Главные вкладки

    разработка урока "Устаревшие слова, слова синонимы и новые слова"
    план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

    Исламгалиева Гульсара Жакотовна

    разработка урока по русскому языку для 2 класса по ФГОС "Начальная школа 21 век" с презентацией

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока – русского языка «Устаревшие слова, новые слова, слова-синонимы. в рамках ФГОС

    Класс: 2 класс     УМК "Начальная школа -21 века"

    Предмет: русский язык

    1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

          - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

    -формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

    - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

    - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

    -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

    2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    - развитие умения работать с информацией;

    - развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

    - развитие умения использовать различные способы поиска информации;

    - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

    - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

    - формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

    - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

    - формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

    - формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;

    - формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

    3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    - развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

    - освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

    - овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

    - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

    Оборудование(создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

    - Учебник: «Русский язык» 2 класс, С.В.Иванов.Вентана-граф.

    - Проектор, мультимедийная приставка;

    - Листки  для КОД (контрольно-оценочной деятельности);

    Список используемой литературы:

    Электронные источники информации:

    1. www.wikipedia.ru
    2. www.openclasse.ru
    3. www.it-n.ru – творческое сообщество учителей
    4. www.1september.ru
    5. www.wiki.vladimir.i-edu.ru
    6. Единая коллекция ЦОР

                                                                                            


    Этап

    урока

    Время, мин

    Цель

    Содержание взаимодействия с учащимися

    Методы
    и приемы работы

    ФОУД*

     Деятельность учителя
     

     Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    Организационный

     1
     

     Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
     

    Ну-ка, всё проверь дружок,

    Ты готов начать урок?

    Всё ль на месте,

    Всё ль в порядке,

    Ручка, книжка и тетрадь?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Каждый хочет получать

    Только лишь оценку «пять»?

     –
     

     Ф
     

     Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
     

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
     

    Регулятивные:

    -нацеливание на успешную деятельность.

    Личностные:

    - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

    Коммуникативные:

    - формирование  умения слушать и слышать.

    Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

    Словарно-орфографическая работа.
     

     7
     

    Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
     

    •  Москва
    • город
    • столица
    • Россия
    • народ
    • язык

    –Почему выделены буквы в словах?
    – Как убедиться в том, что вы правы? 
    (Проверить написание этих слов по словарю.)
    – Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
    – Можно ли проверить написание этих слов? Почему? 
    (Написание нужно запомнить.)

    Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
     

     Ф
     

     Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
     

     Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока

    Регулятивные:

     - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

    Познавательные:

    - постановка и решение проблемы;

    Личностные:

    - развитие познавательных интересов учебных мотивов;

    Коммуникативные:

    - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

     Актуализация знаний, введение в проблему

    Работа над темой.
     

    Работа в парах

    Карточки на партах

    1 пара

    2 пара

    3 пара

    4 пара

    Оценка знаний

    Проблема урока

    Тема урока

     11
     

     Подведение детей к самостоятельному выводу 
     

     Посмотрите на экран. Мы с вами находимся в  городе. Как вы думаете какой это город?

    А как вы определили , что это старинный город?

    Град- город (слова-синонимы)

    Запишите в тетрадь

    Впишите нужное слово в предложении

    Слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, близкие по значению  называются синонимы

    Слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, близкие по значению  называются синонимы или антонимы

    3. Вычеркните устаревшие слова.

    Космос, машина, кольчуга, самолет, телефон, кушак, кафтан

    4. Работай с толковым словарем.

    Раньше у слова нельзя был антоним слово льзя. Что это значит?

    Зеленый цвет- все понятно

    Желтый – сомневаюсь

    Красный – не понял.

    • Нужно ли нам знать устаревшие слова?
    • Кто ими пользуется и для чего?

     Называют тему урока Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова  

     Наблюдение, работа с текстом (сравнение) 

    Наблюдение, проблемная ситуация.

     Ф, П
     

     Организует подводящий диалог, уточняет правило

    ( нет машин, написано слово –град)
     

    Организует подводящий диалог,

    Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод

    сравнивают и добавляют свои слова.

    Записывают в тетрадь,

    Работают с карточками

    Обсуждают. Взаимопроверка

    Оценивают себя

    Оценивают себя

    Ставят проблему

    Называют тему урока.

    Регулятивные:

     - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

    Познавательные:

    - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    Личностные:

    - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

    - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

    Коммуникативные:

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

     Проверка понимания способа действия.
     

    •  находить в тексте и правильно употреблять в речи устаревшие слова;
    • заменять устаревшие слова синонимами;
    • совершенствовать

    навыки   работы со словарями;

     

     Ф
     

     Дает образец короткого доказательства
     

     Ставят задачу урока

    Объясняют написания слов, делают выводы.
     

    Познавательные:

    - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

    Регулятивные:

    - составление плана и последовательности действий.

     Первичное закрепление нового материала
     

     7
     

     Развитие умения распознавать и подбирать к устаревшим словам  слова-синонимы, 
     

    Работа в группах  соедините стрелками слова- синонимы.

    1 группа

    Очи – глаза, ланиты – щёки, уста – губы, выя – шея, перст – палец, чело – лоб.

