Русский язык (2 класс). Тема урока "Корень как часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Трубинова Лариса Геннадьевна

Конспект данного урока может быть использован учителями работающими по УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_.docx20.49 КБ
Файл koren_kak_chast_slova.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

                                           План-конспект урока по теме

                                     «КОРЕНЬ КАК ЧАСТЬ СЛОВА»

ФИО: Трубинова Лариса Геннадьевна

Место работы: МБОУ СОШ № 25 г. Балаково 

Должность:  учитель начальных классов

Предмет:  русский язык 

Класс: 2

Тема и номер урока в теме: «Корень как часть слова», №1

Базовый учебник:  Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 2 класс в 2 ч.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- М.: Вентана-Граф, 2012.

Цель урока: формирование умения выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова

предметные:

- познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»;

  наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.

метапредметные:

- определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно;

- выполнять задания в соответствии с планом (алгоритмом);

- сравнивать, анализировать, делать выводы;

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

личностные:

- освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийная презентация, проектор, экран, дидактические упражнения из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, карточки-сигналы для рефлексии.

Структура и ход урока:

1.Организационный момент. (Психологическая установка на урок)                    (1 мин.)

Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.

СЛАЙД № 2

2.Минутка чистописания.     (2 мин.)

- Начнём наш урок с загадки.

   Загадка.

Оно на небосвод взошло
И смотрит к нам в оконце.
Оно нам дарит свет, тепло.
Всегда пусть светит...(Солнце)

- Подарите своему соседу по парте «солнечную» улыбку. Удачи вам, ребята!

- С какой буквы начинается запись слова «солнце»?

- Пропишите заглавную и строчную буквы Сс в рабочей тетради. Назовите количество букв и звуков в слове «солнце».

3.Мотивация к учебной деятельности 

(Проблемная ситуация)

СЛАЙД № 3

Посмотрите и скажите, кто изображён на этой картинке.  (Мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка)

-Как назвать их одним словом? (Семья, родственники)

 И о некоторых словах в русском языке тоже говорят, что они родственные. Как вы думаете, почему они получили такое название? (Дети высказывают свои предположения)

4. Постановка целей и задач урока

СЛАЙД № 4

Что мы должны узнать сегодня на уроке? (Ответы детей)

  • Какие слова называются родственными?
  • Что у них общего?
  • Как найти родственные слова?

СЛАЙД № 5

5. Актуализация знаний.

Работа с учебником

а) Рубрика «Давай подумаем»

- Прочитай слова под картинками.

- Одинаковое ли значение у этих слов? (общее  значения слов – место, где живут)

- Чем эти дома отличаются друг от друга? (Своим размером)

 - Значит, домик – это…маленький дом, а домище - ….большой дом (каждое из этих слов имеет своё смысловое значение  

- Слова дом, домик и домище – это три формы одного и того же слова?

(Нет, каждое слово имеет свою форму)

- Что их ещё объединяет? (Они имеют общую часть –дом-)

- Может кто-то знает, как называется эта часть слова? (ответы и предположения детей: корень)

6.Первичное усвоение новых знаний

б)- Послушайте сказку и проверьте свои предположения.

СЛАЙД № 6

                                                    СКАЗКА.

Много лет назад люди построили своё первое жилище и назвали его  ДОМ. Стали люди жить в этом доме.  Стали в этом доме появляться  новые слова. Столько новых слов выросло, сколько веток на деревьях. Все они очень похожи друг на друга, но в каждом слове есть что-то своё.

Удивились люди: как от корня дерево выросло, так и от слова ДОМ образовались новые слова. Общую часть всех этих слов назвали корнем. Слова и деревья от корня растут.

-Как называется общая часть слов? (корнем)

Упражнение № 1. (Найди и назови общую часть (корень) в группах слов.(Фронтальная работа)

Рубрика «Тайны языка» (знакомит с понятиями «корень» и «родственные слова)

СЛАЙД № 7

Алгоритм

 Однокоренные слова

1.Общая часть.

2. Близки по смыслу.

7.Первичная проверка понимания

 

Упражнение № 1. (Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону)

- Можно ли эти группы слов назвать родственными (однокоренными)?

- Выпишите три группы родственных слов, выделите корень.

                 Физминутка «Солнышко лучистое»

СЛАЙД № 8

Упражнение № 4.(фронтальная работа)

_Чем родственные слова отличаются от форм одного и того же слова?

Упражнение № 4.(Найди и выпиши слова с одинаковым корнем.) Работа в паре.

(Фронтально). Найди родственные слова и формы слова.

СЛАЙД № 9

Словарная работа

- Куда грибники складывали грибы? (в корзину)

- Как произносится это слово, а как пишется? (Запись слова в словарь)

 Составьте и запишите предложение с новым словом.

8. Первичное закрепление

Решение проблемной ситуации с опорой на алгоритм.

-Это родственные слова или нет? Докажи.

СЛАЙД № 10

ЦОР № 254.

Гусь, гусыня, гусята, гусеница.

СЛАЙД № 11

ЦОР № 257.

Боец, солдат.

- Подберите к данным словам правильные родственные слова, запишите их в тетрадь, выделите корень.

*Гусь, гусыня, гусята, гусиный, гусёнок, гусятница, гуськом.

*Боец, бой, боевой, боевик, боеприпасы, бойня, бойцовский.

 

9. Рефлексия.

_-Что нового вы узнали на уроке?

 -Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

-Покажите, какое у вас настроение (сигналы)

-Улыбнитесь друг другу!

СЛАЙД № 12

-Молодцы! Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Корень как часть слова» Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа 21 века» Трубинова Лариса Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 25 г. Балаково С аратовской области

Слайд 2

Загадка Оно на небосвод взошло И смотрит к нам в оконце. Оно нам дарит свет, тепло. Всегда пусть светит ...

Слайд 3

Родственники

Слайд 4

Цели и задачи урока Какие слова называются родственными? Что у них общего? Как найти родственные слова?

Слайд 5

Прочитай слова под картинками

Слайд 6

ДОМ домик домашний домохозяйка домовой домище бездомный домосед надомник

Слайд 7

Однокоренные слова 1.Общая часть. 2.Близки по смыслу.

Слайд 8

Родственники? Формы слова?

Слайд 9

Словарная работа к о рзина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения"

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения", составленный по учебнику Иванова С.В....

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива "Суффикс-значимая часть слова"

Конспект урока по русскому языку по теме "Суффикс-значимая часть слова" + презентация...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»

Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...