Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока русского языка  составлен  к УМК  "Начальная школа XXI века " под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

К конспекту прилагается презентация. Данный материал может быть полезным при подготовке и проведении урока по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yayka_nasibova_l.a.zip597.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Горный Краснопартизанского района Саратовской области»

Конспект урока русского языка в 4 классе с использованием ИКТ.

Тема урока  «Имя числительное»

Составила учитель начальных классов

Насибова Людмила Александровна.

Конспект урока русского языка в 4 классе с использованием ИКТ.

Учитель начальных классов МОУ  «СОШ п.Горный» – Насибова Багиля Аясбаевна

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Имя числительное».

Класс: 4. Программа «Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Образовательное учреждение: «МОУ средняя общеобразовательная школа

п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области».

Авторский медиапродукт: презентация (среда POWER POINT).

Дидактическое обоснование

Урок разработан в свете ФГОС НОО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 4 классе.

Система учебников «Начальная школа ХХI века».

Тема урока: «Имя числительное».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.

Методические задачи урока:

Предметные:

подвести  учащихся к «открытию» и  осознанному пониманию понятия  «числительное как части речи», «виды числительного»; «роль в жизни», «употребление в речи».

формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи;

Метапредметные.

Развивать:  УУД учащихся;

 психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции(сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать в паре, группе, индивидуально.

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-развивать  уважение и интерес к русскому языку, истории страны.

Основные дидактические методы:  деятельностный,

проблемный, исследовательский, практический;

 методы и приемы технологии развития критического мышления.

Форма организации познавательной деятельности:

 индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.

Место данного урока в системе уроков по теме:

первый урок по теме «Имя числительное».

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.

Учебные пособия: Русский язык:4класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/С.В.Иванов и др. –М.: Вентана - Граф, 2011.-176 с.: ил.-(Начальная школа ХХI века), толковый  словарь С.Ожегова.

Используемое оборудование: ПК, проектор, экран.

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:  майл. ру -картинки

Технологическая карта урока

 

Части урока

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Содержание

Речевая разминка.

- Здравствуйте, ребята!

- Настроение каково?  

- Во!

- Все такого мнения?

- Все без исключения!

- Может вы уже устали?

- Мы таких с собой не брали.

- Может ляжем отдохнём?

- Лучше мы урок начнём! Начнём урок.

 -Откройте учебник на странице 76.Обратимся к уроку №100.

-Какую важную  информацию об уроке вы  видите?

(Видим  название раздела учебника, темы урока , находим формулировку языкового закона, видим знакомые условные знаки).

-Какова тема урока? Прочитайте.

- В каком разделе помещен урок? Слайд №2

-Что мы изучаем в данном разделе?

-Вспомните, изучалась ли данная тема раньше?

- Ребята, а хотите узнать об имени числительном?

- Открываем тетради, записываем число и вид работы.

Деятельность учителя

Организация обучающихся, включение в работу. Способствие к озвучиванию темы урока.

Деятельность обучающихся

Подготовка к  восприятию нового материала. Включение в деловой ритм.

Универсальные действия

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД:  целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение вести диалог, с точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

Части урока

2.Актуализация знаний.

Содержание

Предлагаю прочитать пословицу на слайде № 3

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Как понимаете пословицу, когда так говорят? А к нашему уроку можно отнести эту пословицу?

Выполните моё задание – подчеркните орфограммы.

-А какое задание сможете вы предложить к пословице? (Назвать части речи, заменить знак в конце пословицы и прочитать с нужной интонацией).Задания выполняются.

- Что вы заметили, выполняя задания? ( Остались некоторые  слова  без «внимания»). Почему? ( Не определились к какой части речи их отнести).

- Ребята, как вы думаете, что нам нужно для этого сделать?

 Выход из положения?.-  Воспользоваться справочником, постараться найти нужную информацию. Пополнить свои знания новой информацией.

Деятельность учителя

Актуализация знаний обучающихся, определение  их уровня знаний, выявление пробелов в знаниях обучающихся.

Деятельность обучающихся

об   Повторение изученного материала. Тренировочные упражнения, развитие мыслительных операций и учебных навыков.

Универсальные действия

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение.

Логические универсальные действия: анализ материала; выбор оснований для

составления задания.

Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и

нахождение пути решения проблемы.

Части урока

  3. Постановка учебной задачи.

Содержание

Предлагаю выполнить упражнение из рубрики « Давай подумаем» на странице 76 в учебнике.

- Какие слова вы не выписали? Почему? Работа со слайдами №4-6

Деятельность учителя

Создание проблемной ситуации.

