Конспект урока по русскоу языку "Закрепление знаний о суффиксах"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хайретдинова Гульфия Хайдаровна

Урок русского языка для 3 класса "Закрепление знаний о суффиксах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока268.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Хайретдинова Гульфия Хайдаровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа №15» (МБОУ «Начальная школа №15»)

город Нефтеюганск

Учитель начальных классов

Обобщающий урок в 3 «Г» классе

Тема: Закрепление изученного  о суффиксах

Тип урока: Обобщающий

Цель: повторить и углубить знания о составе слова , познакомить с написанием слов с суффиксами – ик, - ек, - иц, - ец;

развивать  устную речь, орфографическую зоркость, внимание;

воспитывать интерес и любовь к предмету, чувство товарищества и бережное отношение к своему здоровью.

Используемые методы: индивидуальный, дифференцированный, фронтальный, опережающий.

Технологии: информационно –коммуникативные, здоровьесберегающие;

Основные понятия: суффиксы, главные члены предложения, окончания, однокоренные слова

Оборудование: слайды, фоногр.сказка «– ик, - ек  », корзинка,  таблички -суффиксы, разноуровневые карточки для работы в парах и карточки для индивидуального задания.

После урока ученики смогут:  опознавать и грамотно писать гласные в суффиксах –ик, -ек, -иц, -ец; разбирать слова по составу. Подбирать однокоренные слова, составлять словосочетания и предложения с заданными словами

Ход урока

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

А теперь и вы поприветствуйте друг друга как вы это умеете

-Здравствуй, друг. (берутся за руки) Как ты тут? (руки к плечам)

-Я скучал, (руки прикладывают к сердцу)

- Ты пришел? ( руки раздвигают в стороны)

– Хорошо (обнимаются)

Молодцы ребята, я тоже рада встрече с вами.

Психологический настрой: - закройте глаза и внимательно слушайте меня, последнее слово каждой фразы проговариваем хором

- На уроке наши глаза внимательно смотрят и все….(видят)

-Уши внимательно слушают и все….(слышат)

-Голова хорошо….(думает)

II Вводная часть:

- Сегодня на уроке закрепим свои знания по теме «Состав слова», поговорим подробнее о суффиксах и будем учиться образовывать новые слова. Все это необходимо, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной. И в этом нам поможет мальчик-суффикс.

Ученик (выходит с корзиной в руке и читает стихотворение)

После корня он стоит,

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу

Обозначу суффиксом.

Учитель: - Ребята, что такое суффикс?  (ответы детей)

Учитель: - А почему он принес корзину, вы узнаете чуть попозже.

Открываем тетради запишите число, классная работа. Вспомните правило правильного письма и осанки.

III. Минутка чистописания.

Какой первый  звук мы слышим в слове суффикс?   с

Дайте характеристику этому звуку (С-  с  –согласный, глухой, парный, твердый.

-Молодцы. Пишем эту букву в соединении

- Обратите внимание на написание слова суффикс. Какая здесь орфограмма? (фф)

- Запомните эту орфограмму и напишите 3 раза слово суффикс.

- Какие суффиксы нам встретятся мы положим в корзину

IV. Словарная работа Слайд: №2

- А сейчас отгадайте загадку:

Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз?   (мороз)

Учитель: -Запишите это слово. Поставьте ударение.

-В слове МОРОЗ, какие орфограммы вы встретили? (безуд.гл. и парная согл.)

- А теперь придумайте однокоренные слова от корня мороз по схемам и запишите их.

-Какие суффиксы положим в корзину? (-к, -ищ, -н)

-Проверка по слайду

- А еще какие однокоренные слова можно придумать (морозец, изморозь, морозильник, мороженое)

-Придумайте предложение с одним из этих слов, и самое лучшее запишем в тетрадь. (ответы детей).

- Запишем предложение.

Например: к доске выходит 1 ученик  и записывает (Пришла морозная зима)

- Найдите главные члены предложения и подчеркните.

