«Жизнь слова. Устаревшие и новые слова».
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

Учащиеся знакомятся с устаревшими словами, учатся находить их в тексте, выводят понятия "архаизм" и "историзм".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Тема урока: «Жизнь слова. Устаревшие и новые слова».

Цели: познакомить учащихся с устаревшими и новыми словами;

           учить находить эти слова в тексте;

           вывести понятия историзмов и архаизмов;

           направить детей на понимание роли устаревших слов в художественном тексте;

           познакомить со словарями.

ХОД УРОКА

I. Речевая разминка.

- Ребята, вы изучили достаточно много фольклорных произведений, а также познакомились с произведениями известных писателей и поэтов XVIII-XIX века.

- Что мы называем фольклором?

- Назовите жанры устного народного творчества.

- Во многих из этих произведений вам часто встречались слова, которые выходят или вышли из употребления. О них и пойдёт речь на уроке.

- Прочитайте отрывок из стихотворения, которое вы видите на экране. Слайд 2.

                                                       

                                                          Снега пушистые взрывая,

                                                         Летит кибитка удалая

                                                         Ямщик сидит на облучке

                                                         В тулупе, в красном кушачке.

- Кто вспомнил автора этих строк? (А.С. Пушкин)

II. Знакомство с устаревшими словами.

- Все ли слова вам понятны?

- Кто может объяснить значение этих слов?

- Если мы не знаем значение слова, что нам поможет? (словарь)

- Как им будем пользоваться?

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

- Найти значение слов: кушак, ямщик, облучок, тулуп.

- Пока ребята работают со словарём, мы заглянем в далёкие времена. Представьте, что вы оказались в старинном городе. Люди, находящиеся рядом с вами, говорят на русском языке, но вы их не вполне понимаете.

РАБОТА ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ  Слайд 3.

- Можем такой город встретить в современной жизни? Почему? (одежда, терема-дома в виде башен, транспорт – всё по-другому.)

- Заслушаем ответы ребят, которые самостоятельно работали со словарём. Что же означают слова?

Слайд 4.

- Кушак – широкий матерчатый пояс.

- Ямщик - возница на почтовых лошадях.

Слайд 5.

- Облучок – сиденье для ямщика (кучера) в передке экипажа.

- Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно без застёжек и с высоким воротником.

Слайд 6.

- Посмотрите, во что одеты жители этого города? (в тулупы, подпоясанные кушаками)

- Во что они обуты?

- А вот и ямщик на облучке.

- Употребляем мы в настоящее время эти слова?

- Почему? (предметы, которые они обозначают, исчезли)

- Кто догадался, какая тема урока?

Слайд 7.

- Тема урока «Устаревшие слова».

РАБОТА В ГРУППАХ

- Прочитайте отрывки из произведений. Найдите устаревшие слова и постарайтесь объяснить их значение.

- Из каких произведений взяты отрывки? (из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок» и сказок А. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Золотой рыбки»)

ФИЗМИНУТКА

III. Знакомство с историзмами и архаизмами.

1) – Устаревшие слова делятся на две большие группы. А вот какие слова, к каким группам  относятся, мы сейчас и выясним.

- Приведите примеры устаревших слов из отрывков.

Слайд 8.

ЦАРЬ                                        ЗГА

ИЗБА                                        ГРАД

ГЛАШАТАЙ                           ЛАНИТЫ

БОЯРЕ                                     ЧЕЛО

КРЕСТЬЯНЕ                           ПЕРСТ

ВОЕВОДА                               ОЧИ

ЛАТЫ                                       ЗЛАТО

ДВОРЯНЕ                                ГЛАВА

ЛАПТИ

КОЛЬЧУГА

2) - Посмотрите на I столбик. Все эти слова записаны в один столбик не случайно.

- Подумайте, что их объединяет? (все слова устаревшие)

- Где мы их можем встретить? (в исторических произведениях, в стихах, в сказках)

- Попробуем определить лексическое значение этих слов и обозначим.

Слайд 9.

ЦАРЬ (единовластный государь, правитель, глава государства).                                    

ИЗБА (дом)                                      

ГЛАШАТАЙ (оратор)                        

БОЯРЕ (богатые люди, приближённые царя)                                  

КРЕСТЬЯНЕ (бедный люд, живший на селе)                            

ВОЕВОДА (военноначальник в старину)                              

ЛАТЫ (старинные доспехи воина)                                      

ДВОРЯНЕ (в старину в России называли богатого человека благородного происхождения)                              

ЛАПТИ (обувь, плетённая из лыка)

КОЛЬЧУГА (защитная одежда воинов)

- Существуют ли сейчас все те предметы и явления, которые они обозначают?  

