Главные вкладки

    Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Крупнова Лидия Владимировна

    Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                            Русский язык

    2 класс- В.

    Учитель: Крупнова Л. В.

    Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

    Цель: дать представление о фразеологическом обороте; показать выразительные возможности фразеологических оборотов.

    Планируемый результат:

    Личностные умения:

    • проявлять интерес к изучению темы; положительное отношение к изучению темы;
    • осознание собственных достижений при освоении учебной темы;
    • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
    • стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

    Мета предметные умения:

    • определять различия синонимов, антонимов и фразеологизмов и обосновывать своё мнение;
    • определять в тексте фразеологизмы и обосновывать своё мнение;
    •  классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение;
    • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном пространстве Интернете);
    • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения;
    • определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения.

    Предметные умения

    • понимать выразительные возможности фразеологических оборотов;
    • объяснять значение фразеологических оборотов;
    • использовать фразеологизмы в собственной речи.

    Оборудование: проектор, компьютер, карточки с заданиями, фразеологический словарь.

                               

    Этапы урока

    Описание слайда.  Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся

    Орг. момент

    - Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов!
    – А сейчас пора за работу. Сели красиво и правильно, записали дату в тетрадь.

    Ученики готовы к работе, приветствуют учителя, записывают дату в тетрадь.

    Актуализация знаний.

    1). Орфографическая минутка (См. эл. приложение)

    2) Задание на карточках.

    Из записанных сочетаний составить слово:

    си ин, но он ни им мы (СИНОНИМЫ)

    ан нет то он ни им мы (АНТОНИМЫ)

    -Дайте определение этих понятий.

    Задание на карточках: карточки с двумя столбиками слов. Соедините слова первого столбика с подходящими словами второго столбика. (Приложение 1

    Проверка.

    Записывают слова без ошибок.

    Вспоминают изученные термины, объясняют их значение.

     Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.

     - Какое сочетание слов осталось без пары? Почему его нельзя отнести ни к одной из групп? Кто знает, что обозначает это сочетание слов, как называется, зачем используют в речи?
    – Попробуем объяснить его значение… Обратимся к словарю.  
    – А каким словарем вы пользовались? 
    (Фразеологическим) (Слайд 1, 2)


    – А кто-то уже нам может сказать, как называются такие сочетания слов? (Слайд 3)

    Фразеологизмы!

    – Ребята посмотрите на это слово, прочитайте его. Фразеологизм – это сложное слово. Оно образовалось от двух греческих слов “фазис” – выражение и “логос” – учение, т.е. фразеология – это наука, изучающая устойчивые выражения.  Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность.  
    – А кто уже догадался, какая тема нашего урока? 
    (Фразеологизмы) 
    – Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? 
    (Узнать, что такое фразеологизмы, понимать и объяснять их значение, правильно использовать в речи).

    Ответы детей.

    Учатся работать со словарем.

     

     

     

     

    Выводят тему урока, ставят задачи.

    IV.        Работа по теме урока.

    1)        Выполнение упражнения учебника с.36 №51(задание дано на раздаточном листе) в соответствии с заданиями учебника.

    Про какого кота говорится в 1 предложении?

    Как вы поняли 2 предложение? Чем занят сосед?

    Как вы считаете, что полезнее – читать книги или смотреть телевизор?

    Спишите только выделенные сочетания слов.

    Какое значение имеет сочетание слов кот наплакал? (варианты ответов детей)

    2)        Работа по эл. приложению (сообщение профессора Самоваров)

     - Русский язык очень богат фразеологизмами. Откуда они берутся? Живут-поживают себе слова отдельно, иногда рядом их ставят, и вот однажды возникает необходимость сказать их вместе, так появляется устойчивое сочетание, в котором вроде бы слова не связаны особенно, но уж очень метко и интересно звучат вместе. Вот послушайте: как с гуся вода, знать назубок, курам на смех, ни пуха, ни пера, на лбу у него написано и еще много других фразеологизмов

    (презентация Слайд № 4 - 8) – объяснения учителя об истории происхождения того или иного фразеологизма.

    Выполняют упр.51.

