Урок развития речи "Отчего их так называют?"
материал по русскому языку (3 класс) по теме

Романцова Галина Петровна

Это урок, на котором дети задумываюся, откуда появляются названия в живой природе, учатся проявлять любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchego_ih_tak_nazyvayut.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         3  КЛАСС.

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с историей названий животных и растений, развивать любознательность, речь, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентации о растениях и животных или картинки с

изображением животных и растений, кроссворд в форме рыбы, печатные тексты детям, аудиозапись «Лесные звуки» и «Разговор 2 рыб», «дерево», картинки птиц.

                                ХОД УРОКА:

  1. Организация класса. Цели урока.

Есть на земле два царства, которые не воюют между собой, не могут обойтись одно без другого. Они живут на одной территории и всё у них общее. Это царство животных – ФАУНА. И царство растений – ФЛОРА. Мы тоже живём рядом с ними и должны их уважать, жить с ними в мире и согласии и стараться узнать о них больше. Вот сегодня мы и узнаем: отчего их так называют? Как произошли названия животных и растений.

  1. Легенда рассказывает нам о том, что богиня растений ФЛОРА отправилась будить СОЛНЦЕ, чтобы услышать пение птиц, полюбоваться зеленью трав, деревьев, разукрасить землю цветами. Солнце вместе с богиней радуги ИРИДОЙ спустилось на землю. И ФЛОРА принялась за работу. Она смешивала золотистые лучи солнца с яркими красками радуги и разбрасывала их по земле. Земля покрылась цветами…

       Цветы, как люди на добро щедры,

      И, щедро нежность людям отдавая,

     Они цветут, сердца обогревая,

     Как маленькие тёплые костры (К.Жанэ).

      - Сейчас я буду читать вам стихи, а вы угадаете, о каком цветке идёт речь. Подберём ему имя прилагательное, составим словосочетание.

( Показ презентации «Цветы»).

- Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка

Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик – с/с лёгкий одуванчик).

- Эй, звоночки, синий цвет

С язычком, а звону нет.  (Колокольчик – с/с звонкий колокольчик).

- У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник – с/с нежный подснежник).

- Белый, с жёлтой сердцевинкою,

Как похож он на сосуд,

А зовут цветок…кувшинкою

Очень правильно зовут. (с/с Белая кувшинка).

- Разберём по составу: подснежник, кувшинка. Составим предложения с этими словосочетаниями.

Белая кувшинка просыпается с первыми лучами солнца.

Лёгкий одуванчик растёт у дорог.

С приходом весны распускаются первые подснежники.

Летом цветут синие звонкие колокольчики.

- Отчего же так назвали эти растения? А какую исследовательскую работу провели вы? О каких названиях растений узнали?

- АСТРА – греческое слово и обозначает «звезда».Его лепестки похожи на лучи звезды.

- ГЛАДИОЛУС – пришелец из Южной Африки. Своё название он получил за сходство с клинком грозного оружия (меч, шпага).

- ГВОЗДИКА – название цветку дано за сходство с деревянными гвоздиками. Существует и другое толкование: гвоздику так назвали за острый запах, напоминающий аромат пряности.

ХРИЗАНТЕМЫ – по происхождению слово «хризантема» греческое и означает «золотой цветок». В Японии и Китае есть легенда, что хризантема произошла от солнца. В Японии её так и называют – цветок солнца.

НЕЗАБУДКА- лат. Название переводится как мышиное ушко – на него похожи ворсистые цветочки Об этом цветке сложено много легенд.

-А сейчас поговорим о грибах и ответим на вопрос, отчего же их так назвали.

- Он в осиннике родится.

Как в траве не притаится,

Всё равно его найдём,

Шляпка красная на нём (подосиновик).

- Лета первая примета:

Под берёзой, в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке (подберёзовик).

- Нет грибов дружней, ,чем эти,-

Знают взрослые и дети –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (опята).

     

Ф  И  З  М  И  Н  У  Т  К  А ( пение птиц, лесные звуки).      

                                     

  1. – Как вы уже догадались, мы поговорим о птицах. На доске написаны названия птиц: ЛЫСУХА, КАНАРЕЙКА, ПИЩУХА. Я прочту вам характеристики птиц, а вы должны догадаться, по какому признаку птицы получили своё название.

По стволу дерева быстро передвигается маленькая серая птичка. На пути она обшаривает каждую щёлку, вытаскивая оттуда насекомых и личинок. При этом она тихонько попискивает.

Эту птицу вы можете увидеть только в клетках. Она прижилась у человека и платит ему чудесным пением. Родина птицы – Канарские острова, недалеко от берегов Африки. Оттуда птицу привезли к нам, в Европу.

Вот выплывает из камыша чёрная птица. Медлительная, ленивая. Ростом с утку. На лбу у неё блестит кожистая пластинка, поэтому издали птица кажется лысой. А в нашей области её ещё называют чиновник (чёрное оперение и пластинка похожа на кокарду фуражки).

