Конспект факультативного занятия по русскому языку в 4 классе по теме Фразеологизмы- народная мудрость
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Бороденко Татьяна Владимировна

материал предназначен для проведения дополнительных занятий по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon русский язык 4 класс504.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курсы «Информационные технологии в деятельности учителя- предметника»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ№18» г. Нижневартовска

Фразеологизмы – народная мудрость.

Факультативное занятие по русскому языку в 4а классе

Об авторе

Ф.И.О - Бороденко Татьяна Владимировна                    

Образование – высшее

Специальность – учитель начальных классов  

Стаж работы по специальности – 32 года

Квалификационная категория – высшая

Награждена значком «Отличник народного образования»

Имеет звание «Ветеран труда»

За многолетний добросовестный труд награждена грамотой Главы города Нижневартовска, за активную работу по распространению передового опыта имеет Благодарность МУ « Центр развития образования  г. Нижневартовск»

Создала и апробировала программу литературного курса

« Проба пера».

Работы учеников, данного курса, печатались в сборнике «Маленькая муза» (2003-2007гг.), газете «Варта»(2011г.), дневнике нижневартовского школьника(2009г.), сборнике стихов «Мой Нижневартовск»(2012г.)

Работает по учебно-методическому комплексу «Гармония»

О работе учителя можно прочитать в журнале «Кто есть кто в российском образовании».

     


Конспект занятия.

Тема:  Фразеологизмы - народная мудрость.

Цель: Ознакомить учащихся с понятием фразеологизма, как устойчивого сочетания слов.

Задачи:

  1. Научить узнавать в речи фразеологизмы, умело их использовать, выяснить какую роль играют фразеологизмы в нашей речи.
  2. Развивать умение пользоваться фразеологизмами в собственной речи
  3. Пополнять словарный запас учащихся

Оборудование: карточки со словами, индивидуальный раздаточный материал для логических упражнений, мультимедийная аппаратура, карточки для индивидуальной работы, словари.

Ход урока

  1. 1.Орг. момент.

Пусть мы с вами ещё не знакомы,

Но, надеюсь, друг друга поймём,

А помогут нам в этом знания,

Которые мы на уроке найдём

  1. 2.Изучение нового материала

 - Начинаем наш занятие. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте, вас ждёт успех!

- Все вам было понятно в моем пожелании? Значит, как мы будем работать?

  1. Зарубите себе на носу – запоминать
  2. Работать, засучив рукава – усердно работать
  3. Не падайте духом – не унывать в случае неудачи
  4. Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно

- А кто знает, что это за необычные выражения?

- А как они называются?

- Давайте вместе прочитаем:

 

Заруби себе на носу

Фра

-Догадались?

Засучив рукава

зеоло

 

Возьми себя в руки

гиз

Не падайте духом

мы

- Какова тема нашего занятия?

Фразеологизмы

-

- Зачем нам нужно изучать фразеологизмы? (Для яркости речи, для выразительности, они помогают говорить метко и кратко, способствуют развитию логического мышления)

- А что же такое фразеологизмы? (варианты детей)

- Всё это ваши предположения. А кто из вас более точно определил, что такое фразеологизмы, мы узнаем после того, как проиграем сказку.

- Любите сказки?

- Эта сказка вам подскажет, что же такое фразеологизмы.

- Будьте внимательны!

- Для игры мне нужно 3 человека.

- Каждый из вас - слово.

водой

не

разольёшь

« Старые люди рассказывают, что в древнем государстве встречались бродячие слова. Словно тени слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное, они никак не могли встретить друзей. Но однажды по стране прошёл слух, что в царстве- государстве появился волшебник, который всех одиноких и несчастных делает счастливыми. Со всех сторон съехались разные слова в этот город. Очень им хотелось найти друзей. Волшебник выстроил эти слова в определённом порядке, и повелел им друг друга величать братьями, никогда не терять друг друга, держаться крепко за руки. И, приняв клятву верности, друг другу, стали называться фразеологизмами».

