Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка,  3класс, программа "Планета знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 25»

Открытый урок

по русскому языку

в 3 классе

по тема:

 Склонение имен существительных (1 урок)

           Учитель:

Спиридонова

 Татьяна Васильевна

городской округ Балашиха,  2012 год

Тема: Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных.

Цели:

Образовательная:

- отличать имена существительные от других частей речи;

- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных;

- связь падежей с членами предложения (дополнение, подлежащее).

Развивающая:

- умение общаться, вести диалог;

- умение занять активную деятельную позицию на уроке;

- умение работать с различными источниками информации;

- умение делать выбор заданий в зоне своего «ближайшего» развития;

- учить учиться целеполаганию.

Воспитательная:

- формирование учебной мотивации, самооценки, любви к природе.

Методы обучения:

Модель урока – «Знаю, но не всё; хотел бы изучать - узнал».

  1. Моделирование урока с использованием коммуникативных и проблемно-поисковых технологий ( построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных источников информации).

Ведущий метод:

  1. Общение (общение в содружестве, учебный долог, совместный поск решения проблемных ситуаций).

Средства обучения:

  1. Л.Я. Желтовская «Русский язык» Учебник 3 класса, часть 2.
  2. Ребусы. Загадки. Тест. Карточки.

ХОД УРОКА

I ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

  1. Чистописание.

- Ребята, тему урока вы скажете, я думаю, сами после выполнения чистописания.

На доске буквы: И Р Д В Т?

- Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, находится на листе вопросительного знака.

- Какая это буква? Обоснуйте свой ответ.

                           ( П , т.к. это буква название падежа)

-Дайте характеристику звуку «П».

                      ( согл., тв. и мягк., парн., глухой)

- Избегайте ошибок, которые встречаются при написании этой буквы.

( в ней две горизонтальные линии с закруглением внизу,

Вверху строго горизонтальная линия с закруглением)

- Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца.

Пп  Ппп    Пппп Ппп… ….

- Подчеркните самые удавшиеся буквы.

  1. Целеполагание.

- Как вы думаете, почему мы начали урок с названия падежей имен существительных?

(говорят тему)

- На предыдущих уроках мы с вами составляли ряд вопросов, на которые вы хотели бы получить ответ по этой теме.

- На  некоторый из них вы уже можете дать ответ.

(Читают по таблице).

-Что называют склонением имен существительных?

- Сколько падежей в русском языке?

- А что знаете про количество падежей в других странах?

(Финляндия-15, Венгрия-22, Китай- нет)

- На какие вопросы отвечают?

- В каком падеже у существительных нет предлогов?

(на этот вопрос вы получили ответ дома, выполняя домашнее задание)

- Сегодня попытаемся дать ответ на некоторые следующие вопросы.

II ОСНОВНОЙ ЭТАП

  1. /Повторение слов/

- Отгадайте ребус                                                           ( 1. Фонарь, 2.Изба)

                  ББ

             Б           Б

          Б                  Б

                  ББ

      Б                           Б

  Б                                    Б        


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

- Просклоняйте по выбору одно из слов.

( 2 ученика - за доской).  С/Р детей в тетради.

-Проверка.

- Какого рода существительное «фонарь»? «изба»?

- Одинаковые ли  окончания у имен существительных мужского и женского рода при склонении?

2. Повторение определение падежей существительных в предложении.

-Послушайте загадку. Отгадайте.

Мчит позёмка над землёй,

Месяц движется второй.

(февраль)

- Запишите это предложение с комментированием.

- Назовите существительные.

- Как определить падеж существительного в предложении?

- Определите падеж.

3.Физкультминутка.

Встали. Отдохнем играя.

Я буду называть слова – разные части речи.

Если я назову существительное ж. рода – присядут девочки,

если м. рода – присядут мальчики,

если с. рода – хлопок,

если другую часть речи – наклон.

Приготовились:

Дочь, перо, ключ, полночь, ,добрая, отзывчивая, плащ, луч, рожь, сыч, задумались, пять, мелочь, молчание, метро, стриж.

- Кто внимательный, на какое право вы приседали?

(правописание шипящих на конце существительных)

- В словах для девочек или мальчиков вы написали бы мягкий знак?

4. Разноуровневые задания. Проблема.

1) – Как вы думаете, есть ли какая взаимосвязь между падежами и членами предложения? Попробуйте найти ответ.

2) – Пододвиньте листок с карточками. Вы помните, что карточка № 3 с заданием повышенной сложности. Выберите любую карточку. Прочитайте задание, выполните в тетради и устно подготовьте ответ на вопросы.