Деятельность обучающихся

Наблюдение над языковым материалом, фиксация недостатка знаний, озвучивание, уточнение темы урока.

Универсальные действия

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение познавательной цели.

Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

Части урока

 4. Построение проекта выхода из затруднения.

Содержание

Фронтальная работа  подпишите картинки, указывая их количество.

Слайды № 7-11 – Как вы записали? Как ещё можно записать? Что обозначают эти слова? Что ещё их объединяет? (Количество предметов, задаём один вопрос к слову).

- Подумайте, где вы ещё используете эти слова?  (При счёте предметов, при наборе номера телефона).

- Давайте посчитаем  сколько учеников  сидят в первом ряду? Что объединяет эти слова? ( Отвечают на один вопрос -  сколько?)

- Скажите, как вы определяете число игроков во время игры? ( с помощью расчёта).

- Покажите это  с ребятами второго ряда. Один ученик демонстрирует.

( Первый, второй, третий и т.д.).

- А что объединяет эти слова? (Они отвечают на вопрос какой?)

- Что их отличает от слов первой группы? (Первые слова называют количество, вторые порядок предметов).

- Теперь попробуем сформулировать правило об этих словах. Групповая работа. Работа с карточками. Слайд № 12  Читаем, формулировки учащихся и сравниваем с правилами в учебнике на с. 76. Слайд № 13- 15

Физминутка.

 - В чём разница между числом и цифрой? Уточним по словарю.

Число - понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт.

Цифра – знак, обозначающий число.

                                                                         (толковый словарь С.Ожегова)

Деятельность учителя

Организация учащихся на исследование проблемных ситуаций.

Деятельность обучающихся

Выполнение заданий. Составление памятки, подводящей к определению понятия части речи, озвучивание понятия. Углубление понятий: «Количественные и порядковые числительные».

Универсальные действия

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.

Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные УУД : сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Части урока

   5.Первичное закрепление

Содержание

Самостоятельная работа. – Первое задание -Упражнение №1 на с. 77. Взаимопроверка.

- Расскажите определение  по выполненному заданию.

Второе задание - Употребление числительных в письменной речи.

-Вставь  в предложения подходящие по смыслу сочетания слов с числительными Числительные запиши словами:  1) Юрий Гагарин - … .   2) … - Международный женский день. 3) В феврале месяце … .  4) В нашем классе  … учеников. 5) …  поздравляют ветеранов с Днём Победы. (Фронтальная проверка)

Деятельность учителя

Установление осознанного восприятия. Обобщение.

Деятельность обучающихся

Решение типового задания.

Усвоение нового правила, формирование практических навыков..

Универсальные действия

Регулятивные УУД: контроль, оценка.

Коммуникативные УУД: сотрудничество.

Познавательные УУД: общеучебные – логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

Части урока

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Содержание

Выполняется упражнения № 2 с 77 и упр. № 4 с.78-79. Проверка выполненного задания по эталону.

Слайды №16-19

Рубрика «Это интересно!» Слайд № 20 - 21

Работа с фразеологизмами и пословицами.

-Где мы используем числительные? 

(На карточках записаны фразеологизмы и пословицы, прикреплены к доске).

1) на седьмом небе;

2) Одна пчела немного мёду натаскает.

3) с пятого на десятое;

4) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

5) Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.

6) как свои пять пальцев;

- Прочитайте выражения. Как они называются? (Фразеологизмы; пословицы)

- Что такое фразеологизмы? Пословицы?

(Фразеологизмы – это устойчивые выражения в переносном значении.

Пословицы – предложения, в которых заключена народная мудрость).

- Объясним смысл выражений.

Деятельность учителя

Организует работу детей по применению новых знаний. (Имя числительное, количественные и порядковые, соответствующие вопросы)

Деятельность обучающихся

Выполнение самостоятельной работы. Самопроверка  с использованием эталона.

Универсальные действия

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: самоопределение.

Части урока

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Содержание

Домашнее задание. Задание  упражнение №3 с. 78, правило.

 Обобщение. Слайд № 22  

  Рефлексия. Составление синквейна. Слайд №23 Пример синквейна.

 Имя числительное

Порядковое, количественное.

Записываем, считаем, называем.

Число, количество, порядок

Счёт!

(Слайд №24  Использованные источники)

Деятельность учителя

Организация обобщения темы урока и рефлексии.

Деятельность обучающихся

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Универсальные действия

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вести диалог, слушать учителя, одноклассников.

Познавательные УУД: рефлексия.

Личностные УУД: смыслообрзование

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Презентация к конспекту урока русского языка 4 класс по теме "Составление плана текста"

Презентация к уроку русский язык 4 класс. Образовательная программа "Школа 21 века"...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...