    Объясняют значение словосочетания и фразеологического оборота. Сравнивают. Делают выводы.

    Слушают объяснения профессора Самоваров

    Объясняют значения фразеологических оборотов.

    Слушают объяснения учителя о происхождении  того или иного фразеологизма.

    Первичное закрепление

    – Кто-то уже слышал такие устойчивые сочетания?
    – А может вы встречали их в книгах?
    Работа с электронным приложением.

    Упр.1 – Помоги паучку сплести паутину. Установи соответствие.

    А теперь пришла пора

    Засучить нам рукава.

    – За работу, друзья! Вам нужно соединить фразеологизм с его значением. Не забудьте правила работы в паре, договаривайтесь и уступайте друг другу.

    Упр.2 – Помоги пчелкам собрать мед.

             

    близко (рукой подать)
    молчать (держать язык за зубами)
    думать (ломать голову)
    рано (ни свет ни заря)
    обидеться (надуть губы)
    унывать (падать духом)
    мало (капля в море)
    обманывать (пускать пыль в глаза)

    Составление предложений с данными фразеологизмами.

    Ответы детей.

    Сравнивают. Делают выводы.

    Работа в паре.

    Работа с интерактивной доской. 

    Соединяют фразеологизмы с их значением, устно составляют предложения.

    Составляют и записывают предложения, делают вывод, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее ярче и выразительнее.

    Физминутка

    – А теперь пришло время отдохнуть. Фразеологизмы нам также помогут и провести зарядку.

    • Его вешают, приходя в уныние (дети показывают нос)
    • Ее можно ломать, сильно думая над чем-то (голова)
    • Они чешутся, если очень хочется что-то сделать (руки)
    • Ими хлопают, если что-то не понимают (уши)
    • Его проглатывают, когда человек молчалив (язык)
    • Их можно держать на макушке (уши)
    • В ней может быть ветер (голова)
    • В него набирают воды, когда молчат (рот)
    • Его задирают те, кто зазнался (нос)
    • Его держат за зубами, если хранят секрет (язык)
    • Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)
    • Они бывают золотыми у трудолюбивых людей (руки)

    Учащиеся выполняют физминутку.

    Закрепление.

     -  Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Предложения запишите. (Приложение 2).

    Карточка 1

    Учитель объяснял решение задачи, но Петя не слушал.

    Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

    Кирилл целый день бездельничал.

    Мы догадывались, что он нас обманывает.

    Первого сентября Оля проснулась очень рано.

    Слова для выбора: повесить нос, водить за нос, ни свет, ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

    - Как изменились предложения?

    - Зачем нужны фразеологизмы?

    - Если мы не знаем, что значит тот или иной фразеологизм, как быть?

     Карточка 2

     - Задание: найти и подчеркнуть фразеологизмы, объяснить их значение. (Приложение 3).

    Работа с раздаточным материалом – работают в тетради. Заменяют подчеркнутые слова фразеологизмами. Взаимопроверка.

    Обратиться к словарю – фразеологический словарь.

    Учатся находить фразеологизмы в тексте. Взаимопроверка.

    Проверочная работа

    - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Поможем Ане занять первое место. Для этого правильно отвечай на вопросы.

         

    Работа по эл. приложению.

    Домашнее задание

    - Сделать карточку, на которой записать фразеологизм, объяснить значение фразеологизма и нарисовать к нему рисунок.

    Запись д/з

    Подведение итогов урока. Рефлексия

    – Давайте подведем итоги работы.

    - Как называются устойчивые выражения, которые мы используем в речи?

    - Зачем нужны фразеологизмы в речи?

    - Какие фразеологизмы вы запомнили?

    - Было ли вам трудно на уроке?  А интересно?

     - Оцените свою работу на уроке.

     Учитель предлагает детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. (Приложение 4).

    • сегодня я узнал...
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось…

    – Пожмите руку своему товарищу. Вы хорошо потрудились сегодня. Спасибо за урок!


    Подведение итогов урока.

    Оценка эффективности собственной работы на уроке.

    Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их.

    Приложение 1 

    Соедините слова первого столбика с подходящими словами второго столбика.