- Прочитайте, какой фразеологизм получился.

  1. Водой не разольёшь

- Что обозначает этот фразеологизм?(очень дружно)

-Это выражение появилось очень давно. И вот с чем оно связано. Как известно, бык в стаде должен быть один. Когда появляется ещё один бык, сразу между ними завязывается драка. В эту минуту к быкам лучше было не подходить. Они могли легко поранить пастуха. Так вот пастухи придумали разливать водой дерущихся быков. Пока огорошенные быки приходили в себя, их разводили в разные стороны. Вот с тех пор выражение « водой не разольёшь» говорит о том, что кто-то крепко связан, просто как быки во время драки рогами. Позже стали так говорить о больших друзьях.

-Есть ли в вашем классе ребята, о которых можно сказать водой не разольёшь?

-Хотите ещё поиграть?

как

с

гуся

вода

- По моей команде попробуйте сами выстроиться в определённом порядке.

- Какой фразеологизм получился?

  1. Как с гуся вода

- Что обозначает? (ему или ей всё нипочём).

- Раньше больных детей обливали наговорной водой и приговаривали: «Как с гуся вода уйди болезнь худоба с нашего дитя», и верили, что всякие болезни с их дочери или сына уйдут так же быстро, как стекает вода с гусиного оперения, так как перья водоплавающих птиц смазаны жиром, и поэтому вода не смачивает перья, а скатывается по жиру.

-А сейчас я усложню задание. дам одно лишнее слово.

-Нужно 5 человек

тянуть

за

голова

хвост

кота

-Ребята, помните ,что слова стоят в определённом порядке, лишних не должно быть. Может кто-то сразу целиком его вспомнит?

-Какой фразеологизм получился?

  1. тянуть кота за хвост

- Что обозначает? (надолго затягивать какое-либо дело)

-Как вы думаете, что это такое?

-Вы поняли ,что такое фразеологизмы?

  1. Устойчивые сочетания слов

  1. Нельзя заменять слова и менять их местами

  1. Извлекаются из памяти целиком

- В русском языке насчитывается  несколько десятков тысяч фразеологизмов, но  к сожалению  в речи мы их используем очень мало, ограниченно.

- А откуда мы можем узнать о фразеологизмах?( книги, кино, телевидение, от старших, из словарей)

-Сами фразеологизмы, их значение, историю происхождения мы можем узнать вот из этих словарей (выставка, слайд). А также в интернете  www. grammar.ru.

- В речи мы употребляем фразеологизмы даже не замечая этого. Так и случилось с ребятами. Послушайте истории.

  1. «Четырёхлетняя Светлана спросила у мамы:

- Скоро ли наступит лето?

- Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

           Светлана стала как-то странно оглядываться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет»

-А бывает еще и так, (про нос)

  1. «Мама говорит своей дочери после долгой разлуки:

- Как ты похудела, Надюша, один нос остался!

-А разве, мама, у меня было два носа?»

-Какие фразеологизмы вы услышали?

  1. оглянуться не успела
  2. только один нос остался

-Каким одним словом можно заменить? (быстро, похудела)

 -Эти и другие фразеологизмы нам рассказал К.И.Чуковский в  книге «От двух до пяти»(показать книгу)

-Хотите узнать, какие ещё фразеологизмы есть в русском языке?

-Давайте поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе:

  1. «Вместе не трудно,
    вместе не тесно,
    вместе легко
    и всегда интересно!»
  1. Говорим вежливо, называем собеседников по имени,
    говорим по очереди, не перебивая друг друга, говорим  вполголоса,
    внимательно слушаем, четко высказываем свое мнение,
    соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника.

Каждой группе я даю карточки, на которых записаны слова. - Вам нужно составить фразеологизмы

1    как

две

капли

воды

2     как

свои

пять

пальцев

3     зарубить

себе

на

носу

4     искры

из

глаз

сыпется

-Группы готовы?

Представитель от группы читает, а участники других  групп  объясняют значение.

