урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка в 4 классе по теме "Глаголы с -ться, -тся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russkiy_yazyk_4.zip20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 4 классе

Тема урока

Глаголы с –ться, -тся.

Цель урока

- ознакомление учащихся с написанием глаголов с  –тся или -ться

Планируемый результат обучения

Знать: алгоритм написания глагола с –ться и –тся

Уметь: писать возвратные глаголы в неопределенной форме и в форме 3 лица единственного числа

Основные понятия

Неопределенная форма глагола, 3 лицо единственное число

Возвратный глагол

Межпредметные связи

Литература, информатика

Ресурсы

Презентация к уроку, карточки для фиксирования знаний и незнаний учащихся, карточки для работы в группах, модель правила

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация и целеполагание

- Здравствуйте, ребята. Начнём с приветствия:

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не пропадёт,
Тот никого не подведёт.

(Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами, ладонями)

Послушайте легенду.

  “Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”

- Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?

Продолжите фразу:

Если мы будем хорошо  знать русский язык, то сможем...

- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

- Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и  активными. На уроке вы должны  показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Настрой на мотивированную работу на уроке















с помощью языка люди общаются


лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Прочитайте слова.

Пшени(ца), ули(ца), учени(ца), учи(ца).

Какое слово лишнее? Почему?

Что вы знаете о глаголе?



Что вы заметили интересного?


Что вы знаете о написании этих слов?

Фиксация знаний учащихся.( на доске)

                          Я знаю

         Сущ.                          

         (ца)                                

         -ца                          


Запишите имена существительные в первый столбик. Обозначьте орфограммы.

Что еще знаете?

Глагол

(ца)

-тся      -ться

Как называются такие глаголы?


Запишите глагол в другой столбик.




Это разные слова или в одном из них допустили ошибку?

Кто из учеников прав?

Какое затруднение возникло? Что мы не знаем?

Фиксация незнания.

Глагол

(ца)

-тся      -ться

?              ?


-Чему нам необходимо научиться?




Определите тему урока.


Как нам решить задачу?


Читают слова на доске.

Учи(ца), т.к. это глагол, остальные слова существительные


На конце слова произносится (ца).

На конце имен существительных слышится (ца) и пишется ца



Запись в тетради.



На конце глаголов слышится (ца), а пишется –тся, -ться



возвратные


Записывают глагол в тетради и на доске.

Варианты записи.

Учиться

учится



Мы не знаем когда пишется тся, ться.







Нам надо научиться определять, когда в глаголах пишется Ь в тся, когда не пишется

Предлагают свои варианты

Прогнозирование своей деятельности

Открытие нового знания

Какую задачу будете решать в группах?







Организация учителем групповой работы (распределение по группам, повторение правил групповой работы):

-  Вспомним и повторим правила работы в группе.

Организация обсуждения вариантов решения учебной задачи, полученных группами:

1. выслушивается каждая группа (все версии детей фиксируются учителем без искажения и собственных исправлений; результаты групповой работы вывешиваются на листах бумаги на доске и поясняются авторами);

2. после доклада каждой группы учитель предлагает задать вопросы другим группам на понимание и уточнение предложенного варианта решения;

3. после обсуждения всех вариантов группам предлагается уточнить модели, либо собрать общую модель способа (приёма), алгоритма действий.

Учитель следит, чтобы дети выслушивали друг друга и фиксировали все высказываемые версии, задавали вопросы на понимание и уточнение: говорим о той же версии, но другими словами или это иное решение?

       

Что надо сделать, чтобы правильно писать сочетание –тся в глаголах?

Моделирование способа.

(Дети фиксируют в группе все версии, различая их и выбирая разные, уточняют общий проект действий и модель способа перед общим докладом).

Предполагаемая схема (модель)

        Глагол

         [ца]

  ться         тся

н.ф.              3л. ед.ч. или мн.ч.

что делать?     что делает? что делают?

что сделать?    что сделает? что                                                                                                                                         сделают?

- Оцените свою работу в группе по выработанным вами критериям (см. маршрутный лист)

Мы должны вывести алгоритм действия или схему написания или ненаписания Ь в сочетаниях  

–тся у глаголов





Работают в группах





Коллективная работа в группах.

Работая  в группе, дети выводят алгоритм действия или схему.

 

Предъявление результатов работы группы.

Вопросы друг другу на понимание.



Алгоритм действия:

Найти глагол.

Поставить вопрос.

Если в вопросе есть Ь, то пишу его в –тся.

Если в вопросе нет Ь, то не пишу его в –тся.












Оценивание своей работы в группе

Первичное закрепление

Задание 1.

Зачитываются пословицы, а дети записывают только глаголы с –тся на конце и объясняют их написание в соответствии с выведенной схемой.

Земля освещается солнцем, а человек знанием.

Учиться никогда не поздно.

Всяк человек по делу познаётся.

Предложите свою пословицу с глаголом на –тся.

Задание 2. сам. раб. с самопроверкой по эталону

Упр. 82

Проверка в каких глаголах вы написали ( не написали) ь знак?


Контроль

Вставь Ь где нужно:

Маша учит.ся, разносит.ся над землей, помог одет.ся, можно купат.ся, друзья остают.ся.

Аргументация выбора написания или ненаписания Ь в –тся.









Самостоятельная работа


Выполняют проверку по эталону.




Выполняют самостоятельно работу на карточках

Итог урока

- Какую учебную задачу вы решали?

-Удалось ли её решить? -Как проверить написание Ь в –тся у глаголов?

Вернёмся к началу урока к словам “учится - учиться”. Кто из ребят был прав?

Еще один секрет русского языка мы узнали. А сколько еще неизведанного!

Рефлексия  «приращения» образовательного результата, полученного на уроке

Рефлексия  области применения способа.

Рефлексия

Закончите предложения:

- Сегодня я на уроке узнал…

- Я понял, что ….

- Себя я могу похвалить за …

- Я научился …

- На следующих уроках мне надо поработать над…

- Эти знания мне пригодятся…

- Поставьте себе оценки с помощью светофора. Какой свет обозначает опасность? (Красный).

“Красный” -

Стоп! Вперёд нельзя, друзья!
Повторять усядусь я.

“Жёлтый” -

Здесь – внимание, друзья!
Сомневаюсь ещё я.

“Зелёный” -

А теперь вперёд, друзья!
В знаниях уверен я.

Вернемся к легенде, которая звучала в начале урока.

“Хорошо, - сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь”. Эзоп ушел и принес … язык”.

Задание на дом: подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире».

Красный – написать 10 глаголов с –тся, -ться

Желтый Упр. 83 с. 91

Зеленый – написать небольшой рассказ с глаголами на тся, ться

Самокоррекция, самооценка

Проверь себя.

Вставь Ь где нужно:


Маша учит.ся, разносит.ся над землей,

 помог одет.ся, можно купат.ся, друзья остают.ся.

Проверь себя.

Вставь Ь где нужно:


Маша учит.ся, разносит.ся над землей, помог одет.ся, можно купат.ся, друзья остают.ся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...