Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Демина Наталья Игоревна

 Урок русского языка 2 класс по программе «Школа России»

Обобщающий урок – сказка .

( Нетрадиционный урок по сюжету сказки «Теремок» ).

 Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс по программе «Школа России»

Обобщающий урок – сказка .

( Нетрадиционный урок по сюжету сказки «Теремок» ).

Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу»

Цели и задачи урока:

1.Образовательные:

- повторить правописание слов с сочетаниями  жи, ши, ча, ща, чу, щу;

-  способствовать развитию умения распознавать слова с указанными сочетаниями и правильно их записывать.

 2. Развивающие:

- развивать речь детей;

- пробуждать интерес к родному языку.

     3. Воспитательные:

- формирование организации учебного труда;

- прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания;

- показать связь устного народного творчества с русским языком;

- эстетическое воспитание.

 Ход урока.

Оргмомент. Слайд 1.

Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости, только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них!

- Вы любите сказки? Хорошо знаете? А какие сказки называют народными?

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в русскую народную сказку, которую вы хорошо знаете. Слайд 2.

На поляночке лесной

Стоял домик расписной,

Всех зверюшек спрятать мог,

Что за домик? /Теремок/

Откройте тетради и запишите число.

2. Словарная работа. Слайд 3.

- Стоит в поле теремок,

Он ни низок, ни высок.

Бежит мимо мышка – норушка, собирает колосок.

Увидела теремок, остановилась.

Да колоски уж очень хороши.

- Поможем ей, ребята, собрать быстрее колоски и добежать до теремка?

- Вставить пропущенные буквы в словарные слова, назвать ударные и безударные гласные.

М…дведь, за…ц, в…лк, л…гушка, л…сица.

- Что можете сказать о пропущенных буквах? ( Эти гласные надо запомнить, т. к. их нельзя проверить, это словарные слова.)

- Какое слово здесь лишнее? Почему? ( Слово «волк», состоит из одного слога, нет безударной гласной, не словарное слово).

Молодцы!

 За правильные ответы ученики получают картинку с животным.

- А теперь, запишите слова в тетрадь, подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить, поставьте знак ударения.

- Добежала мышка до теремка, постучалась и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт?

Никто не отзывается. Попробовала открыть дверь, не  может.    Помогите ей открыть дверь.

Проверка домашнего задания.

-Дома вам нужно было составить текст, выбрав правильный порядок предложений. (Приложение 1)

Прочитайте получившийся текст. Прочитайте последнее предложение с восклицательной интонацией. А теперь как вопросительное предложение.

  На доске вы видите 3 ключика. Только один из них подходит к дверце теремка. На нём номера правильного порядка предложений. Выберите нужный ключик. Молодцы, вы помогли Мышке!

Слайд 4.

- Мышка очень рада, что дверь открылась. Зашла она и стала жить в теремке. Она благодарит вас за помощь.

Сообщение темы и цели урока.

А какие орфограммы встретились вам в тексте? ( жи,ши,ча,ща,чу,щу)

Слайд 5.

Мы завершаем изучение темы – «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу», сегодня вспомним весь пройденный материал по этой теме. А вы на уроке покажете свои знания, умения работать. В путь!

А помогать рассказывать сказку мне будут ребята, у которых есть карточки с животными.

Слайд 6.

- Прискакала к теремку лягушка – квакушка и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт? ( ученик)

- Я, мышка – норушка, а ты кто?

- Я, лягушка – квакушка. Можно я с тобой буду жить?( ученик)

- Можно, если выполнишь задание.

Устно дайте ответы на вопросы:

- Назовите согласные шипящие звуки.  

- Какие из них всегда мягкие?

- Какие всегда твёрдые?

- Какие глухие? Звонкие?

- А с какими гласными звуками они дружат?

Расскажите правила. Слайд 7.

Молодцы!

- Лягушка прыгнула в теремок. Стали они жить вдвоём. Слайд 8

Слайд 9

- Бежит мимо зайчик – побегайчик. Остановился и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт? ( ученик)

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.( ученик)

- Я, зайчик – побегайчик. Возьмите меня к себе жить.

- Мы бы взяли, да вот помоги нам кроссворд разгадать.

- Ребята, помогайте!

Разгадайте кроссворд и запишите в тетрадь отгаданные слова, распределив их в 3 столбика. Слайд 10

- Стали они жить втроем. Слайд 11

Весело живут. Физкультурой занимаются.

Физминутка.

Стоит в лесу избушка (руки смыкают в домик)
А в ней живёт Петрушка
(руки к носу, пальцы в стороны)
К нему идут зверушки
(шаг на месте)
Попрыгать – поиграть
(прыжки и повороты) 

Олени (изобразить рога)
Носороги
(кулачки к носу)
Медведи из берлоги
(переваливаясь изображать медведя)
Приходят друг за дружкой
(шаг на месте)
Попрыгать – поиграть
(прыжки и повороты)

Мышка пирогов напекла, а пироги непростые, с пословицами.

Работа у доски.

Выберите пословицу, вставьте пропущенное сочетание. Объясните пословицу. Запишите её на доске. Подчеркните орфограмму.

Наелись Мышкиных пирожков.

Слайд 12

- Живут они весело, дружно.

Идёт лисичка – сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

- Кто в тереме живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, зайка – побегайка. А ты кто?

- Я, лисичка – сестричка. Пустите меня, я с вами хочу жить.

Подумали звери и говорят:

- Мы согласны, если ты распутаешь наши верёвочки.

Задание «Путаница». Составить устно слова. Слайд 13

- Стали они жить вчетвером. Слайд 14

Слайд 15

Прибежал волчок – серый бочок, заглянул в теремок и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, зайка – побегайка.