    Омонимы

    Холодный-горячий, грустно-весело.

    Синонимы

    Красный, алый, пурпурный, багряный.

    Антонимы

    На лугу паслись барашки.

    Пенятся, пенятся волны-кудряшки:

    На речке барашки, барашки, барашки!

    Зарубить на носу

    (Приложение 2).

    Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Предложения запишите.

    Учитель объяснял решение задачи, но Петя не слушал.

    Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

    Кирилл целый день бездельничал.

    Мы догадывались, что он нас обманывает.

    Первого сентября Оля проснулась очень рано.

    Слова для выбора: повесить нос, водить за нос, ни свет, ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

    (Приложение 3). 

            Задание: найти и подчеркнуть фразеологизмы, объяснить их значение.

    1)        Не умеет дятел петь.

    Нет у дятла слуха.

    Говорят, ему медведь

    Наступил на ухо.

    2)        Что купить? Конфеты, книжки?

    Вот сидят на полках мишки.

    Вот мышонок, вот коза –

    Разбегаются глаза!

    3)        Ничего я не пойму –

    Что? Когда? И почему?

    Мыслей в голове сто две.

    Вот так каша в голове!

    4)        Ах, какие мастера!

    Вот топор, а вот пила.

    Всё в руках у них горит.

    Раз и два, и дом стоит!

    (Приложение 4). 

    • сегодня я узнал...
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось…

    • сегодня я узнал...
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось…


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Фразеологизмы

    Слайд 2

    Весь день Иван бездель ни чал .

    Слайд 3

    Весь день Иван с о бак г о нял. Весь день Иван в а лял дурака. Весь день Иван л е жал на б о ку. Весь день Иван корч и л лодыря. Весь день Иван с и дел сл о жа руки. Весь день Иван сч и тал в о рон.

    Слайд 4

    Как об стенку горох . Ему хоть кол на голове теши. Сказано – сделано. Не видать как своих ушей. Всему своё время. Ему про Ерёму, а он про Фому. Как с Луны свалился. Ру сс ким языком сказано. Воду в ступ е толо чь . Кашу маслом не испортишь.

    Слайд 5

    Тест «О каком человеке говорят?..». У него денег куры не клюют: А) бедный; Б) богатый. Он сухим выйдет из воды: А) ловкий; Б) робкий. Он звёзд с неба не хватает: А) умный; Б) глупый. У него семь пятниц на неделе: А) ненадёжный; Б) надёжный. 5) Он перебивается с хлеба на квас: А) богатый; Б) бедный

    Слайд 6

    У него денег куры не клюют: А) бедный; богатый. Он сухим выйдет из воды: ловкий; Б) робкий. Он звёзд с неба не хватает: умный; Б) глупый. У него семь пятниц на неделе: ненадёжный; Б) надёжный. 5) Он перебивается с хлеба на квас: А) богатый; бедный Тест «О каком человеке говорят?..».

    Слайд 7

    Фразеологический зверинец Болтлива как сорока . Нем как рыба . Хитёр как лис . Труслив как заяц . Надут как индюк . Изворотлив как уж . Упрям как осёл . Колючий как ёж .

    Слайд 8

    Ни пуха, ни пера!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

    Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

    Урок русского языка по теме:" Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу."

    Пояснительная записка     Урок строится в нестандартной форме – в форме  путешествия в сказку. На уроке сочетаются различные виды деятельности: фронтальный опрос, самост...

    Тема: Устойчивые сочетания слов.

    На этом уроке ученик научится:объяснить устойчивые словосочетания;находить устойчивые выражения в тексте;подбирать фразеологизмы к рисункам художника;работать с фразеологическим словарем...

    Урок русского языка во 2 классе по теме: «Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)» УМК "Перспектива"

    Цель: дать представление о фразеологическом обороте; показать выразительные возможности фразеологических оборотов....

    Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. Тема: "Устойчивые сочетания слов"

    Тема: УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВЦели деятельности учителя: дать представление о фразеологическом обороте как устойчивом сочетании слов; показать выразительные возможности фразеологических оборотов.План...