урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе по теме "Глаголы с -ться, -тся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4.zip | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 4 классе
Тема урока | Глаголы с –ться, -тся. |
Цель урока | - ознакомление учащихся с написанием глаголов с –тся или -ться |
Планируемый результат обучения | Знать: алгоритм написания глагола с –ться и –тся Уметь: писать возвратные глаголы в неопределенной форме и в форме 3 лица единственного числа |
Основные понятия | Неопределенная форма глагола, 3 лицо единственное число Возвратный глагол |
Межпредметные связи | Литература, информатика |
Ресурсы | Презентация к уроку, карточки для фиксирования знаний и незнаний учащихся, карточки для работы в группах, модель правила |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация и целеполагание | - Здравствуйте, ребята. Начнём с приветствия: Кто в дружбу верит горячо, (Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами, ладонями) Послушайте легенду. “Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?” - Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? Продолжите фразу: Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем... - А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка. Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. - Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. | Настрой на мотивированную работу на уроке с помощью языка люди общаются лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Прочитайте слова. Пшени(ца), ули(ца), учени(ца), учи(ца). Какое слово лишнее? Почему? Что вы знаете о глаголе? Что вы заметили интересного? Что вы знаете о написании этих слов? Фиксация знаний учащихся.( на доске) Я знаю Сущ. (ца) -ца Запишите имена существительные в первый столбик. Обозначьте орфограммы. Что еще знаете? Глагол (ца) -тся -ться Как называются такие глаголы? Запишите глагол в другой столбик. Это разные слова или в одном из них допустили ошибку? Кто из учеников прав? Какое затруднение возникло? Что мы не знаем? Фиксация незнания. Глагол (ца) -тся -ться ? ? -Чему нам необходимо научиться? Определите тему урока. Как нам решить задачу? | Читают слова на доске. Учи(ца), т.к. это глагол, остальные слова существительные На конце слова произносится (ца). На конце имен существительных слышится (ца) и пишется ца Запись в тетради. На конце глаголов слышится (ца), а пишется –тся, -ться возвратные Записывают глагол в тетради и на доске. Варианты записи. Учиться учится Мы не знаем когда пишется тся, ться. Нам надо научиться определять, когда в глаголах пишется Ь в тся, когда не пишется Предлагают свои варианты Прогнозирование своей деятельности |
Открытие нового знания | Какую задачу будете решать в группах? Организация учителем групповой работы (распределение по группам, повторение правил групповой работы): - Вспомним и повторим правила работы в группе. Организация обсуждения вариантов решения учебной задачи, полученных группами: 1. выслушивается каждая группа (все версии детей фиксируются учителем без искажения и собственных исправлений; результаты групповой работы вывешиваются на листах бумаги на доске и поясняются авторами); 2. после доклада каждой группы учитель предлагает задать вопросы другим группам на понимание и уточнение предложенного варианта решения; 3. после обсуждения всех вариантов группам предлагается уточнить модели, либо собрать общую модель способа (приёма), алгоритма действий. Учитель следит, чтобы дети выслушивали друг друга и фиксировали все высказываемые версии, задавали вопросы на понимание и уточнение: говорим о той же версии, но другими словами или это иное решение? Что надо сделать, чтобы правильно писать сочетание –тся в глаголах? Моделирование способа. (Дети фиксируют в группе все версии, различая их и выбирая разные, уточняют общий проект действий и модель способа перед общим докладом). Предполагаемая схема (модель) Глагол [ца] ться тся н.ф. 3л. ед.ч. или мн.ч. что делать? что делает? что делают? что сделать? что сделает? что сделают? - Оцените свою работу в группе по выработанным вами критериям (см. маршрутный лист) | Мы должны вывести алгоритм действия или схему написания или ненаписания Ь в сочетаниях –тся у глаголов Работают в группах Коллективная работа в группах. Работая в группе, дети выводят алгоритм действия или схему. Предъявление результатов работы группы. Вопросы друг другу на понимание. Алгоритм действия: Найти глагол. Поставить вопрос. Если в вопросе есть Ь, то пишу его в –тся. Если в вопросе нет Ь, то не пишу его в –тся. Оценивание своей работы в группе |
Первичное закрепление | Задание 1. Зачитываются пословицы, а дети записывают только глаголы с –тся на конце и объясняют их написание в соответствии с выведенной схемой. Земля освещается солнцем, а человек знанием. Учиться никогда не поздно. Всяк человек по делу познаётся. Предложите свою пословицу с глаголом на –тся. Задание 2. сам. раб. с самопроверкой по эталону Упр. 82 Проверка в каких глаголах вы написали ( не написали) ь знак? Контроль Вставь Ь где нужно: Маша учит.ся, разносит.ся над землей, помог одет.ся, можно купат.ся, друзья остают.ся. | Аргументация выбора написания или ненаписания Ь в –тся. Самостоятельная работа Выполняют проверку по эталону. Выполняют самостоятельно работу на карточках |
Итог урока | - Какую учебную задачу вы решали? -Удалось ли её решить? -Как проверить написание Ь в –тся у глаголов? Вернёмся к началу урока к словам “учится - учиться”. Кто из ребят был прав? Еще один секрет русского языка мы узнали. А сколько еще неизведанного! | Рефлексия «приращения» образовательного результата, полученного на уроке Рефлексия области применения способа. |
Рефлексия | Закончите предложения: - Сегодня я на уроке узнал… - Я понял, что …. - Себя я могу похвалить за … - Я научился … - На следующих уроках мне надо поработать над… - Эти знания мне пригодятся… - Поставьте себе оценки с помощью светофора. Какой свет обозначает опасность? (Красный). “Красный” - Стоп! Вперёд нельзя, друзья! “Жёлтый” - Здесь – внимание, друзья! “Зелёный” - А теперь вперёд, друзья! Вернемся к легенде, которая звучала в начале урока. “Хорошо, - сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь”. Эзоп ушел и принес … язык”. Задание на дом: подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире». Красный – написать 10 глаголов с –тся, -ться Желтый Упр. 83 с. 91 Зеленый – написать небольшой рассказ с глаголами на тся, ться | Самокоррекция, самооценка |
Проверь себя. Вставь Ь где нужно: Маша учит.ся, разносит.ся над землей, помог одет.ся, можно купат.ся, друзья остают.ся. | Проверь себя. Вставь Ь где нужно: Маша учит.ся, разносит.ся над землей, помог одет.ся, можно купат.ся, друзья остают.ся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...