Тема: Устойчивые сочетания слов.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Фассахова Сагида Хатыповна

На этом уроке ученик научится:

объяснить устойчивые словосочетания;

находить устойчивые выражения в тексте;

подбирать фразеологизмы к рисункам художника;

работать с фразеологическим словарем

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.urok_russkogo_yazyka.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

Фассахова Сагида Хатыповна

Гимназия №1 имени Ризы Фахретдина

Г.Альметьевска РТ

Тел: 89172342398

 E-mail: f.sagida@nail.ru

учитель начальных классов 

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Урок   развития речи в 3 классе.

Предмет: русский язык (развитие речи)

Тема: Устойчивые сочетания слов.

Цель: Иметь представление о фразеологизмах в русском языке, показать различие между свободными словосочетаниями и фразеологизмами;

Уметь объяснять устойчивые словосочетания; находить устойчивые выражения в тексте; подбирать фразеологизмы к рисункам художника.  Раскрыть образность и богатство русского языка; расширить кругозор учащихся, воспитывать любовь к русскому языку; познакомить с фразеологическим словарём.

Класс: 3 А

Аннотация: УМК «Планета знаний» 

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

Авторский медиапродукт –  презентация, 19 слайдов.

     

Смена слайдов и обозначение правильных ответов происходит по щелчку левой кнопкой мыши.

№ слайдов

Структура урока

Сингапурская структура

ЭЙ АР ГАЙД

Слайды 1

Тема урока

Слайды 2

Вход в тему урока. Управляющая кнопка предназначена для возвращения на последний слайд после объяснения данного фразеологизма.

Слайды 3-4

Объяснение лексического смысла   слова «фразеологизм». Достаточно одного щелчка мыши.

Слайды 5-6

Использование фразеологизмов в стихотворениях. Фразеологизмы меняют цвет по щелчку мыши в любом месте слайда.

ТАЙМД-ПЭА-ШЭА

Слайды 7

Использование фразеологизмов в русских народных сказках. Фразеологизмы меняют цвет по щелчку мыши в любом месте слайда.

КЛОК БАДДИС+РЕЛЛИ РОБИН

Слайды 8

Замена устойчивых выражений свободными. Найти внизу слайда  свободное выражение, аналогичное данному фразеологизму и кликнуть по нему мышкой. Чтобы избежать случайной смены слайда, переход к следующему осуществляется по управляющей кнопке.

Слайды 9-12

Объяснить, когда так говорят, нарисовать свой рисунок. Задания данных слайдов можно дать по группам.

Слайды 13

отгадать фразеологизмы по рисункам

Слайды 14

Заменить в предложениях фразеологизмы обычными словосочетаниями.

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН+

ЭЙ АР ГАЙД

Слайды 15

Подведение итога урока. Рефлексия. По управляющей кнопке происходит возврат на второй слайд для объяснения фразеологизма, с которого был начат урок.

МИКС-ПЭА-ШЭА (РЕЛЛИ РОБИН)

Слайды 16

Возврат к фразеологизму остаться с носом.

Слайды 17

Знакомство со словарями.

Слайды 18

Знакомство с фразеологизмами  других языков одинаковыми значениями.

Слайды 19

Домашняя работа.

Ход урока

ЭЙ АР ГАЙД                                

1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2.В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением,

или «-», если вы не согласны с утверждением.

3.Чтобы принять решение, используйте  свой личный опыт, знания и убеждения.

4. В конце урока заполните столбик «ПОСЛЕ», поэтому будьте внимательны и активны на уроке.

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

1.Фразеологизмы – это свободные словосочетания.

2.Фразеологизмы – это устойчивые  словосочетания.

3.Во фразеологизмах слова можно заменить другими.

4.Устойчивые словосочетания имеют одно целостное значение

5.Словосочетания во фразеологизмах употребляются в прямом значении.

6. Устойчивые словосочетания имеют одно целостное значение.

5.Скоро урок закончится, еще раз прочтите все утверждения.

6. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением,

или «-», если вы не согласны с утверждением.

7.Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас? Почему

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд № 2.

Прочитайте четверостишие.  О герое из какой сказки говорится?

Колотил да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом.

- Говорится о Журавле из сказки «Лиса и Журавль».

- Найдите и прочитайте словосочетания с выделенными словами.

 Какое значение имеет каждое словосочетание?

- Колотил носом, значит стучать носом (клювом) по тарелке.

- Остался с носом. Что обозначает это выражение? Давайте разберёмся. Когда так говорят?

Слайд № 3-4. 

-Ребята, иногда чтобы сказать, что встали очень рано, люди говорят, что встали чуть свет. Давайте попробуем использовать только одно из двух слов: мы встали чуть или мы встали свет.  Как вы думаете,  нам удалось сохранить значение выражения мы встали очень рано? Какой вывод можно сделать из этого? 

Работа в подгруппах.