         №1

           № 2

              № 3

  1. Запиши предложения в тетрадь, вставь пропущенные орфограммы. Определи падеж существительных.

Брат…я сеяли пшеницу. Да в…зли в град-столицу.

Вот к…нек  хв…стом м…хнул.

  1. Открой учебник на странице 86.

Выполни р. 23

  1. Открой учебник на странице 88.

Из упражнения 28 выпиши 3 предложения (по выбору).

Над существительными поставь падеж.

3) Работа детей ( С/р.)

4) Проверка. (читаю вопросы в карточке)

- 1 сказка « Конек - горбунек». П. Ершов.

- 2 сказка «Кот в сапогах». Ш. Перо.

- 3 сказка «Аленький цветочек». С. Аксаков.

- Какие это сказки?  (литературные).

- Какие правила повторили, когда вставляли орфограммы?

(безударные гласные, проверяемые ударением и разделительный - ь)

- Так есть ли какая связь между падежами и членами предложения?

( Подлежащее стоит всегда в И. п.)

- Кто думает так же?

- Кто скажет, на вопросы каких падежей отвечает дополнение?

                                                              ( Косвенных)

- Давайте закрепим эти знания.

5. Закрепление изученного

Путешествия по сказкам.

- Мы сейчас попадем в школу, но в какую, попробуйте отгадать.

1) Грамматическая задача:

- Это слово однокоренное со словом «лесничий», суффикс взят из слова «больной», а окончание из слова «длинная».

(лесная)

(Открываю картину)

2) Составление рассказа по картине (Творческая работа)

- Придумайте рассказ по этой картине (небольшой, озаглавьте его.)

                             (Выслушиваю 3-х учеников)

- Давайте запишем под диктовку одно из предложений.

Умный медведь держит лапой указку.

- Какая орфография в слове « указка»?

- Разберем это предложение по членам предложения и определим падежи существительных.

3) Разбор по членам предложения и падежам.

                                (Один ученик у доски)

- Если подлежащее, то какой ставим сразу падеж?

4) Игра «Четвертый лишний».

- Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, соедините лишние слова и прочитаете, о чем просят нас звери и птицы.

Дерево                            Лиса

Солнце                            Лисята

Берегите                         Лисенок

Тропинка                       Лес

( Берегите лес !)

- Как беречь лес – мы с вами говорили неоднократно. Поднимите запрещающие знаки, которые мы выполняли на уроке рисования -  что нельзя делать в лесу.

- В награду за это от имени обитателей леса, я подготовила вам интересную игру – тест на определение падежей имен существительных.

5) Определение на слух падежей существительных. Тест.

- У вас на листочках цифры от 1 до 7.

- Я диктую словосочетания. Вы должны под соответствующим номером указать одной буквой падеж.

1. Наблюдали за совой – Т.п.

2. Подбегает к дереву – Д.п.

3. Сидит на ветке – П.п.

4. Спрятался от мороза – Р.п.

5. Поет птичка – И.п.

6. Стучит клювом – Т.п.

7. Взбирается по березке – Д.п.

Проверка. (Самопроверка)

- Сверьте с доской.

- Поставьте себе отметку:

«5»- если нет ошибок

«4»- если 1-2 ошибки

«3» - если 3-4 ошибки

- Кто получил «5», «4», «3»? Кто не справился?

6) Резерв: карточка.

- Прочитайте отрывок из сказки. Как называется? Автор?

- Устно выберите только существительные Д.п. или П.п. по выбору.

- Проверка. Обоснуйте.

III ЭТАП. ОБОБЩЕНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ. 

- На какие следующие вопросы мы можем сегодня дать ответ?

- У нас остался без ответа один вопрос. Ответ на него найдете, когда выполните домашнее задание на карточке, которые раздаст дежурный.

Задание такое: (читаю на карточке).

Надо понаблюдать, будет ли меняться окончание этих существительных по вопросам падежей.

- Оценки за урок (4 ч.)

- Кто доволен своей оценкой на уроке?

- Кто недоволен? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Упражнение в определении падежей имени существительного.

Цель: Развивать умение распознавать падеж по вопросу и предлогу.Задачи:1. Ознакомить с особенностями именительного падежа....

Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Тема:"Упражнение в определении падежей имен существительных".

В этой разработке представлен учебный материал, позволяющий отработать у учащихся умение определять падежи имен существительных, их склонение. Представлен материал для парной и групповой работы. Интер...

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...