В других странах тоже есть фразеологизмы.

1.Англичане говорят- похожи как две горошины

   Шведы - как две ягоды

   Немцы - как яйцо и яйцо

2.Англичане - знаю как кисть своей руки

   Французы -  знаю как собственный карман

3.Немцы – надо записать себе за ушами

   Французы – надо вбить себе в голову

4.Англичане после случившегося видят звёзды

   Французы – 36 подсвечников.

                Физминутка  ( деление на группы)

-А сейчас отдохнём.

 Игра « Покажи у себя»

  1. -Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.
  2. - Его вешают в унынии,
  3. Его задирают, зазнаваясь,
  4. Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)

Не цветы, а вянут,

Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,

Не бельё, а их развешивают.(уши)

  1. -Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить,
  2. Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,
  3. Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)

Они могут разбегаться в разные стороны,

В них пускают пыль, если хотят обмануть,

Их можно сделать большими от удивления.(глаза)

(Отгадки написаны на карточках)

- Ребята, нужно найти только одну карточку.

- У кого на карточке слово глаза?

- Ваш стол №1

(Так же со словами язык, уши).

- Подойдите к своим столам.

- А сейчас выполним физминутку.

 - Выполняем упражнения для глаз( на перчатках кружки, я вожу руками, дети следят глазами)

- Теперь упражнение для ушей

«Ухо правое вперёд, а потом его назад,

 а потом опять вперёд, и немного потрясём,

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваемся в круге

И в ладоши хлопаем вот так 1,2,3.

Ухо левое вперёд, а потом его назад,

 а потом опять вперёд, и немного потрясём,

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваемся в круге

И в ладоши хлопаем вот так 1,2,3.»

- Отдохнули, ребята, садитесь, посмотрите на состав вашей новой группы.

-Ну а теперь засучите рукава и мотайте на ус.

Каждому участнику группы даётся карточка с фразеологизмами и свободными словосочетаниями. Вам нужно в тетрадь выписать только фразеологизмы.

Не вешать нос

голубые глаза

проглотил  язык

 красный нос

с глазу на глаз

больной язык

остаться с носом

узкие глаза

тянуть за язык

курносый нос

красивенькие глазки

большой язык

клевать носом

хоть глаз выколи

хорошо подвешен язык

нос картошкой

хлопать глазами

розовый язык

Проверка работ учащихся. Представитель группы называет и даёт объяснение. На слайде появляются эти фразеологизмы.

-Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас будете работать коллективно в группе. Вам нужно на карточках выбрать фразеологизм, который по значению не подходит к другим, то есть найти  четвёртый лишний. В прямоугольник вписывайте букву под которым лишний фразеологизм записан. Задание сложное, поэтому сначала советуйтесь с членами вашей команды, а потом кто-то один будет записывать буквы в прямоугольник

  Тест « Четвертый лишний»

  1. а) как сельдей в бочке
  2. б) кот наплакал
  3. г) повернуться негде
  4. д.) яблоку негде упасть

  1. р) никуда не годится
  2. л) все как на подбор
  3. н) один к одному
  4. м) молодец к молодцу

  1. п) на краю света
  2. с) за тридевять земель
  3. т) не ближний свет
  4. а) рукой подать

  1. е) на всех парусах
  2. ж) в мгновение ока
  3. в) черепашьим шагом
  4. з) во весь дух

  1. о) сложа руки
  2. к) засучив рукава
  3. ф) не покладая рук
  4. ц) работать рука об руку

браво

-Что получилось в прямоугольнике?

-Встаньте у кого получилось слово браво.

-Вы молодцы, вам за работу ставлю 5.

-Вот и подошёл к концу наш урок.

-Что нового вы узнали?

-Что такое фразеологизмы?

-Какие фразеологизмы запомнили?

-Дома я  предлагаю вам самим найти фразеологизмы, в которых встречаются названия животных.

-А сейчас давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами.

-На столах у вас лежат воздушные шарики. Выберите шарик с таким фразеологизмом, который  больше подходит к вашей работе.

