточки синего цвета. 

Задание       

Запишите слова в тетрадь в 2 столбика. В один—слова с ь знаком, в другой – с ъ.

Варен…е, об…ясни, от…езд, л…ёт, ноч…ю, с…ел, вороб…и, об…явление, под…ехал, с..едобный, вз…ерошенный, сем..я

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу портнёра. Оцените её при помощи знаков.

 «!» -Молодец, ты всё написал правильно.

«+»- Хорошо, но ещё немного ошибаешься.

 «-» -Тебе нужна помощь.

Проверка учителя:  Поднимите руки  кому поставили  +,   -,   !

3) Работа в малых группах.  Задание. Внимательно прочитайте правила, когда пишется разделительный Ъ знак, когда разделительный Ь. Проанализируйте их, выделите в каких частях слова каждый знак ставится, сравните и составьте, нарисуйте 2схемы  - написание ъ и ь знаков. По схеме должно быть четко видно в какой части слова и при каких условиях пишется ъ или ь. Схему изобразите на листочках. Подберите примеры слов на каждую схему. ( обсуждение ведем тихонько)  Молодцы!  

- Составьте схемы правописания  разделительных ъ и ь знаков,

−   Рассмотрите схемы.

             Е                                                        ё

     Ъ           Я                        е

              Ё        ь                 ю

              Ю                                                    и

                                                                      я                                                                   

Вывод: Когда  в словах пишется разделительный ъ, а когда разделительный          ь         знак?

  Приведите свои примеры на эти правила.

IV. Физкультминутка

Маршеруем и думаем, если в слове пишется ъ знак – руки поднимаем в стороны, если разделительный ь знак руки поднимаем вверх.

 Подъезд,  выезд,  вьюга,  заезд,  отъезд,  объём,  предложить,  обезьяна,  разъяснить,  листья,  олень,  объявление,  осень.

V Закрепление изученного материала.

Работа с учебником

С.65, упр.107  

Самостоятельное выполнение письменных заданий. Проверка. Самооценка.

- Какие слова с разделительным ъ знаком вы выписали? (объявления, въезд, подъезда, подъём), какие в этих словах приставки?

- Какое слово  с разделительным ь знаком вы выписали? (ночью)

- В каком из выделенных слов звуков меньше, чем букв? (петь)

- Сколько звуков и букв  в слове подъём? (6б., 6 зв.)

- Сколько звуков и букв  в слове ночью?(5зв.,5 б)

Работа в парах.

Составьте тексты объявлений отдыхающим в природе.

(Бросайте мусор только в урны.  Не разоряйте птичьи гнёзда.)

VI  Рефлексия.

Устный диктант.

Я показываю карточку со  словом, вы показываете карточку с нужной буквой, которую надо записать на месте пропуска.

Об-единились, руж-е, под-езд, суч-я, в-юга, об-явление, ш-ют, с-едобный, коп-ё, от-ехать, с-ёжился, л-ют, сем-я, варен-е, жил-ё, об-ём.

VII.  Подведение итогов урока.

- Какие орфограммы мы повторили сегодня  на уроке?

- Когда пишется разделительный ъ знак?

-Когда пишется разделительный ь знак?

- Какую ещё работу может выполнять мягкий знак?

Тест.

У учащихся на столах заранее приготовленные карточки с текстом теста.

Тест проверяется после урока, анализируются ошибки, и планируется работа над ошибками в течение следующих уроков.

                                                  Тест

1) Разделительный знак (ь) пишется….

    а) после согласных

    б) после гласных

2) Разделительный знак (ь) пишется….

    а) перед согласными

    б) перед гласными

3) Разделительный знак (ь)…

    а) является показателем мягкости

    б) показывает, что согласный не сливается с гласной

4) Подчеркни слова с разделительным мягким знаком

    а) соловьи

    б) огоньки

    в) Дарья

    г) стулья

    д) колокольчики

Оцените свою работу на уроке  при помощи знаков

 « + » – я  уверен в своих знаниях.

 « - »  --я сомневаюсь, надо еще поработать.

– Перед началом урока и я ставила цели. Я хотела, чтобы вам было интересно на уроке, чтобы урок принес вам полезные знания в области русского языка, чтобы вам на уроке было хорошо и спокойно. Я думаю, что я своих целей достигла. (На доске появляется новая табличка - Я рада за вас)

VIII. Домашнее задание.

1) С.66, упр.109. повторить правило, с.64.

2) Найдите и исправьте ошибки.

В солнечный осений динёк мы собралис в лез за гребами. Папа объеснил нам , какие гребы съедобные, а какие едовитые. Мы добрались до перрона и села в эликтричку. Скоро мы подехали к нужной станции, преодолели небольшой подём и вошли в лес. Под елъю мы нашли несколько боровиков. А вот под деревями сьёжились от холода несколько маленких сыроежек.

Молодцы!  Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку 1 класс "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Организация деятельности учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу....

План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."

План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."Цель урока: Сформировать новые знания, умения и навыки по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».Задачи:обуча...

План -конспект урока по русскому языку для 2 класса "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"

План -конспект урока по русскому языку для 2 класса. Урок посвящен юбилею М.В. Ломоносова. Задачи урока:Образовательные:-    определять наличие в корне слова изучаемых орфограмм (б...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи".

Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...