Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ипатова Ирина Валерьевна

Тема: «Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов».

 

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся о словах в языке и речи в процессе выполнения заданий.

 

Актуальная цель: сформировать представление у учащихся о фразеологизме как единице языка  в процессе выполнения заданий.

Задачи:

Обучающие: учить детей находить фразеологизмы и фразеологические обороты в речи.

Развивающие: развивать внимание, умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в паре, интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка.

 

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): учащиеся научатся находить фразеологизмы в речи, понимать их значение и правильно употреблять в речи в процессе выполнения заданий.

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: учащиеся научатся формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); учащиеся получат возможность научиться учитывать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре), осуществлять действие взаимоконтроля.

Познавательные: учащиеся научатся находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; , обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Регулятивные: учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, принимать роль в учебном сотрудничестве.

Личностные (соответствуют поставленным задачам):  у обучающегося будут сформ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku.docx467.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт урока по русскому языку

на тему: «Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов»

УМК «Школа России», 3 класс

Выполнил(а): Ипатова И. В.

Тема: «Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов».

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся о словах в языке и речи в процессе выполнения заданий.

Актуальная цель: сформировать представление у учащихся о фразеологизме как единице языка  в процессе выполнения заданий.

Задачи:

Обучающие: учить детей находить фразеологизмы и фразеологические обороты в речи.

Развивающие: развивать внимание, умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в паре, интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка.

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): учащиеся научатся находить фразеологизмы в речи, понимать их значение и правильно употреблять в речи в процессе выполнения заданий.

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: учащиеся научатся формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); учащиеся получат возможность научиться учитывать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре), осуществлять действие взаимоконтроля.

Познавательные: учащиеся научатся находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; , обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Регулятивные: учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, принимать роль в учебном сотрудничестве.

Личностные (соответствуют поставленным задачам):  у обучающегося будут сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе, понимание причин успехов в учебе; обучающийся получит возможность для формирования интереса к познанию русского языка; самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Тип урока: открытие нового знания

Вид урока: беседа

Формы работы: фронтальная, парная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Принципы: наглядности, доступности.

Оборудование: учебник: русский язык. 2 класс. в 2 ч. Часть 1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., карточки «Алгоритм»,  набор карточек для самооценки.

Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

  1. Мотивационный этап

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной мотивации на урок

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка, проверьте свою готовность к уроку, на парте у вас должны лежать учебник по русскому языку, тетрадь, пенал.

- Откройте тетради и запишите число и классная работа. Сегодня 25 сентября. 

Доброжелательный настрой на урок

-Приветствуют учителя.

-Открывают тетради и записывают число.

Личностные

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  1. Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение

  1. Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала
  2. Проведение минуток чистописания, словарной работы

- Все ли справились с домашним заданием?

Хорошо

-Тогда сейчас я задам вопрос по теме,  которую вы изучали ранее, а вы мне ответите на него.

— Чем словосочетание отличается от слова?

Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ

-Отвечают на вопросы учителя

 - Слово- это единица языка, которая называет отдельное понятие. словосочетание-сочетание двух или нескольких слов

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Познавательные УУД: отвечают на прямо поставленный вопрос.

  1. Актуализация знаний и целеполагание

Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке

Определяется степень освоения ранее изученных способов действия

Ребята, посмотрите на доску и прочитайте слова:

Синонимы

Фразеологизмы

Антонимы

Какое слово лишнее?

- Почему?

- А что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

- Скажите, как вы думаете, какая тема урока?

- Верно 

- Какую цель урока мы поставим?

В процессе беседы, практических заданий с учителем определяют направление работы на уроке

 - Читают слова.

- Фразеологизмы.

- Потому что мы его не знаем.

- Синонимы – это слова, кото-рые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу  одинако-вы и очень близки (метель, вью-га, пурга…).

- Антонимы – это слова, проти-воположные по смыслу (холод-но – жарко, добрый – злой).

- Фразеологизмы.