-А сейчас вас ждут загадки о птицах. Мы будем разгадывать их, и украшать наше «деревце» птицами.

Спиною зеленовата,

Животом желтовата,

И полоска шарфика (СИНИЧКА – назвали за мелодичный посвист «син- син»).

Какая птица в лесу обитает,

Своё имя называет? (КУКУШКА – произносит «ку –ку»)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки,

Ведь это…(СНЕГИРИ – от слова снег, прилетают, когда уже снег).

- Есть такая птица КОЗОДОЙ. Неужели он умеет доить коз? Да нет! Днём птичка скрывается, а вечером, когда стада возвращаются домой, птичка тут как тут, ведь около скота всегда много мошкары. Значит, как же ещё дают названия (по повадкам, поведению птицы, пению, внешнему виду).

(Презентация или показ картинок)

- А сейчас вы сами попробуете угадать, почему же так назвали птиц.

Зеленушка – зеленоватое оперение; сорока – белобока – белые бока; мухоловка – ловит мух на лету; горихвостка – красный хвост и он подрагивает, будто горит; павлин – от франц. слова  «павильон» - шатёр, надхвостье похоже на шатёр.

  1. – А теперь поговорим о рыбах. Давайте послушаем разговор двух рыб-

подкаменщика и подлещика.

Аудиозапись:

- Слушай, подлещик, почему тебя так назвали?

- Потому что я ещё маленький, а вырасту – лещом стану!

- Меня вот подкаменщиком зову, так что же я камнем должен стать?

- Вопрос: кто из рыб не прав?

( Подлещик не прав. Он не станет лещом, так как это разные рыбы, хотя внешне они похожи.  Он назван так,  потому что местом жительства выбрал камень и прячется под ним).

                                                Кроссворд( в форме рыбы):

  1. Эта рыба похожа на змею, длинная и гибкая, извивается всем телом.
  2. А эта рыба любит песчаное дно, роется в песке, выискивает себе пищу.
  3. Эта рыба своими колючками защищается от врагов, за это и получила своё имя.
  4. Стройны, быстры и в воде серебристы.
  1. Вьюн, 2. пескарь , 3. колюшка,  4. плотва).

РАБОТА   НАД  ТЕКСТОМ (найти и подчеркнуть названия плотвы).

  Плотвицы совсем как ласточки: стройны, непоседливы. Но  цветом они на ласточек не похожи. В воде плотвицы кажутся серыми, и рыбаки их называют серянками или краснопёрками – за красные плавнички.

   Плотвицы всегда в движении. То серыми тенями шныряют между водорослей, то разом взметнут, блеснут, как солнечные зайчики. За этот блеск плотву зовут серебрянкой.

   Есть у плотвы ещё имя – красноглазка, за красные глаза.

   Но будь моя воля, дал бы я плотвицам ещё имя – водяная ласточка.  

                                                       (Н.Сладков «Пятое имя»).

  1. Рефлексия. Оценки за урок.

- В течение всего урока мы отвечали с вами на вопрос: отчего их так называют? Узнали много интересного о мире флоры и фауны. И в заключении урока я хочу прочитать вам стихотворение Л.Кондрашенко

«Почему?»

Почему стоят швейцары

В ресторанах у дверей?

Разве плохо дедам старым

Там, в Швейцарии своей?

Почему не подстригает

Детвору проворный стриж?

А весь день себе летает,

Ловит мошек возле крыш?

Почему же коз не доит

Знаменитый козодой?

Вот о чём, пожалуй стоит

Поразмыслить нам с тобой!

Почему ужом назвали

Сторожила здешних луж?

Никого ведь не ужалил

Безобидный чёрный уж!

Люди попросту не знают –

Вот попробуй, объясни,-

Почему же не линяют

От воды в реке лини?

Нет, не зря всё так назвали,-

Сам подумай и пойми,-

Чтобы мы с тобою стали

ЛЮБОПЫТНЫМИ ЛЮДЬМИ.

-Я хочу, чтобы вы всегда задавали себе вопросы: отчего, почему? И были пытливыми и любознательными!

               ЛИТЕРАТУРА:

1.Русский язык. Лексика. Составитель Менькова Е.В. 

Издательско-торговый дом «Корифей», Волгоград, 2006г.

2.Русский язык.Волина В.В.

ТОО «Издательство АРГО», Екатеринбург, 1996г.

3.Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»

«Вако», Москва,2004г.

                                                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.

В материале отражены особенности эмоционального  развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...

Школа раннего развития (Уроки развития речи)

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком.Все родители хотят,чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе,учились легко и с интересом.Курс "Развитие речи дошкольников" расчитан на 46 ...

Открытый урок по ритмике в 1 классе Тема урока: «Развитие координации в уроке ритмики»

Тема урока: «Развитие координации в уроке классического танца»Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений....