Урок письма с ИКТ в 1 классе по теме "Письмо строчной буквы з"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Бобровникова Светлана Викторовна

На данном уроке по системе Л.В.Занкова формируются УУД,  ведется пропедевтическая работа над орфограммами, учащиеся учатся работать с информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pismo_strochnoy_bukvy_z.zip825.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский

Г.Ноябрьск ЯНАО

учитель начальных классов

Бобровникова С.В.

Тема урока: письмо строчной буквы з. Однокоренные слова. 
Цель урока:
 создать условия для  знакомства со строчной буквой з,  формирования навыков каллиграфического письма, формирования представлений об однокоренных словах, умений определять опасные места в словах, для  формирования УУД.

Планируемый результат:

Предметные умения:

Правописные умения:

- каллиграфически правильно писать строчную букву з;

- каллиграфически правильно писать  сочетания, слова с буквой з;

 -правильно списывать слова и предложения,

- уметь проверять написанное, сравнивая с образцом. 

Учебно-языковые умения:

 - проводить звуко-буквенный анализ слов;

- видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить;

- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.

Речевые умения:  

- правильно называть буквы русского алфавита.

 -  составлять слова из букв

 - составлять предложение из слов;

- объяснять лексическое значение слова.

Личностные УУД: сохранить мотивацию и интерес к изучению нового материала на протяжении всего урока; создать комфортный психологический настрой на успешную работу,  устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; самооценка.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке;  формулировать учебные задачи;  работать по предложенному плану, инструкции;  высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль и самооценку;  совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;  проводить анализ учебного материала; проводить классификацию, указывая на основание  классификации; уметь работать с информацией, использование знаково-символических средств для решения учебной задачи, установление аналогии (выделение корня).

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, формирование собственного мнения и позиции, использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Время даром не теряем,

На вопросы отвечаем.

Не пройдёт наш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Улыбками поприветствуйте друг друга, пожелайте хорошего настроения.

– Я желаю, чтобы этот урок прошёл с пользой для всех и вы узнали что-то новое.

                     Проверка готовности к уроку, настрой на хорошую работу.  

- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте "Тетрадь для письма", доска для рисования, ручка и карандаши.

- Почему это важно? (чтобы был порядок, быстро найти нужный предмет, не тратить зря время)

- На протяжении урока с нами будет учиться Мудрая сова. Она приготовила для вас первое задание.

Формулирование проблемы.

слайд

. аяц

. верята

. везда

. ебра

. имушка

- Посмотрите внимательно на слайд. Какая буква пропущена во всех словах?

- Какое задание вы бы предложили выполнить с этими словами? (высказывания детей)

 - По какому признаку можно разделить эти слова на группы?  

Слайд - К какому из этих слов подходит схема: 

Актуализация опорных знаний. Формулирование задач урока, планирование.

- Сова знает, что с этой буквой мы уже знакомились на уроках чтения.

- Расскажите, что вы уже знаете об этой букве? (буква согласных звуков [з] и [з'])

Слайд   - Новое задание от мудрой Совы.

Правильно ли составлена характеристика этих звуков? (нет, это звуки звонкие, а не глухие)

формулирование  вывода: согласный, звонкий, может быть мягким или твёрдым.

Какая же тема нашего урока письма? (Письмо строчной буквы з )

Сформулируйте учебные задачи – чему должны научиться на уроке?

- Мы будем учиться писать строчную букву з, слоги и слова с этой буквой.

- Для чего все это вам нужно уметь?

Слайд - Сова предлагает  на уроке работать по такому плану:

З

За, зи

                                                  .

Озвучивание плана учащимися:

Научиться писать букву з.

Научиться писать слоги и  слова.

Работа над однокоренными словами.

Работа над  предложением.

Работа над новым материалом.

Слайд – посадка!!! Я тетрадь свою …..

Пальчиковая гимнастика.

Сравнение букв у и з. Знакомство с написанием буквы з. ( Работа в прописях с.12)
слайд -  Посмотрите внимательно на первую строку, сравните буквы и элемент, что у них общего? (петля внизу)
слайд – давайте учиться писать строчную букву з

-  Из каких элементов она состоит? Из  полуовала почти на всю рабочую строку, соединительной короткой линии, которая плавно переходит в линию с петлей внизу,

 - письмо в воздухе буквы з  - за анимацией;
- работа на индивидуальных  досках для письма;
- письмо буквы з в прописи – напишите букв на 1 больше, чем число 9.

Установка: ваши буквы должны соответствовать образцу: следите за наклоном, высотой и шириной буквы, следите за интервалом между буквами.

- Сравните свои буквы с образцом, подчеркните красным карандашом те буквы, которые соответствуют образцу.

- Возьмите волшебную линеечку с буквой П и  оцените правильность написания своих букв,  поставьте крестик, если большинство букв вы написали правильно – выше черточки, а если только несколько букв получились похожими на образец, то ниже черты.

- Обменяйтесь тетрадями, возьмите зеленую ручку и проверьте, как ваш сосед написал буквы. Если вы не согласны с подчеркнутыми буквами, возьмите их в зеленый овал. Возьмите шкалу соседа, если вы согласны со всеми буквами, которые подчеркнул сосед, возьмите его крестик в кружок, а если вы нашли буквы, которые неправильно подчеркнул сосед, то его крестик возьмите в треугольник.

