Орфографическая зоркость - важнейшее условие орфографической грамотности обучающихся.
статья по русскому языку по теме

Лохман Надежда Ивановна

Вопросы развития у младших школьников орфографической зоркости и воспитания орфографического самоконтроля являются актуальными для практики изучения русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskaya_zorkost.docx14.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Орфографическая зоркость – важнейшее условие орфографической грамотности обучающихся»

   Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической зоркости. Важность этой задачи объясняется тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении.

   Перестройка обучения орфографии помогает вооружить учеников прочными и осознанными навыками правописания, способствует решению речевых задач. Наилучшее условие для формирования орфографического навыка создаётся, если вначале оно складывается как действие полностью осознанное.

   Письмо на основе правил не обеспечивает орфографической системы в целом, не раскрывает взаимосвязи между правилами, не создаёт предпосылок для самоконтроля. Для преодоления этих недостатков необходимо опереться в обучении на обобщения более высокого уровня – понятие о ведущем принципе орфографии.

   Понять принципы орфографии – значит, увидеть её систему и воспринять каждое отдельное правило. В теории орфографии обычно указываются 1)морфологический, 2) фонетический, 3) традиционный и принцип 4) дифференциации слов.

   Морфологический принцип орфографии предполагает единообразное одинаковое написание морфемы независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих в родственных словах.

   Морфологический принцип не может быть осознан до того, как обучающийся научится членить слово по составу, и накопит значительный запас сведений по грамматике, лексике, т.е. осознание морфологического принципа возможно в итоге изучения правописания. А не как отправная его точка.

   Второй принцип – фонетический. Фонетические написания не вызывают у пишущего затруднений, поэтому обычно их просто не замечают, а сам принцип не дооценивается, тем более, что фонетические написания не противоречат морфологическому принципу. Они не ведут к неодинаковому написанию морфем. Написание следует за произношением (рассыпать, раздать).

   Традиционный принцип  - написание слов обычно заимствованных по традиции. Без правил. Эти написания усваиваются на основе запоминания, в порядке словарно-орфографической работы (словарные слова, жи-ши, ча-ща, чу-щу).

   Принцип дифференциации применяется, когда пишущий средствами орфографии хочет выразить определённую мысль (кампания-компания, ь знак после шипящих, по Московской улице, по московской улице, т.е. в Москве). С развитием фонологии, с введением в научный обиход понятия фонемы был предложен новый – фонематический принцип, как основной принцип орфографии; он гласит: «Одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции».

   В отличие от морфологического ознакомление с фонематическим принципом орфографии можно связать с самым началом в обучении правописанию. При фонематическом подходе устраняется большая часть недостатков традиционного обучения орфографии: орфографическая слепота подавляющего числа обучающихся, непонимание связей между отдельными правилами, отсутствие способов самоконтроля. Использование в качестве основного фонематического принципа русского письма обязывает несколько иначе, чем при морфологическом принципе, строить обучение орфографии.

   На первый план ставится задача развития у детей фонематического слуха. Фонематический принцип во многом сходен с морфологическим, охватывает те же случаи. Так, по фонематическому принципу согласные и гласные в слабых позициях проверяются соответствующими звуками в сильных позициях: безударные гласные – ударяемыми, сомнительные звонкие и глухие согласные проверяются их вариантами, стоящими перед гласными. Фонематический принцип не связывает проверку слабых позиций фонем с морфемным составом слов, но и не противоречит морфологическому принципу, дополняя и углубляя его; он не охватывает тех случаев, которые объясняются фонетическим принципом (приставки на з и др.), традиционным принципом; случаи с историческими чередованиями звуков также не облегчаются для обучающихся. Если последовательно идти за фонематическим принципом, то можно орфографический материал подавать в другой системе - отказаться от рассмотрения правил с морфемами, т.е. учить действовать: слабая позиция – проверяю сильной.

   Важнейшее условие формирования орфографической зоркости является знание признаков орфограмм. Орфограмма – это буква или другой письменный знак (слитное и раздельное написание, перенос, прописная буква), который по слуху однозначно не определяется, по звуку не устанавливается. Орфограмма есть там, где есть при неизменном произношении выбор написания.

   Потребность узнать какую букву писать в том месте слова, где один и тот же звук может быть обозначен разными буквами (может «представлять» разные фонемы), - это и есть то, что принято называть орфографической зоркостью.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Доклад "«Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников»

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объ...

Развитие орфографической зоркости как средство повышения грамотности письма.

Тема, над которой я работаю в течение последних четырёх лет «Развитие орфографической зоркости  как одно из средств повышения грамотности письма обучающихся».Актуальность темы предопределена тем,...

Обогащение лексического запаса и приёмы формирования и развития орфографической зоркости в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с задержкой психического развития

Выпускник научится:¢применять правила правописания;¢определять написание слова по орфографическому словарю;¢безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;¢писать под диктовку текс...