разработка урока "Устаревшие слова, слова синонимы и новые слова"
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Исламгалиева Гульсара Жакотовна

разработка урока по русскому языку для 2 класса по ФГОС "Начальная школа 21 век" с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока – русского языка «Устаревшие слова, новые слова, слова-синонимы. в рамках ФГОС

Класс: 2 класс     УМК "Начальная школа -21 века"

Предмет: русский язык

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

      - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование(создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

- Учебник: «Русский язык» 2 класс, С.В.Иванов.Вентана-граф.

- Проектор, мультимедийная приставка;

- Листки  для КОД (контрольно-оценочной деятельности);

Список используемой литературы:

Электронные источники информации:

  1. www.wikipedia.ru
  2. www.openclasse.ru
  3. www.it-n.ru – творческое сообщество учителей
  4. www.1september.ru
  5. www.wiki.vladimir.i-edu.ru
  6. Единая коллекция ЦОР

                                                                                        


Этап

урока

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

ФОУД*

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

 1
 

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

 –
 

 Ф
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.
 

 7
 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
 

  •  Москва
  • город
  • столица
  • Россия
  • народ
  • язык

–Почему выделены буквы в словах?
– Как убедиться в том, что вы правы? 
(Проверить написание этих слов по словарю.)
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих слов? Почему? 
(Написание нужно запомнить.)

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
 

 Ф
 

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
 

 Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

 Актуализация знаний, введение в проблему

Работа над темой.
 

Работа в парах

Карточки на партах

1 пара

2 пара

3 пара

4 пара

Оценка знаний

Проблема урока

Тема урока

 11
 

 Подведение детей к самостоятельному выводу 
 

 Посмотрите на экран. Мы с вами находимся в  городе. Как вы думаете какой это город?

А как вы определили , что это старинный город?

Град- город (слова-синонимы)

Запишите в тетрадь

Впишите нужное слово в предложении

Слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, близкие по значению  называются синонимы

Слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, близкие по значению  называются синонимы или антонимы

3. Вычеркните устаревшие слова.

Космос, машина, кольчуга, самолет, телефон, кушак, кафтан

4. Работай с толковым словарем.

Раньше у слова нельзя был антоним слово льзя. Что это значит?

Зеленый цвет- все понятно

Желтый – сомневаюсь

Красный – не понял.

  • Нужно ли нам знать устаревшие слова?
  • Кто ими пользуется и для чего?

 Называют тему урока Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова  

 Наблюдение, работа с текстом (сравнение) 

Наблюдение, проблемная ситуация.

 Ф, П
 

 Организует подводящий диалог, уточняет правило

( нет машин, написано слово –град)
 

Организует подводящий диалог,

Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод

сравнивают и добавляют свои слова.

Записывают в тетрадь,

Работают с карточками

Обсуждают. Взаимопроверка

Оценивают себя

Оценивают себя

Ставят проблему

Называют тему урока.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Проверка понимания способа действия.
 

  •  находить в тексте и правильно употреблять в речи устаревшие слова;
  • заменять устаревшие слова синонимами;
  • совершенствовать

навыки   работы со словарями;

 

 Ф
 

 Дает образец короткого доказательства
 

 Ставят задачу урока

Объясняют написания слов, делают выводы.
 

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

 Первичное закрепление нового материала
 

 7
 

 Развитие умения распознавать и подбирать к устаревшим словам  слова-синонимы, 
 

Работа в группах  соедините стрелками слова- синонимы.

1 группа

Очи – глаза, ланиты – щёки, уста – губы, выя – шея, перст – палец, чело – лоб.

Запишите на выбор пару слов

2 группа:  замените устаревшие слова словами- синонимами

У нее прекрасные очи. Ланиты как персик. С её уст не сходит улыбка . Выя у нее как у лебедя.

Запишите на выбор любое предложение


 

Оценка знаний 

Зеленый цвет- все понятно

Желтый – сомневаюсь

Красный – не понял.

Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль,
 

 Г, П, И
 

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
 

По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

физминутка

1

Релаксация

Пощелкайте перстами,

Улыбнитесь устами,

Наклоните выю вперёд, назад.

Погладьте свои ланиты.

Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.

И побежали на месте

Побежали ,побежали

Остановились  на чуток

Тихо сели и продолжили урок

П

Организация физминутки

Выполняют упражнение для релаксации

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

 Самопроверка
 

 3
 

 Говорят, что книжка есть,
И мы можем в ней прочесть
Про конька, и про Ивана,
И про рыбу с “окияна”,
Про прекрасную жар-птицу,
Про царя и Царь-девицу.
Много в ней чудесных слов,
Написал ее Ершов.
Этой книжечке в обед
ровно 175 лет!

Работают с упр 3 стр 89 в

Учебнике

1 группа 1 четверостишие

2 группа 2 четверостишие

Находят устаревшие слова , работая со словарем

1  вершка, аршин)

2   седмицу,град.)

Рассмотреть рост конька горбунка

Когда измеряли рост животного то к количество вершков прибавляли к двум аршинам 4.5 +4,5+4,5 + 71+71 см =1м 55,5 см

Читают правило стр 90 «Тайны

языка»

Новые слова светофор, пирожное, космонавт, вертолет.

Более новые слова компьютер,

Оценка знаний

Оценка знаний 

Зеленый цвет- все понятно

Желтый – сомневаюсь

Красный – не понял.

 

Работа с учебником стр 89 упр3

Читают

 И,
 Г,

 Организует работу класса

Диктует слова
 

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

 Читаю находят устаревшие слова , работают с толковым словарём  записывают значение слов в тетрадь, читают вслух Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, ставят констатирующую оценку

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

 Подведение итогов
 

 2
 

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

 Решили ли мы проблему

Нужно ли знать устаревшие слова.

 

 Рефлексия, контроль,
 

 Ф,П, Г
 

 Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
 

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Этап разъяснения домашнего задания

1

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Найдите в сказках устаревшие слова запишите их в тетрадь.

Или в толковом словаре запишите их

Ф,И

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценночная деятельность)

1

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Работа с листом самооценки,

Рефлексия, КОД

Ф

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Жизнь слова. Устаревшие и новые слова».

Учащиеся знакомятся с устаревшими словами, учатся находить их в тексте, выводят понятия "архаизм" и "историзм"....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...

Методическая разработка "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы"

Методическая разработка логопедического занятия для учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III ....

Работа над многозначностью слова, синонимами, антонимами, крылатыми словами, фразеологией.

С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её....

Технологическая карта и презентация русского языка УМК «Начальная школа XXI» 2 класс Тема урока Устаревшие слова. Слова-синонимы. Новые слова

Цель:закрепление знаний и корректировка умения определять устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова и умения распознавать и понимать эти слова в речи. Задачи:Дидактические:1)...


 

Комментарии