Отмечаю на плане, что мы выполнили первый  пункт плана  (+)
3. Письмо соединений оз, за, зи.

Показ учителем на доске, письмо с комментированием.

Физкультминутка.

        Вы старались, вы писали

        и немножечко устали.

        Вверх поднимем наши ручки

        и дотянемся до тучки.

Гимнастика для глаз (упражнение «Бабочка»)

- глазки вправо

- влево

- вверх

- вниз

- поморгали, закрыли

Упражнение «Палец двоится»
4. Работа над загадкой.

- Послушайте внимательно загадку, о чем она?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (ответы детей)

Слайд с картинами зимы

- Выложите на партах звуковую модель этого слова.
- Проверьте себя по слайду.

- Встаньте, кто правильно составил схему.
- Давайте преобразуем звуковую модель в буквенную.

- Чем отличаются звуки от букв?

1 ученик диктует

- Разделите это слово на слоги, поставьте ударение.

Проверка по слайду. Назовите первый слог, второй. Какой слог ударный?

-Почему в этом слове два слога?

Отмечаю на плане, что мы выполнили второй пункт плана. (+)

- Сколько предложений в загадке, посмотрите на четверостишие. Как узнали?

Физминутка (под музыку)

Работа над однокоренными словами.

- Прочитайте слова, записанные жирным шрифтом (читает один ученик вслух)

- Сова предлагает найти слова с одинаковым корнем и записать их в  две группы.

- Что такое однокоренные слова? Что такое корень?

- Какие слова будут в первой группе? (однокоренные со словом зима) – назовите их (зимовал, зимний.)

Придумайте другие родственные слова с этим корнем (зимушка, зимовка).

- Какие слова относятся ко второй группе, имеющие одинаковый корень со словом мороз?

(морозный, морозил)

Придумайте другие родственные слова с этим корнем (морозец, заморозки).

Запись  слов по группам с комментированием, выделение корня, определение опасных мест  в  слове.

Сова предлагает поиграть в ассоциации со словом мороз (работа в парах).

 Мороз - это хорошо, потому что….

Мороз - это плохо, потому что…

Отмечаю на плане, что мы выполнили третий  пункт плана.(+)

Работа с предложением.

- Назовите признаки зимы и мороза.
Зима – самое холодное время года, следующее за осенью.
Мороз – низкая температура воздуха. Воздух низкой температуры
.

- Прочитайте предложение. Как вы понимаете эту пословицу? (В зимний холод всякий молод).

- Что надо помнить при записи предложения?

Запись предложения с комментированием.

- Подчеркните опасные места в предложении.

- Какая модель подходит к данному  предложению? – на доске прикреплены схемы.

      1.                 .

                                                                        .

                                                                                .

Отмечаю на плане, что мы выполнили четвертый  пункт плана.(+)

Групповая работа

Слайд - Переставить буквы так, чтобы получились слова. Какие слова подходят к схеме?

аокз – коза

аЛзи – Лиза

рзоа – роза

загла - глаза

Рефлексия

- Оцените свою работу на остальных волшебных линеечках по параметрам: Аккуратность, Старание, Трудность. (Обучающиеся оценивают себя  крестиком  на выбранной шкале.)

VI. Итог урока.

- Чему вы научились на уроке?

- За что себя можете похвалить?

- Над чем еще надо поработать?

- Какие задания вам понравились?

- Какие задания оказались трудными?

- Достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока?

- Я и Сова благодарим вас за работу на уроке – за старание, внимательность.

- Чью работу на уроке вы бы отметили?  

- Покажите смайлик, с каким настроением вы заканчиваете урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка в 1 классе на тему "Строчная буква "е" по системе "Перспективная начальная школа"

Данная презентация поможет учащимся быстро овладеть написанием строчной буквы "е". Этому способствуют эффективные методы и приёмы, применяемые на уроке. На уроке учителю отводится руководящая роль, а ...

Урок письма в 1 классе по теме "Строчная буква б". "Школа 2100"

В конспекте  указаны все этапы урока, задачи каждого этапа, а также методы и формы работы....

Урок: Письмо. Класс: 1. Тема: Строчная буква р.

Урок: Письмо. Класс: 1. Программа: Школа России. Тема: Строчная буква р....

Урок русского языка в 1 классе "Заглавная и строчная буква С,с"

Заглавная и строчная буква С,с. Наблюдение над однокоренными словами. Упражняться в чтении слов и предложении с буквами С, с;Учить работать в парах;Развивать фонематический слух, кругозор, речь, ...

Конспект урока по русскому языку 1 классе на тему "Строчная буква ф"

Письмо строчной буквы ф    Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Свой урок я старалась построить в соответствии с требованиями ФГОС. Я тщательно про...

Урок русского языка в 1 классе на тему "Строчная буква ш."

Цели:-уметь выполнять письмо строчной буквы ш;-писать слоги, слова с буквой ш;- развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, внимание, память, речьПланируемые результаты УУД:Предметные: пи...