урок по русскоому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

урок по русскому языку тема именительный и винительный падежи имени существительного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klass1.docx46.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

Дибдина Лариса Анатольевна МАОУ СОШ №18 г.Белебея

Тема: Именительный и винительный падежи имён существительных

Цель:  формирование умения различать именительный   и винительный падежи;

Задачи: 

- показать отличие винительного падежа от именительного через определение  главных и второстепенных членов предложения,

- развивать наблюдательность, внимание,  самоконтроль;
- воспитывать аккуратность, взаимовежливость.

Тип урока: комбинированный/

Оборудование: карточки, компьютер, проектор.

 Ход урока

I Оргмомент.

-психологический настрой на урок

-А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Слайд 1.

Надо улыбнуться.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

-Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

Садитесь, проверьте осанку.

II Мотивация на учебную деятельность.

Проверка пройденного, д\з

Работа по карточкам.

- Установить соотношение между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.

рад                 И. п.        кем? чем?

вижу                 Р. п.        кому? чему?

думаю         Д. п.        о ком? о чем?

нет                В. п.        кого? что?

доволен      Т. п         кого? чего?

есть                П. п.        кого? что?

Проверка.

-Отложите на край парты, я потом их проверю.

III Минутка чистописания.

Массаж рук.

-Похлопайте в ладоши.

-Покатайте ручку между ладонями.

-Помассируйте ручкой подушечку каждого пальца.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы.

Двадцать  третье  ноября.

Классная   работа .

- Сегодня наш урок пройдёт под девизом:  

слайд 2"Где труд, там и радость".

       Объясните смысл пословицы. (Работа приносит нам радость, особенно, если результаты работы хорошие).

     - Что сейчас является вашим трудом?

- Какие ценные качества  понадобятся нам на протяжении всего урока?

( Дисциплинированность, аккуратность, организованность, трудолюбие.)

-  Приступаем трудиться.    

-  Мы будем прописывать на минутке чистописания соединение заглавной и строчной букв  Мм.

 - Дайте характеристику этой букве. ( Буква М, звук [м], согл., звонк, непарный)

     Показ учителем или презентация правильного написания букв.

Слайд3

мМм мМм

км ми ме ма мё мя мо      

Молодежь построила красивый поселок.

-Кого называют  молодёжь? (Молодое поколение, молодые люди. Молодые люди, юноши и девушки.,)

 -Сделайте синтаксический разбор этого предложения (невоскл.,повествователь. простое,,)

-Найдите грамматическую основу предложения.

-А какое это предложение простое или сложное? (простое, т.к. одна грам.основа)

- На какой вопрос отвечает существительное молодежь? ( кто? и.п)

-На какой вопрос отвечает  сущ. поселок? (что? в.п)

-Можно ли с уверенностью сказать, что слово поселок стоит в том же падеже что и слово молодежь.

-А как отличить и.п. от в.п.?

V Открытие новых знаний.

1. Наблюдение над употреблением имён существительных в В. п. и в И. п.

Слайд 4.

Поворот  судьбы удивительный:

Изучаем мы падеж именительный,

И винительный падеж надо знать,

От именительного отличать.

-Мы сегодня на уроке научимся отличать именительный падеж от винительного падежа и выясним какими членами предложения они будут являться .

2. Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 119 и выполните  упр. №133.

- Прочитайте задание.

- Первые два предложения прокомментирует у доски.

Вторую пару предложений самостоятельно запишет и разберёт 1 вариант,

третью пару – 2 вариант.

- Какими членами предложения являются выделенные слова?

- Какой вывод можно сделать? (см. схему на доске)

Проверка Слайд 4

Слайд 5.

Вывод: Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим. Имя существительное в винительном падеже – второстепенным членом.

Слайд 6

Схема на доске

И. п.    кто?что?         В. п.кого?что?

- Как в предложении отличить И. п. имени существительного от В. п.? (Надо определить каким членом предложения оно является.)

VI. Физминутка

Слайд 7

Покачайтесь, покружитесь,

 Потянитесь, распрямитесь.

 Приседайте, приседайте,

 Пошагайте, пошагайте.

 Встаньте на носок, на пятку.

 Поскачите – ка вприсядку.

 Встаньте прямо, улыбайтесь,

 Быть хорошими старайтесь.

 Садитесь.

VII. Формирование умений

Самопроверка.

Работа на карточках

Слайд 8

Утреннее солнце косыми лучами осветило опушку леса. Люди сеют пшеницу. В субботу мы поедем в школьную библиотеку. Девочка чистила дорожку в саду. Ученик рассказал басню. Через дорогу прошли лоси.

-Определите падеж выделенных существительных

Взаимопроверка по норме оценок

слайд 9

Вывод: Существительные в именительном падеже является в предложении главным членом и никогда не употребляется с предлогом. Сущ.в винительном падеже является второстепенным членом и употребляется как с предлогом так и без предлога.

И. п.    кто? что?         В. п. кого? что?  в, на, за, под, про, через

- Прочитайте, как об этом говорится в правиле (с. 120).

- Что ещё вы узнали из правила?

-назовите предлоги винительного падежа

Чтение правила с.120

VIII Физминутка.

Если имя существительное стоит в именительном падеже - дети встают, в винительном – приседают

Через лужу, зима, вода, за речку, поляна, про улицу, на дорогу, в море, учитель, под подушкой.

1Х Первичное закрепление 

У.135,с 120

Проверка устно, оценивание.

IX Итог урока. 

Слайд 10

- Продолжите предложения:

1. Чтобы не путать И. и В. падежи имён существительных нужно определить… (каким членом предложения оно является)

2. Имена существительные в И. п. в предложении всегда… (являются главным членом предложения)

3. Имена существительные в  В.п. в предложении всегда … (является второстепенным членом предложения)

4. Имена существительные в И. п. в предложении всегда употребляются….(без предлога)

5. Имена существительные вВ. п. в предложении всегда употребляются…..(без предлога и с предлогом)

X.Оценивание.

Х1.Домашнее задание.

2. Домашнее задание записываем в дневниках:

«4»-упр.4,с.135. «5»-упр.5,с.135

 - Ребята, наш урок подошёл к концу. Вы все хорошо работали. Спасибо вам большое.

. Контроль знаний.

Тест

I. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

А Кто? Что?                                  Б. Кем? Чем?

В. Кого? Что?                               Г. Кого? Чего?

II С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

А в, на, через                                  Б. без предлогов

В. к, по                                           Г. у, из, до, около

III. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?

А  подлежащим                                  Б. сказуемым

В. второстепенным членом        

IV. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании:

увидел сестру

А  И.п.                                                         Б.  Р.п.

В.  Т.п.                                                         Г.  В.п.

Рефлексия.

  Узнал что-то новое                                                   Научился

  Расстроился                             Я                         Получил радость

  Удивился                                                                  Ничего не понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Презентация к уроку русскоо языка, 4 класс

Презентация к уроку русского язык в 4 классе по програме "Начальная школа XXiI века", по теме: "Правописание глаголов. Устойчивые выражения"...

открытый урок по русскоиу языку 1 кл "Перенос слова"

программа "школа 2100" с презентацией для интерактивной доски SMART...

рабочая программа по русскоу языку 3 кл. УМК "Планета знаний"

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и наук...

Конспект урока по русскоу языку "Закрепление знаний о суффиксах"

Урок русского языка для 3 класса "Закрепление знаний о суффиксах"...