«Устойчивые сочетания слов»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Шаханина Лариса Ивановна

Изучение фразеологизмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 1 классе                                                                                                       Шаханина Лариса Ивановна


Тема: «Устойчивые сочетания слов»

Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного материала.        

Цель: Создание условий для формирования представлений об устойчивых сочетаниях слов.

Задачи:      1.Образовательные:  формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;

                       совершенствовать умение делить слова на слоги для переноса; учить приемам правильного списывания;                          

                        устанавливать связь с жизненным опытом ребенка;                

                   2.Развивающие: развивать умение задавать вопросы к словам при решении практических задач;  развивать    эмоциональную сферу, творческое мышление;

                  3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и животным;

Учебный материал для детей : карточки для групповой работы, учебник «Русский язык» 1 класс, М., Вентана-Граф,2011 год  ,  , «Рабочая тетрадь  № 2 М., 1 класс, М., Вентана-Граф,2011  

Учебный материал для учителя: методическое пособие; задания для групповой работы ,учебник «Русский язык» 1 класс, М., Вентана-Граф,2011 год  ,  , «Рабочая тетрадь  № 2 М., 1 класс, М., Вентана-Граф,2011  

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

  1. выделять в словах слоги
  2. переносить слова с одной строки на другую  по   алгоритму
  3. учить первичному умению оценивать правильность выбора

ученик получит возможность научиться:

  1. выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
  2. участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные: ученик

  1. проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
  2. понимает причины успеха в учебной деятельности

 Универсальные учебные действия:

регулятивные     ученик

  1. определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные    ученик

  1. использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;
  2. делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  3. составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные   ученик

  1. слушает и понимает речь других;
  2. договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

План-конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Руки? – На месте.

Ноги? – На месте.

Локти? – У края.

Спина? – Прямая.

И так начнем урок.


Девиз: Ни шагу назад,

            Ни шагу на месте!

            Только вперед

            И только вместе!


Включение в деловой ритм.


Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.










Дети хором произносят речевку.

Регулятивные: волевая саморегуляция


Коммуникативные:

планирование сотрудничества с учителем и сверстниками


Личностные:

умение организовывать свое рабочее место

  1. Постановка проблемы, формулирование учебной задачи.

Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Прочитайте предложение , которое записано на доске.

Семь пядей во лбу.


- Как называют подобные предложения?                  ( устойчивые сочетания слов – фразеологизмы)

- А зачем люди употребляют в своей речи  устойчивые сочетания слов – фразеологизмы?(фразеологизмы нужны для того, чтобы яснее и образнее выражать свои мысли)

- Можете ли вы объяснить смысл этого предложения?

Семь пядей во лбу - это значит очень умный.


А фразеологизмы так, как и пословицы являются народной мудростью.

 -А какого человека можно считать мудрым?


Мудрый  - это значит способный думать.


 Давайте сделаем вывод и определим тему урока.


Вывод: Значит, на уроке вы сегодня будете думать, чтобы стать умными и мудрыми.


Тема урока : «Устойчивые сочетания слов»




Но еще мы с вами повторим и закрепим

  1. умение задавать вопросы к словам;
  2. умение делить слова на слоги для переноса;



Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.




Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы   урока



Ставят цели, уточняют тему урока.

Познавательные:

делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;



Коммуникативные:

слушает и понимает речь других;



Регулятивные:

определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя


Личностные:

проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

III.      Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать построения плана проекта решения учебной задачи;


1)Работа по учебнику

 с. 90 №3

Выбрать из скобок подходящие слова, чтобы получились устойчивые сочетания.

 ( постепенно на доске открываются фразеологизмы)


- Объясните значение этих фразеологизмов.

(если дети не смогут объяснить значение фразеологизмов, тогда открываются ответы и соотносятся с устойчивыми сочетаниями слов)


Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют алгоритм  выполнения задания













Регулятивные:

планирование , прогнозирование


Познавательные: построение логической цепи рассуждений


Предметные:

учить первичному умению оценивать правильность выбора


Коммуникативные:

договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Физминутка по методике Базарного (с мешочками)


IV. Актуализация знаний

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия и соотнесение работы с эталоном для самопроверки.


 Работа в группах.

С. 90 №2

Запиши в скобках вопросы.

(задание переносится на карточки для каждой группы)


После выполнения задания проводится самопроверка. (на доске открывается правильное решение)

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.


Работа в группах








Коммуникативные:

договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные:

учить первичному умению оценивать правильность выбора


V. Закрепление ранее изученного материала

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении учебной задачи с проговариванием во внешней речи: фронтально.










Пальчиковая гимнастика (с массажным шариком)


  1. Чистописание


- Отгадай загадку:

Блещут в речке чистой

Спинкой серебристой.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.     (рыбки)


-А где живут рыбки?

- Каких рыб вы знаете?

- Какое главное отличие у рыб от других животных?

-Чтобы рыбкам жилось комфортно в реке или море, что должен сделать человек?


Тетрадь с. 3 № 1 «Дорисуй» (самостоятельная работа)


Вспомним правила «Красивого письма»

Тетрадь с. 3 № 2 «Напиши красиво»

 

  1. Деление слов на слоги для переноса.

Тетрадь с. 4 № 4 (фронтально)

Распредели слова по столбикам. Запиши.


















Устанавливает осознанность ситуации.




















Организует деятельность по закреплению изученного материала.


Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.


















чтение, наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание


Коммуникативные:

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действия партнера


Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевое высказывание;

использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

 

Предметные:

выделять в словах слоги

переносить слова с одной строки на другую  по   алгоритму

VI. Рефлексия.

Цель: организовать рефлексивный анализ учебной деятельности, сформировать личную ответственность за результаты своего труда.

Теперь давайте подведем итог нашего урока.

Сегодня на уроке:

Я вспомнил…

Я научился …

Я узнал…

Я понял…


- Как эти знания вам пригодятся в жизни?


А теперь прочитайте слово, которое я зашифровала. Буквы развешаны в классе. Я называю цвет. А вы читаете слово.

М – светло зеленый

У – зеленый

Д – фиолетовый

Р – розовый

О – желтый

С – оранжевый

Т – голубой

Ь – светло розовый

МУДРОСТЬ

- Какими вы хотели стать в начале урока?

(умными и мудрым)

- Так, что значит мудрый?

Мудрый  - это значит способный думать.


СПАСИБО ЗА УРОК

Организует рефлексию.







Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Коммуникативные:

 умение выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Устойчивые сочетания слов" 3 класс

Презентация по русскому языку...

Устойчивые сочетания слов.Повторение правописания жи-ши, чу- щу, ча-ща.

Урок русского языка в 1 классе. УМК Начальная школа XXI века....

Тема: Устойчивые сочетания слов.

На этом уроке ученик научится:объяснить устойчивые словосочетания;находить устойчивые выражения в тексте;подбирать фразеологизмы к рисункам художника;работать с фразеологическим словарем...

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)» УМК "Перспектива"

Цель: дать представление о фразеологическом обороте; показать выразительные возможности фразеологических оборотов....

Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. Тема: "Устойчивые сочетания слов"

Тема: УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВЦели деятельности учителя: дать представление о фразеологическом обороте как устойчивом сочетании слов; показать выразительные возможности фразеологических оборотов.План...