Слайд 10.

- Это слова ИСТОРИЗМЫ. Их нельзя заменить другими словами близкими по значению.

- Запишите определение.

Историзмы – устаревшие слова, обозначают исчезнувшие предметы.

3) – Обратите внимание на слова II столбика.

- Те предметы, которые они обозначают, существуют в наше время? (да, только мы их заменяем современными словами)

- Подберите к ним синонимы.  

Слайд 11.

ЗГА (дорога)

ГРАД (город)

ЛАНИТЫ (щёки)

ЧЕЛО (лоб)

ПЕРСТ (палец)

ОЧИ (глаза)

ЗЛАТО (золото)

ГЛАВА (голова)

- Эта группа слов называются АРХАИЗМЫ. Слайд 12.

Архаизмы – устаревшие слова; обозначают существующие предметы и явления,

заменяемые современными словами.

IV. Знакомство с неологизмами.

 - У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни. Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться, изменив при этом своё значение.              Слайд 13.

Например:  копьё  оружие древнего воина

                               → у спортсмена

                    барин → господин

                                →  лентяй, белоручка

                 

                    гости → купцы: люди, занимающиеся торговлей

                                → те, кто нанёс визит, навестил вас на дому

                    глава → голова

                              → глава правительства, т.е. главный

                              → часть художественного произведения

                    баян → так звали древнерусского певца, поэта, который прославлял князя

                             → музыкальный инструмент

- Ребята, а как вы думаете, как же в нашей речи появляются новые слова?

- В жизни происходят постоянные изменения. Люди изобретают машины, предметы, узнают новое о мире. Всё новое получает название, так появляются новые слова – неологизмы. Слайд 14.

- Они возникают для чего? (чтобы дать названия новым предметам, открытиям)

- Слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока существует их новизна. Они создаются по образцу уже известных в языке слов.

- По образцу слова пароход, какое слово образовано? (теплоход, атомоход)

- Было слово вратарь, а теперь? (голкипер)

- Назовите, какие неологизмы вы знаете?

V. Игра «Угадай-ка».    Слайд 15.

- Какие из этих слов появились раньше?

окулист – глаза – очи

самолёт – ракета – аэроплан

ветрило – яхта – парус

винтовка – лук – автомат

- Сейчас в языке для устаревших слов есть более "современные" синонимы.

VI. Рефлексия.

- Что нового для себя узнали?

- Что на уроке для вас было наиболее интересным?

- Подумайте и  задайте вопросы по теме урока своим одноклассникам.

- Как вы думаете, нужно ли вернуть устаревшие слова в современную речь? Объясните свою точку зрения.

- Какую роль играют устаревшие слова? (возвращают в старину, называют вещи, которые были раньше в обиходе; без них нельзя рассказать об исторических событиях)

- Для чего нужны неологизмы? (По новому люди называют города: Петербург → Ленинград → Санкт-Петербург. Симбирск → Ульяновск. Горький → Нижний Новгород. Г. Пенза-19 → Заречный).

V. Домашнее задание  по выбору:

Записать пять неологизмов, и определить их лексическое значение.

Какие слова произошли от слова око? Написать их лексическое значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок и презентация по теме: "Устаревшие и новые слова", 4 класс

Урок и презентация по теме "Устаревшие и новые слова" . Где учащимися знакомятся с архаизмами и неологизмами....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Слова устаревшие и новые" УМК "Гармония".

Тема урока: Слова "устаревшие" и "новые". Презентация содержит дополнительный материал по данной теме, сопровождается красочными иллюстрациями. Знакомит детей с понятиями: "архаизмы, историзмы, неолог...

разработка урока "Устаревшие слова, слова синонимы и новые слова"

разработка урока по русскому языку для 2 класса по ФГОС "Начальная школа 21 век" с презентацией...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...

Технологическая карта и презентация русского языка УМК «Начальная школа XXI» 2 класс Тема урока Устаревшие слова. Слова-синонимы. Новые слова

Цель:закрепление знаний и корректировка умения определять устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова и умения распознавать и понимать эти слова в речи. Задачи:Дидактические:1)...