Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
    презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (4 класс) по теме

    Дяченко Тамара Николаевна

    Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений. Метод обучения: проблемный. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trete_sklonenie_sushchestvitelnykh.rar1.62 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 4 классе.

    Тема: Третье склонение имён существительных.

               Упражнение в определении склонения имён существительных

    Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

    Тип урока: комбинированный.

    Цели урока:

    -познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин «третье склонение»;

    -развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах, внимание, память, логическое мышление;

    -воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.

    Методы обучения: проблемный.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

    Ход урока.

    1.  Орг. момент

    - приветствие.

    - эмоциональный настрой

    -Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости. Только это  настроение нам понадобится сегодня для работы.

    2. Объявление темы урока.

    (слайд 2)

    - Начнём наш урок с игры «Анаграмма», которая поможет сформировать тему нашего урока.

    (существительное, склонение, окончание, род, падеж)

    - Сформулируйте тему нашего урока.

    - Мы повторим изученное о существительном, остановимся на его склонении.

    3. Каллиграфическая минутка.

    - А чтобы узнать, написание какой буквы мы повторим, установите закономерность и отгадайте букву.

    (слайд 3)

    - Пропишите одну строку буквы д строчной. Обратите внимание на элемент «петля», не забудьте о «гнёздышке».

    4. Словарная работа.

    - Отгадайте ключевое слово пословиц:

    * Они познаются в беде.

    * Не имей 100 рублей, а имей 100 их.

    *Человек без них, что дерево без корней.

    (слайд 4)

    - Запишите слово ДРУГ на следующей строке. Выделите орфограмму.  Назовите её.

    - Как проверить написание парной согласной? (подобрать проверочное)

    - Какое слово может быть проверочным? (однокоренное или форма того же слова)

    - Подберите проверочное слово к данному.

    - Устно подберите синонимы к слову ДРУГ. (Товарищ, приятель).

    - Подберите антонимы. (Враг, недруг).

    - Подберите 3 однокоренных слова, запишите их через запятую.

    - Разберите слова по составу.  (взаимопроверка). Проверим устно.  

    5. Работа с предложением.

    - С одним из слов составьте интересное предложение. Запишите.

    - Дайте ему характеристику.

    - Разберите по членам предложения и частям речи.

    6. Актуализация знаний о существительном.

    - О какой части речи идёт речь?

               Давно живу я в мире этом,

               Даю названия предметам.

    -Что такое имя существительное? Приведите примеры.

    - Какие непостоянные признаки существительного вы знаете?   (Число, падеж)

    - В форме какого числа бывают существительные?

    - Есть ли дополнения о числе существительных? (Бывают существительные, которые употребляются только в форме единственного числа (молоко, сметана, дружба)  или только в форме множественного числа (брюки, ножницы, очки, каникулы). Приведите примеры.

    - Вспомним падежи.             (слайд 5)

    - Как называется И.п. сущ. ед. числа. (начальная форма).

    - А все остальные?  (косвенные).

    - Какие постоянные признаки существительных вы знаете?   (од., неодуш.;  род)

    - Какого рода могут быть существительные?

    - Определите род существительного ЗАБИЯКА.

    - Есть в русском языке существительные, род которых определить невозможно. Такие существительные называются существительными общего рода (неряха, сирота, обжора).

    - Какой признак существительных также можно отнести к постоянным? ( СКЛОНЕНИЕ).

    - Что такое склонение? Что изменяется при склонении существительных?

    - Зачем изучаем склонение существительных? (Чтобы знать, как пишутся окончания существительных в предложениях).

    7. Работа над темой урока.

    - Какие существительные относятся к 1 склонению?

    - Какие существительные относятся ко 2 склонению?

    (слайд 6)

    - Запишите в следующей строке существительные только 1 склонения самостоятельно.

    - Проверим. Докажите  (Определите окончание, род).

    - В следующую строку выпишите существительные 2 склонения.

    - Проверим.

    -А что делать с оставшимися словами? (3 склонение)

    -Запишите их в третью строку. Какое окончание выделим?

    - Что пишем в конце существительных 3 склонения? (Ь)

    8. Знакомство с правилом на стр. 98.

    - Откройте учебники и прочитайте правило на стр. 98.

    - Что нового узнали о 3 склонении существительных?

    - Давайте докажем это.

    - У существительного СТЕПЬ какая основа? (мягкая)

    - Какая основа у существительных МЫШЬ и РОЖЬ? Почему?

    9. Физкультминутка.

    - Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. – присядьте, если ко 2скл – хлопните, если к 3скл – подпрыгните.

    Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, яблоня, мозоль, тюль.

    - Какие слова вызвали сомнения? ( мозоль, тюль )

    - Давайте заглянем в словари.

    - Запишите в тетради МОЗОЛЬ – Ж.р.- 3 с., ТЮЛЬ – М.р.- 2 с. в нужную строчку.

    10. Работа с пословицами (в парах).

    - Ребята, а теперь будете работать в парах. Ваша задача – соединить 2 половинки пословиц.

    Друг проверяется

    худая беседа.

    Без соли, без хлеба

    в опасности.

    Доброе слово

    а зима подбирает.

    Белые ручки

    чужой труд любят.

    Лето собирает

    и кошке приятно.

    -  Проверим.

    11. Определение склонения и падежа существительных.

    (слайд 7)

    - Запишем первую пословицу, объясните её смысл, определите грамматическую основу, выделите окончания существительных, определите их склонение и падеж.

    1-ая.      Друг проверяется в опасности.

     4-ая.      Белые ручки чужой труд любят.

    - Об окончаниях сущ. 3 склонения в косвенных падежах мы поговорим на следующем уроке.

    12. Составление алгоритма определения склонения существительных.

    (слайд 8)      карточки

    13. Рефлексия.

    Сегодня на уроке

    узнал, открыл для себя…

    научился, смог…

    могу похвалить себя и своих одноклассников за …

    14. Выставление оценок. Домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"

    Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100"...

    Урок русского языка в 4 классе "Третье склонение имён существительных"

    Тема: Третье склонение имён существительных. Цель урока: знакомство учащихся с существительными третьего склонения....

    Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".

    Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". С целью актуализации информации о XXII  Олимпийских зимних играх и XI Пар...

    урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

    К конспекту прилагается презентация по уроку....

    Конспект урока Ф.И.О. Живаева Ирина Викторовна Предмет: русский язык 4 класс Тема урока: "Склонение имён прилагательных во множественном числе."

    Конспект урока Ф.И.О. Живаева Ирина Викторовна  Предмет: русский язык 4 классТема урока: "Склонение имён прилагательных во множественном числе."...

    Урок русского языка (3 кл.) Тема: " Три склонения имён существительных. "

    Урок разработан для УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Тип урока - урок открытия нового знания. На урок...