- Мы должны изучить, что такое фразеологизмы и научиться находить их в тексте.

Метапредметные

Познавательные УУД: отвечают на прямо поставленный вопрос. Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Личностные

 способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

  1. Открытие нового знания

Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия

Организация работы по изучения нового знания, применения нового способа действия

 - Откройте учебники на странице 49.

C:\Users\79923\Desktop\ьь.png

-Найдите оранжевую рамочку и прочитайте про себя, что же такое фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы? Читает один ученик.

- Как вы думаете, что обозначает фразеологизм «Брать на буксир»?

- А что обозначает фразеологизм «Висеть на телефоне»?

- А вот давайте откроем фразеологический словарь на стр. 157-ой и найдём толкование этих выражений и посмотрим, правильно ли вы сказали.

Брать на буксир,  и

Висеть на телефоне.

C:\Users\79923\Desktop\жжж.png

Найдите их и прочитайте про себя. Кто прочитает, сядьте правильно, чтобы я видела, что вы готовы ответить.

- Что значит «Брать на буксир»?

- Что значит «Висеть на телефоне»?

- Выпишите эти фразеологизмы и их значения в тетрадь.

- Молодцы. Вернёмся на страницу 49 и посмотрим упражнение 83. Прочитайте

C:\Users\79923\Desktop\иит.png.

- Кто из вас знает, кого называют словом Тапир?

 – Тапир это млекопитающее с вытянутыми в хобот губами и носом. Этим он чем-то напоминает слона. Длина его тела может достигать 2х метров.(На доску вешаю картинку)

- Скажите, а что обозначает выражение «Повесил нос»?

- Оно употреблено в прямом или в переносном значении?

- Почему?

 - Верно. Это выражение имеет переносное значение «Расстроился».

- Такие сочетания слов, как «Повесил нос», «Ни свет не заря» и так далее, называются устойчивыми выражениями. Их очень много.

Осваивают новые способы действия при изучении нового знания

-Открывают учебники и читают определение.

-Читает один ученик

-Высказывают предположения.

-Высказывают предположения.

-Открывают словарь в конце учебника и ищут толкование фразеологизмов.

-Читают про себя.

-Это означает – помогать отстающему.

-Это означает – Часто и долго говорить по телефону.

-Записывают в тетради.

-Читает один ученик:

-Высказывают предположения.

- Расстроился, приуныл…

- В переносном.

- Потому что это фразеологизм.

Предметные 

Находят фразеологизмы в тексте.

Метапредметные

Познавательные УУД: отвечают на прямо поставленный вопрос. Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение. личностные способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

  1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила)

Организация работы по закреплению нового знания с проговариванием во внешней речи

- Переверните страницу и найдите упр. 86.

C:\Users\79923\Desktop\оо.png

 -Нужно прочитать и объяснить значение выделенных устойчивых сочетаний слов. А как по-другому называют эти сочетания?

- Прочитайте предложение под номером 1.

- Что значит «Во весь дух»?

- Второе предложение.

- Что значит «Душа в пятки»?

- Следующее предложение.

- Что значит «Вверх тормашками»?

- И последнее предложение.

- Что значит «Куда глаза глядят»?

- Выпишите любые два предложения в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия нового материала, способа действия


- Фразеологизмы.

-Читает вслух ученик.

- Быстро.

-Читает вслух ученик.

- Сильно испугался, испугался до смерти.

-Читает вслух ученик.

- Вверх ногами.

Читает вслух ученик.

- Идти, куда видишь, идти впе-ред.

Пишут 2 предложения на выбор в тетрадь.

Предметные

понимают значение фразеологизмов: Метапредметные Познавательные УУД: понимать материал.

Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу на протяжении всего урока. Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Личностные 

способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

  1. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)

Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму

Организует работу по закреплению и систематизации знаний, выполнение практических упражнений под своим контролем

- Найдите упр. 85. Прочитайте фразеологизмы про себя.

C:\Users\79923\Desktop\аа.png

- Как вы думаете, какое слово из правого столбика объясняет фразеологизм «Гладить по голове»?

- Верно. Выберите из правого столбика слова, которые объясняют эти фразеологизмы и давайте выпишем их парами, как на образце в тетрадь. Нашли образец?

- Выражение «Надуть губы» какое слово объясняет это словосочетание?

-Во все лопатки?

-Ломать голову?

-Рукой подать?

-Капля в море?

- Посмотрите на рисунок рядом со столбиками. Что там изображено?

- Что делает мальчик?

- Какому фразеологизму соответствует рисунок?

- Верно, она подходит к нескольким выражениям. Кажется, что мальчик думает, но может он обиделся на кого-то, или, возможно, он расстроился.

- А теперь самостоятельно в тетради составьте любое предложение с одним из этих фразеологизмов.

- Посмотрите на доску,  это моё предложение, которое я составила: «От школы до моего дома рукой подать».

- Прочитайте мне предложения, которые составили вы.

Самостоятельное выполнение практических упражнений по предложенному алгоритму

-Читают фразеологизмы.

- Хвалить.

-Обидеться

-Быстро

-Думать

-Близко

-Мало

- Мальчик изображен.

- Думает, грустит…

- «Ломать голову», «Надуть губы», «Падать духом».

-Составляют предложение самостоятельно в тетради.

-Смотрят на доску.

-Несколько учеников читают свои предложения.

  1. Самостоятельная работа и проверка по эталону

Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме

- Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу. На столах у вас карточки с заданием. Подпишите свою фамилию вверху карточки. Вам нужно среди этих фраз найти фразеологизмы и подчеркнуть их одной линией. Всем понятно? Приступайте.

-Сейчас проверим. Обменяйтесь карточками с соседом.

-На экране вы видите ответы.

-Если ваш сосед правильно подчеркнул все фразеологизмы, то поставьте оценку 5, если допустил одну ошибку-4.если допустил 2 ошибки-3, Больше 2-оценка 2

Синтез. Самостоятельное выполнение упражнений с самопроверкой или взаимопроверкой

Предметные

находят фразеологизмы Метапредметные Регулятивные УУД: планировать деятельность, оценивать результаты работы личностные способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

  1. Рефлексия

Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся

- Скажите, какая была тема урока?

- Что такое фразеологизмы?

- Как вы думаете, какое значение имеют фразеологизмы – прямое или переносное?

- Почему?

- Например?

- На столах у вас сигнальные карточки 

1. Поднимите зелёную карточку, если вам было всё понятно и вы теперь самостоятельно можете разбираться с фразеологизмами;

2. Поднимите жёлтую карточку, если вы не до конца поняли, и нуждаетесь в помощи;

3. Поднимите красную карточку, если вам было ничего не понятно.

Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.

- Фразеологизмы.

- Устойчивые сочетания слов.

- Переносное.

- Потому что иногда фразеологизмы не понятные, а их прямое значение простое и понятное.

- Ломать голову – думать.

Поднимают сигнальные карточки.

Метапредметные Регулятивные УУД: планировать деятельность, оценивать результаты работы личностные

способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

Проведение инструктажа

- Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание Стр 50, упр. 87.  Вам нужно будет вставить пропущенные буквы в слова и найди и подчеркнуть устойчивые словосочетания.

Спасибо за урок. До свидания.

Осмысление домашнего задания

Метапредметные Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Устойчивые сочетания слов" 3 класс

Презентация по русскому языку...

«Устойчивые сочетания слов»

Изучение фразеологизмов....

Устойчивые сочетания слов.Повторение правописания жи-ши, чу- щу, ча-ща.

Урок русского языка в 1 классе. УМК Начальная школа XXI века....

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)» УМК "Перспектива"

Цель: дать представление о фразеологическом обороте; показать выразительные возможности фразеологических оборотов....

Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе Устойчивые сочетания слов - фразеологизмы

Цель:        1. Подробное ознакомление с фразеологизмами.                   2. К...