- Из словосочетаний нельзя убирать слова.

-В русском языке (у каждого народа) есть сочетания слов, которые нельзя разрывать. Вместе они имеют одно целостное значение. А друг без друга они это значение утрачивают. Значение получится, если скажем мы встали чуть свет. Такие неразделимые словосочетания называются устойчивыми сочетаниями слов. (Повторите)

По-другому устойчивые словосочетания называют фразеологизмами. (Повторите) Слово фразеологизм состоит из двух корней фраза и логос. Попробуйте объяснить происхождение этого слова. Фраза (законченное высказывание) и логос (слово, изучение). 

Работа в подгруппах. Чем мы будем заниматься на уроке?

 Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками. Их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль.

        Вернемся к четверостишию. Какое словосочетание употребляется в прямом значении? (Колотил носом). А остался с носом? (В переносном).Слайд №2

 Чаще всего фразеологизмы употребляются в переносном значении.

Фразеологизмы к нам пришли из далёких-далёких времён. Например, сочетание бить баклуши к нам пришло из Древней Руси. Что оно означало? Брали осиновый обрубок (чурбан) и разбивали на очень мелкие части. Вот эти части называли баклушами (чурки). Работа эта была несложная, простая, лёгкая. А что означает это выражение сейчас? Бездельничать, лодырничать.

Слайд № 5 ТАЙМД-ПЭА-ШЭА

Прочитайте стихотворение, попробуйте найти в нём фразеологизм:

 

                Дружнее этих двух ребят

                На свете не найдёшь.

                О них обычно говорят:

                Водой не разольёшь.

- Водой не разольешь или водой не разлить – очень дружны

Слайд № 6.

Вы  наверно заметили, что фразеологизмы очень часто используют поэты.

Прочитайте еще отрывки из стихотворений.

Подберите  подходящие устойчивые сочетания:

                          Товарищ попросит украдкой

                        Ответы списать из тетрадки.

                        Не надо! Ведь этим ты другу

                        Окажешь …   …

                        Оказался молодцом,

                        Смог осилить  ношу –

                        Не ударил …   …

                        И не …   …    

Выбирай:  сесть в галошу, оказать медвежью, не  ударить в грязь лицом

Самооценка

 Слайды № 7. КЛОК БАДДИС+РЕЛЛИ РОБИН

        - Очень часто фразеологизмы встречаются и в сказках. Постарайтесь найти их в  этих  предложениях и объяснить значение выражений.

У зайца душа в пятки ушла.

Старики во внучке души не чаяли.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам.

Закричал петушок во все горло.

(Проведем клок баддис. Кому назначили встречу в 9? Встаньте, задвиньте стульчики.  Возьмите карточку №2. Подойдите, поприветствуйте, «дайте пять» новому партнеру. Кто не нашел партнера, поднимите руку и найдите пару. Релли робин. Найдите в предложениях фразеологизмы  и объясните смысл. Сначала подумайте, время пошло. Закончили.  Начинает  тот, кто ниже ростом. У вас 1 минута. Вашу пару послушаем.)

Самооценка.  

Слайд № 8. 

- Прочитайте каждый столбик. Какие из этих выражений вам кажутся интересными? Почему вы так думаете?(Фразеологизмы)

Выпишите по 4 фразеологизма. Подберите к ним из второго столбика слова или словосочетания, которыми можно заменить их и напишите в тетрадях. Время.

Ломать голову                                    неожиданно, вдруг

Душа в душу                                      дружно

Как снег на голову                             усиленно думать

Сбиться с ног                                      свободный путь

Зелёная улица                                     устать

       В двух словах                                          очень быстро

       Во весь дух                                              очень рано, до рассвета

       Ни свет ни заря                                       кратко, просто

С одним фразеологизмом устно составьте предложение.

Самооценка    

Молодцы, вы правильно поняли значение фразеологизмов.

Слайды № 9 (9-12)

- Иногда детям непонятны выражения взрослых. Так и произошло с мальчиком. Услышав фразеологизмы, он понял их по-своему и нарисовал к ним картинки.  Давайте посмотрим.

Лить крокодиловы слезы

 Лезть в бутылку 

Брать быка за рога 

Как понял мальчик эти выражения? (В прямом значении.)

Слайды № 13

Отгадайте фразеологизмы по рисункам.

А теперь попробуем отгадать фразеологизмы по рисункам и их объяснить.

Витать в облаках.

Заварить кашу 

Водить за нос 

 Слайд № 14  ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН+

Какие советы составили авторы детского журнала «Котенок» с использованием устойчивых словосочетаний. 

- Ребята, посмотрите, у меня  детский  журнал «Котенок»  советами для учащихся. Некоторые из них я выписала для вас. Давайте познакомимся с ними. Кто догадался, почему я выписала именно эти советы? (Много фразеологизмов.) Познакомьтесь с заданием.

