Конспект по русскому языку 2 класс. Восстановление деформированного текста
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Чернышова Наталья Валериевна

Научить детей восстанавливать и записывать деформированный текст; сообщить познавательный материал о цветах; развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями, воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russk.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку 2 класс

Тема: «Восстановление и запись деформированного текста»

Автор: Чернышова Наталья Валериевна

Место работы: МБУ лицей № 67, г.о.Тольятти, Самарской обл.

Цели. Научить детей восстанавливать и записывать деформированный текст; сообщить познавательный материал о цветах; развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. Магнитофон, запись звучания ручейка, шума ветра, пения птиц; карточки с изображениями цветов: ромашки, ландыша, тюльпана, розы, подснежника; карточки с названиями цветов.

Ход урока

I.        Организационный момент

П.      Подготовительная беседа

Учитель. Сегодня на уроке пойдет речь об одной из самых прекрасных вещей, которые есть на земле... А вот о чем, попробуйте догадаться сами.

Давайте позовем на помощь наше воображение, закроем глаза и представим себе, что мы находимся в лесу или на лугу, рядом журчит ручей.

Дети закрывают глаза, включается магнитофон с записью звучания ручейка, шума ветра, пения птиц, а учитель на фоне этих звуков выразительно рассказывает:

-        Идешь, бывало, в лес по давно знакомой тропинке. Справа и слева широким
многоцветным и радостным ковром рассыпаются луговые и лесные цветы.
Качаются на ветру лиловые колокольчики, желтеют бесчисленные одуванчики.
А у самой тропинки, на лесных зеленых лужайках, цветут, кланяются вам
знакомые веселые ромашки.

Учитель выдерживает паузу.

-        Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Дети. О растениях.

Учитель. А точнее? Дети. О цветах. Учитель. Правильно.

Учитель открывает оформленную доску.

Учитель. На сегодняшнем уроке мы поговорим о том, насколько интересен и неповторим каждый цветок. А заодно и проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в них...

III.    Работа по теме урока

Цветок ромашка.

 Учитель читает загадку.

Учитель. Стоят в поле сестрички

     Золотой глазок,

     белые реснички.

       Дети. Это ромашки.

      Учитель. Правильно.

Учитель переворачивает карточку с изображением ромашки.

-        По каким признакам вы определили, что это ромашки?

Дети. Желтый глазок - это серединка, а белые реснички - это лепестки. Учитель. Почему их назвали сестричками?

Дети. Ромашки всегда растут по нескольку цветков, и они похожи друг на друга, как сестрички.

Учитель выразительно читает стихотворение «Ромашки» 3. Александровой, а в руке, на ладони, держит ромашку.

 Учитель.

Маленькое солнце на моей ладошке -

Белая ромашка на зеленой ножке,

С белым ободочком белые сердечки.

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

С чем автор сравнивает цветок ромашки? Почему?

Дети. С солнышком. По форме ромашка напоминает солнышко в ясную погоду. Учитель. Я перечислю названия цветов, а вы попробуйте определить, какое из них «лишнее»: « ромашка, колокольчик, василек, лилия».

 Дети. Лилия.

Учитель. Почему?

 Дети. Лилия - это не полевой, а садовый цветок.

2. Цветок ландыш.

Учитель. Что это такое: «Белые, душистые, в лесу растут, весной рано цветут» Дети. Ландыши.

Учитель. По каким признакам вы определили. Что это ландыши? Дети. Растут в лесу.

Весной цветут.

Душистые.

Учитель. Правильно, молодцы.

Учитель открывает карточку с изображением ландыша. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Е. Серова. Дети.     Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется,

Его задень -

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы,

И цветы.

Давай послушаем:

А вдруг

Услышим я и ты?

Учитель. Вам понравилось это стихотворение? Дети. Да.

Учитель. Что вы представляете себе. Когда слушаете его? Как понимаете такую фразу: «И лес его хранит»?

Дети отвечают на вопросы учителя.

- На доске записаны два предложения, но несколько слов пропущено. Мы должны сами подобрать и вставить слова, наиболее точно описывающие цветы ландыша.

Текст написан печатными буквами на доске. Дети читают хором. Ориентируясь на указку учителя.

На доске:

Мы очень любим ландыши. Их  


цветы похожи на

цветы.

-        Какие цветы у ландыша?
Ответы детей.

-        Какие слова мы можем здесь использовать, чтобы описать этот цветок?
Дети. Белоснежные, хрупкие, чистые, маленькие...

Учитель. На что похожи цветы ландыша, что они вам напоминают? Дети. Бусинки, бубенчики, жемчужины...

Для наглядности можно показать настоящие белые бусинки или жемчужины.

 Учитель. Что у вас получилось?

Дети читают дополнительный текст.

3. Цветок тюльпан.

Учитель. Чтобы узнать о следующем цветке. Вам нужно отгадать ребус. На доске:

- Как называется тонкая прозрачная занавеска? Дети. Тюль.

Учитель. Прибавляем слог «пан», что получается? Дети. Тюльпан.

Учитель открывает карточку с изображением тюльпана.

Учитель. Слово «тюльпан» восходит к персидскому «тюрбан» - чалма, головной убор, повязка. Цветок назван по сходству с чалмой (чалма - это несколько раз обернутый вокруг головы платок).

Я хотела составить предложение из этих карточек, чтобы вы его прочитали. А слова рассыпались. Попробуйте сами восстановить это предложение, чтобы оно звучало красиво и правильно:

желтые, красные, бывают, Тюльпаны, лиловые.

- Как вы думаете, какое слово будет стоять первым?         Дети. Тюльпаны.

 Учитель. Почему?

    Дети. Так как слово написано с большой буквы.

 Учитель. Какое слово по смыслу следует за ним?

    Дети. Бывают.

Учитель. А дальше?

    Дети. Красные, желтые, лиловые.

Учитель. А почему стоят запятые?

    Дети. Так как перечисляются цвета.

 Учитель. Лиловый — это какой цвет?

 Дети. Если смешать розовый и фиолетовый, получится лиловый.

VI.     Итог урока

Учитель. Подводя итог нашего урока, хочется подчеркнуть, что вы неплохо разбираетесь в цветах, хорошо подбираете точные сравнения, строите красивые фразы. Но хочется отметить вот что: нередко замечаешь, что дети, а порой и взрослые просто так рвут целые охапки цветов и потом их выбрасывают. И недаром создана Красная книга, которая охраняет эти прекрасные создания природы, украшающие нашу с вами жизнь. Поэтому я призываю вас, ребята: берегите ту красоту, которая окружает нас!

VII. Домашнее задание. Восстановить и списать деформированный текст, аналогичный составленному на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка "работа с деформированным текстом"

Технологическая карта, конспект занятия.1. Уточнение понятия «текст».2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте.4. Корректировать внимание, память, логическое мышлени...

Урок-презентация по русскому языку "Развитие речи. Деформированный текст" (2 класс).

В презентации содержится весь необходимый материал для урока....

Урок-презентация по русскому языку "Развитие речи. Деформированный текст" (2 класс).

В презентации содержится весь необходимый материал для урока....

Конспект группового занятия по теме: «Восстановление деформированного текста»

Конспект для учащихся 4 класса с речевым заключением "Недостатки чтения и письма, обусловленные остаточными явлениями ОНР у детей с ЗПР"...