    Запишите на выбор пару слов

    2 группа:  замените устаревшие слова словами- синонимами

    У нее прекрасные очи. Ланиты как персик. С её уст не сходит улыбка . Выя у нее как у лебедя.

    Запишите на выбор любое предложение


     

    Оценка знаний 

    Зеленый цвет- все понятно

    Желтый – сомневаюсь

    Красный – не понял.

    Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль,
     

     Г, П, И
     

     Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
     

    По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию

    Регулятивные:

     - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

    - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

    Познавательные:

    - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

    Личностные:

    - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

    - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

    Коммуникативные:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    физминутка

    1

    Релаксация

    Пощелкайте перстами,

    Улыбнитесь устами,

    Наклоните выю вперёд, назад.

    Погладьте свои ланиты.

    Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.

    И побежали на месте

    Побежали ,побежали

    Остановились  на чуток

    Тихо сели и продолжили урок

    П

    Организация физминутки

    Выполняют упражнение для релаксации

    Коммуникативные:

    - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

     Самопроверка
     

     3
     

     Говорят, что книжка есть,
    И мы можем в ней прочесть
    Про конька, и про Ивана,
    И про рыбу с “окияна”,
    Про прекрасную жар-птицу,
    Про царя и Царь-девицу.
    Много в ней чудесных слов,
    Написал ее Ершов.
    Этой книжечке в обед
    ровно 175 лет!

    Работают с упр 3 стр 89 в

    Учебнике

    1 группа 1 четверостишие

    2 группа 2 четверостишие

    Находят устаревшие слова , работая со словарем

    1  вершка, аршин)

    2   седмицу,град.)

    Рассмотреть рост конька горбунка

    Когда измеряли рост животного то к количество вершков прибавляли к двум аршинам 4.5 +4,5+4,5 + 71+71 см =1м 55,5 см

    Читают правило стр 90 «Тайны

    языка»

    Новые слова светофор, пирожное, космонавт, вертолет.

    Более новые слова компьютер,

    Оценка знаний

    Оценка знаний 

    Зеленый цвет- все понятно

    Желтый – сомневаюсь

    Красный – не понял.

     

    Работа с учебником стр 89 упр3

    Читают

     И,
     Г,

     Организует работу класса

    Диктует слова
     

    Слайд

    Слайд

    Слайд

    Слайд

    Слайд

     Читаю находят устаревшие слова , работают с толковым словарём  записывают значение слов в тетрадь, читают вслух Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, ставят констатирующую оценку

    Коммуникативные:

     - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

    Познавательные:

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Личностные:

    - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

    - умение выделить нравственный аспект поведения;

    - готовность к сотрудничеству и дружбе;

    Регулятивные:

    - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

     Подведение итогов
     

     2
     

     Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

     Решили ли мы проблему

    Нужно ли знать устаревшие слова.

     

     Рефлексия, контроль,
     

     Ф,П, Г
     

     Задает вопросы 
    о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
    на следующие уроки
     

    Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
     

    Регулятивные:

     - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    Познавательные:

    - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

    - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

    Личностные:

    - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

    Коммуникативные:

    - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

    Этап разъяснения домашнего задания

    1

    Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

    Найдите в сказках устаревшие слова запишите их в тетрадь.

    Или в толковом словаре запишите их

    Ф,И

    Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

    Записывают задание на дом, задают вопросы

    Регулятивные:

     - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

    Познавательные:

    - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

    - самостоятельное формулирование познавательной цели;

    - построение логической цепи рассуждений;

    - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

    Коммуникативные:

    - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    - умение слушать и вступать в диалог;

    Заключительный этап и рефлексия.

    КОД (контрольно-оценночная деятельность)

    1

    Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

    Урок наш окончен

    И выполнен план.

    Спасибо, ребята,

    Огромное вам,

    За то, что упорно,

    Усердно трудились!

    И знания ваши

    Нам всем пригодились!

    Работа с листом самооценки,

    Рефлексия, КОД

    Ф

    Обеспечивает положитель

    ную реакцию учащихся на уроки русского языка

    Получают позитивный настрой от урока

    Регулятивные:

     - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

    - осуществлять итоговый контроль

    Личностные:

    - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

    Коммуникативные:

    - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

    - проявлять активность в деятельности.

    * ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Жизнь слова. Устаревшие и новые слова».

    Учащиеся знакомятся с устаревшими словами, учатся находить их в тексте, выводят понятия "архаизм" и "историзм"....

    Тест. Родственные слова, форма слова, синонимы и омонимы.

    Тест поможет прверить знания учащихся по темам:"Родственные слова и форма слова", "Синонимы и омонимы"...

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

    Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...

    Методическая разработка "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы"

    Методическая разработка логопедического занятия для учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III ....

    Разработка урока по русскому языку. "Слова-синонимы" 2 класс. УМК "Начальная школа ХХI века".

    Разработка представлена технологической картой и презентацией. Урок построен с использованием технологий системно-деятельностного подхода: проблемное обучение, работа в группах, самоанализ и самооценк...

    Работа над многозначностью слова, синонимами, антонимами, крылатыми словами, фразеологией.

    С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её....


     

    Комментарии