- Я, лисичка – сестричка. А ты кто?

- Я, волчок – серый бочок. Пустите меня в теремок. Я тоже хочу с вами жить.

Подумали звери, хоть и тесно, да волка жалко. В тесноте, да не в обиде.

- Пустим тебя, но только сходи, налови нам рыбки.

Пошёл волк рыбу ловить. А какую, вы узнаете,отгадав загадку:

Драчуны и забияки,

Живут в воде,

Когти на спине. ( ерши)

Слайд 16 Правильно. Давайте поможем волку наловить рыбы.

Работа в парах.

Каждая парта получает рыбку с заданием.

Заполни пропуски, определив количество букв и звуков в словах..

Учитель проверяет, рыбку с правильно выполненным заданием прикрепляют на доску.

- Молодцы, ребята! Много рыбы наловили.

   - Волк влез в теремок. Стали они жить впятером. Вместе дружно живут, песни поют.

Слайд 17 Вдруг идёт мимо медведь. Увидел теремок, вкусный запах почуял, песни услыхал и заревел во всю мощь:

- Кто в теремочке живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, зайка – побегайка.

- Я, лисичка – сестричка.

- Я, волчок – серый бочок. А ты кто?

- Я, медведь косолапый. Я тоже хочу с вами жить.

Звери ему отвечают:

- Мы бы рады тебя впустить, да ты уж очень большой, а у нас места мало.

Медведь говорит:

- Я буду у вас на крыше жить.

Слайд 18. Влез он на крышу и только уселся – трах – бабах!- раздавил теремок. Еле – еле успели все из него выскочить, но остались целые и невредимые.

Допустил Медведь большую ошибку. Стали все дружно её исправлять.

Слайд 19. Принялись они брёвна носить, доски пилить, новый теремок строить.

А вам предстоит сейчас исправить ошибки в тексте.

Самостоятельная работа. Учащиеся исправляют ошибки в тексте на карточке и сдают учителю.( Приложение 2)

Итог урока. Рефлексия.

- Потрудились они на славу. Выстроили новый теремок. Слайд 20.

Дружба им помогла. Лучше  прежнего  получился теремок! Стали они вместе жить – поживать, да добра наживать.

- А какие знания вам сегодня понадобились? (Знание орфограммы ча-ща, чу-щу, жи-ши)

- Какие задания вам больше всего понравились? Почему?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием, а какие задания с трудом?

Выберите цветок с окраской ваших впечатлений от урока ( цветы лежат в конвертах на каждой парте).

Мне было интересно и легко– красный цветок

Было трудно – белый цветок.

Прикрепите свои цветы на доску. Какая красивая клумба получилась!

Жители теремка благодарят вас за помощь и дарят свою фотографию-раскраску, которую вы сможете раскрасить дома.

Спасибо за урок! Слайд 21.

                                                                                                   Приложение 1

       Составь текст, расставляя предложения по смыслу. Выбери правильный порядок расстановки предложений ( подчеркни). Спиши текст в тетрадь. Подчеркни сочетания жи,ши,ча,ща,чу,щу.

     1.  Часто ходили дети гулять в рощу.

     2.  Летом Петя и Оля жили у бабушки.

     3.  Там пели чижи.

     4. Там чудесная большая роща.

     5.  В траве шипели ужи.

   2, 1, 3, 4, 5                      2)  2, 4, 1, 3, 5                3)   1, 2, 4, 5, 3

Составь текст, расставляя предложения по смыслу. Выбери правильный порядок расстановки предложений ( подчеркни). Спиши текст в тетрадь. Подчеркни сочетания жи,ши,ча,ща,чу,щу.

     1.  Часто ходили дети гулять в рощу.

     2.  Летом Петя и Оля жили у бабушки.

     3.  Там пели чижи.

     4. Там чудесная большая роща.

     5.  В траве шипели ужи.

   2, 1, 3, 4, 5                      2)  2, 4, 1, 3, 5                3)   1, 2, 4, 5, 3

Составь текст, расставляя предложения по смыслу. Выбери правильный порядок расстановки предложений ( подчеркни). Спиши текст в тетрадь. Подчеркни сочетания жи,ши,ча,ща,чу,щу.

     1.  Часто ходили дети гулять в рощу.

     2.  Летом Петя и Оля жили у бабушки.

     3.  Там пели чижи.

     4. Там чудесная большая роща.

     5.  В траве шипели ужи.

   2, 1, 3, 4, 5                      2)  2, 4, 1, 3, 5                3)   1, 2, 4, 5, 3

Составь текст, расставляя предложения по смыслу. Выбери правильный порядок расстановки предложений ( подчеркни). Спиши текст в тетрадь. Подчеркни сочетания жи,ши,ча,ща,чу,щу.

     1.  Часто ходили дети гулять в рощу.

     2.  Летом Петя и Оля жили у бабушки.

     3.  Там пели чижи.

     4. Там чудесная большая роща.

     5.  В траве шипели ужи.

   2, 1, 3, 4, 5                      2)  2, 4, 1, 3, 5                3)   1, 2, 4, 5, 3

                                                     Приложение 2

                                     Вариант  3

    У  яшы кошка  мурка. У мурки родился  катёнок. Он рыжый и  пушыстый. Катёнок пьёт малако  из чяшки. Яша и катёнок чясто играют.

                                     Вариант  2

    У  Яшы кошка  мурка. У мурки родился  котёнок. Он рыжый и  пушыстый. Котёнок пьёт молоко  из чяшки. Яша и котёнок чясто играют.

                                     Вариант  1

    У  Яшы кошка  Мурка. У Мурки родился  котёнок. Он рыжый и  пушыстый. Котёнок пьёт молоко  из чяшки. Яша и котёнок чясто играют.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...