-Ребята, давайте вспомним сказку «Два мороза.»

-Почему Мороз  - Синий нос смог заморозить купца? (ответы детей)

-А  почему Мороз-Красный нос не смог заморозить дровосека? (ответы детей)

- Да, наступила морозная зима. И чтобы мы не заболели, что нам нужно делать? (закаляться, заниматься спортом…)

-Молодцы.

V. Тема урока: 

- А теперь, ребята, внимательно слушайте сказку и постарайтесь запомнить суффиксы, о которых там говорится

(Звучит фонограмма) Слайд

Учитель: Так же происходит и суффиксами  -иц, - ец.

Слайд

-  И так, о каких суффиксах здесь говорится?

- Кто может сказать, когда нужно писать -ек,- ик, а когда -иц, -ец ?

(дети делают вывод)

Какие суффиксы положим в корзину (-ек,- ик, -иц, -ец)

VI. Физминутка

-А теперь немного поиграем, я буду называть слова, если в слове нет суффикса, – приседайте, если есть – поднимайте руки вверх и делайте хлопок.

Дом –домик, стол – столик, книга –книжечка, гора-горка, горох –горошек, цветы – цветник, малый – маленький, дед-дедушка

VII. Закрепление

Из слов в скобках образовать новые слова с суффиксами  -ек,- ик, -иц, -ец 

(Дети называют словосочетания, по одному выходят к доске записывают их подчеркивают орфограммы, которые встречаются, и доказывают.)

VIII. Самостоятельная работа.

-Молодцы. А теперь, пользуясь нашими знаниями, выполним упр.110. на стр.155

-Прочитайте задание. Объясните орфограммы (ответы детей)

-А теперь запишите предложения .

Кто первым справился с заданием, раздаю карточки для индивидуальной работы.

Слово охотник разберите по составу. Ребята, проверим разбор слова охотник по составу. Как суффикс ник изменил значение слова? (ответы детей)

-Какой суффикс положим в корзину?

IX  Физминутка.

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб указывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит посередине.

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый

Этот пальчик хоть и мал,

Но проворен и удал

Х.  Побери слова к схеме. Слайд

- А сейчас, разберите слова по составу и соедините стрелкой.

XI. Работа в группах.

-Ребята, на каждой парте лежат карточки, ваша задача образовать новые слова.(перед детьми разноуровневые карточки с заданиями.

-Ещё какие суффиксы положим в корзину?

XII Рефлексия деятельности

Молодцы. Как много мы успели на уроке. Что повторили и что нового узнали на уроке?

(-Разбирали слова по составу. –Узнали про суффиксы -ек,- ик, -иц, -ец)

-Достанем суффиксы из корзины и прочитаем их.

- Для чего служат суффиксы?

XIII. Выставление оценок.

Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Гармония" 2 класс Русский язык Конспект урока: Знакомство с понятием "приставка" и "суффикс".

Сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную работу;В помощь учителю предлагается конспект урока и презентация....

Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.

Структура конспекта урока русского языка.Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.Класс:3 класс,2 четверть.Программа: программа «Школа России» русский язык 3 класс....

Конспект урока с презентацией "Написание существительных с суффиксом -ищ-"

Материал может быть использован на уроках русского языка по учебникам  М.Л.Каленчук, М.Л.Чураковой     Русский язык, 3 класс, 2,3 часть. ПНШ...

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...

конспект урока русского языка 3 класс правописание суффикса ок

№ урока: 83 (по планированию) УМК "Школа 21 века"Тема урока: Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных.Планируемые результаты:личностные результаты: продолжить формировать вн...

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы ик, ек" 2 класс

Может быть использован на уроках русского языка с целью работы над суффиксами....

конспект урока русского языка по теме "Правописание суффиксов и приставок"

конспект урока   русского языка на тему " Правописание суффиксов и приставок" школа РоссииЦели: Создать условия для развития умений осознанного написания слов с безударной гласной ...