Когда вы захотите найти общий язык (достигнуть взаимопонимания) с незнакомым человеком, то не надо его тянуть за язык (вынуждать высказываться).  Если у вас язык без костей (много болтаете), то в нужные моменты советуем прикусить язык (замолчать).

Слова для справок: вынуждать высказываться, много болтаете, достигнуть взаимопонимания, замолчать.

  • Попробуйте заменить в предложениях фразеологизмы обычными словосочетаниями. Как будут звучать советы? Прочитайте их друг другу.

- Проведем финк-райт-раунд робин. Берите карточки №4. Подумайте. Выполните задание письменно. Время пошло (1минута 20 секунд). А теперь обсудите между собой. По часовой стрелке читаем по одному высказыванию. Начинает партнер 2. Читайте вслух 6 стол, 3№. Какой вариант советов звучит ярче, выразительнее?

А почему?

Работа в подгруппах. Какую  роль играют фразеологизмы в речи?

- Фразеологизмы делают речь более выразительной, образной, эмоциональной, обогащают её.

А теперь вернемся к первой карточке.

ЭЙ АР ГАЙД

 - Вернемся к нашей таблице. Заполните графу «ПОСЛЕ».

1. Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением,

или «-», если вы не согласны с утверждением.

3. Чтобы принять решение, используйте свой личный опыт, знания и убеждения.

4.  В конце урока заполните столбик «ПОСЛЕ», поэтому будьте внимательны и активны на уроке.

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

1.Фразеологизмы – это свободные словосочетания.

2.Фразеологизмы – это устойчивые  словосочетания.

3.Во фразеологизмах слова можно заменить другими.

4.Устойчивые словосочетания имеют одно целостное значение

5.Словосочетания во фразеологизмах употребляются в прямом значении.

6. Устойчивые словосочетания имеют одно целостное значение.

5. Скоро урок закончится, еще раз прочтите все утверждения.

6.  В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением,

или «-», если вы не согласны с утверждением.

7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8.  Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас? Почему

______________________________________________________________________________________________________________________________________

- Итак, и  изменились ваши убеждения? Почему?

- Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас?

О чем мы сегодня говорили на уроке? (О фразеологизмах)

  Слайд № 15. МИКС-ПЭА-ШЭА

МИКС-ПЭА-ШЭА. Задвинули стульчики, под музыку двигаемся по комнате. Встаньте в пары, «дайте пять» новому партнеру. Кто не нашел партнера, поднимите руку и найдите пару.

Проведем  1. РЕЛЛИ РОБИН  

Что вы узнали о фразеологизмах? Подумайте 10 секунд.

Первый отвечает тот, у кого волосы темнее.

1.Устойчивые сочетания слов по-другому  называются фразеологизмами.

2.Во фразеологизмах выражения используются в переносном значении.

3. Устойчивые словосочетания нельзя делить по словам.

4. Фразеологизмы нужно запоминать.

5. Фразеологизмы делают речь более выразительной, образной, эмоциональной, обогащают её.

МИКС-ПЭА-ШЭА.

2. РЕЛЛИ РОБИН

 Какие фразеологизмы запомнили? 

Подумайте.  Начинает тот, кто ближе ко мне.

Самооценка

Слайд № 16

Вернёмся к фразеологизму остаться с носом. Можете ли вы теперь объяснить, почему так говорят, хотя подобного действия произвести нельзя? (Это фразеологизм)

Запомните, остаться с носом – потерпеть неудачу.

Слайд № 17.

Знакомство:

 - с фразеологическим словарём;

- с «Крылатыми словами в стихах и картинках для детей всех возрастов» Андрея Усачева.

Ребята, у каждого народа есть свои фразеологизмы, которые делают речь эмоциональной. Их очень много. Поэтому ученые их собрали в отдельные сборники. Они называются фразеологическими словарями. Познакомьтесь с некоторыми из них. Они есть и в классной библиотеке, и в школьной библиотеке.

Итоговая самооценка.

Слайд № 19

Домашнее задание.

Ребята, я подобрала для вас, для самых умных несколько устойчивых словосочетаний.  Найдите в фразеологических словарях значение этих выражений. С двумя из них составьте предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Устойчивые сочетания слов" 3 класс

Презентация по русскому языку...

«Устойчивые сочетания слов»

Изучение фразеологизмов....

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)» УМК "Перспектива"

Цель: дать представление о фразеологическом обороте; показать выразительные возможности фразеологических оборотов....

Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. Тема: "Устойчивые сочетания слов"

Тема: УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВЦели деятельности учителя: дать представление о фразеологическом обороте как устойчивом сочетании слов; показать выразительные возможности фразеологических оборотов.План...

Урок русского языка по теме "Устойчивые сочетания слов"

Урок открытия новых знаний, знакомство с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами). Использование интерактивной доски SmartBoard, работа с нетбуками в парах....