Я пришла к вам как снег на голову, но вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в  дальнейшей учёбе ни пуха ни пера,  в добрый час!


Дополнительный материал

  1. Конкурс «Фразеологический зверинец»

Вывешивается таблица с изображением зверей: вороны, собаки в будке,
курей, лошади, свиньи в болоте, медведя, волка, зайца.
Задание: припомните не менее двух образных выражений с названием
каждого изображенного здесь зверя и птицы.
Ответы:

Волком смотреть на кого-либо,  волчий аппетит;

Заячья душа,  ехать зайцем;
Медведь на ухо наступил,  медвежья услуга;
Не в коня корм,  работать как лошадь;
Свинья под дубом,  посади свинью за стол;
Собака на сене,  собачий холод;
Денег куры не клюют,  куриная память;
Ворон считать,  пуганая ворона;
Гусь лапчатый,  гусь свинье не товарищ

  1. Загадки — складки 
     1. Дружнее этих двух ребят
    На свете не найдешь.
    О них обычно говорят:
    Водой... (Не разольешь).
    2.  Мы исходили городок
    Буквально вдоль... (И поперек).
    И так устали мы в дороге,
    Что еле...(Волочили ноги).
     3. Товарищ твой просит украдкой
    Ответы списать из тетрадки .
    Не надо ~ Ведь этим ты другу
    Окажешь... (Медвежью услугу).
     4. Фальшивят, путают слова,
    Поют кто в лес, ... (Кто по дрова).
    Ребята слушать их не станут:
    От этой песни уши ... (Вянут).
  2. Конкурс «Лицедеи»

По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Прикусить язык.

Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Зарубить на носу.

Ломать голову.

В рот воды набрал.

  1. . «На загадку дай отгадку».
  1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
  2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
  3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
  4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
  5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
  6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)
  1. .«Я начну, а ты продолжи»
  1. На все руки (мастер).
  2. Сесть в (колошу).
  3. Бить (баклуши).
  4. Держать язык (за зубами).
  5. Прочитал книгу (от корки до корку).
  6. Куда глаза (глядят).и т.д.
  7. Нарисовать в графическом редакторе PAINT рисунок к фразеологизмам.
  1. Курам на смех.
  2. Дуться как мышь на крупу.
  3. Комар носа не подточит.
  4. Медведь на ухо наступил.
  5. Крутиться как белка в колесе.
  6. Писать как курица лапой.
  7. Гнаться за двумя зайцами.
  8. Ворона в павлиньих перьях.
  9. Как с гуся вода.
  10. Кот наплакал.
  1. Активизация фразеологизмов в речи детей.

А сейчас замените фразеологизмы, подходящими по смыслу выражениями.

1) Ничего страшного не случилось, и нечего тебе нос вешать, пойдешь в кино завтра, - сказала мальчику мама.

2) Уже две недели ты водишь меня за нос: обещал достать нужную книгу, а ее все нет и нет.

3) Сейчас, когда нужны были настоящие знания, Петя ругал себя за то, что считал ворон на уроках.

4) Когда Игорь рассказывает свои невероятные истории, у мальчишек глаза на лоб лезут.

5) В этом матче игроки нашей команды держали ухо востро: они понимали, что соперник очень сильный.

6) Вчера Саша краем уха слышал, что ученики идут на экскурсию в музей.

7) Когда ты завтра утром встанешь?
- Очень рано. У меня дел по горло.

8) Заруби себе на носу, перед едой всегда надо мыть руки.

9) До лета рукой подать, и нужно подумать, где мы будем отдыхать



     не        покладая          рук

держал

ушки на макушке

засучив рукава

   бить баклуши

мотал    на ус

сложа руки

считал ворон

сложа руки

спустя рукава

смотрел       во все глаза

мотал    на ус

   бить баклуши

засучив рукава

работал до седьмого пота

ловил мух

держал

ушки на макушке

     не        покладая          рук

Курсы «Информационные технологии в деятельности учителя предметника»