Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з-/с-
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Базаркина Наталья Александровна

Урок русского языка в 3 классе по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. (УМК "Начальная школа XXI века")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pisat_pristavki_na_z-_s-.docx25.61 КБ
PDF icon uchimsya_pisat_pristavki_na_z-_s-.pdf425.74 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся писать приставки. Урок русского языка в 3 классе по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой.

Базаркина Наталья Александровнаучитель начальных классов

Задачи:

 - познакомить с правилом написания приставок без- / бес-; из- / ис-; раз- / рас-;

 - отработать написание слов с этими приставками.

ХОД УРОКА

I  Организационный момент.

- Доброе утро, ребята. Сегодня у нас урок русского языка.  Я хочу, чтобы вы настроились на хорошую работу, чтобы вы поверили в свои силы.

1. Поверить в свои силы.  

- Приглашаю вас

2. Совершить открытие новых знаний.

- Каких именно, надеюсь, вы чуть позже догадаетесь сами.

- Скажите, а вам хочется совершить открытие? А вот, когда это произойдет, а я надеюсь, что это обязательно произойдет, то мы постараемся успешно

3.Применить полученные знания на практике.

- А что вы ждете от сегодняшнего урока?

4.

5.

6.

Заготовки : «Будет интересно!», «Хорошие отметки!», кроме того, подписывать от руки, что скажут дети.

- Я вас услышала, мне очень приятно, что вы заинтересовались, и, думаю, что вместе мы обязательно осуществим наши задумки.

II  Актуализация знаний.

- Давайте начнем. Вы уже знаете из 2 класса, что слова состоят из частей. Из каких?    

- Что такое окончание, дайте определение.

1 слайд. Окончание – это … изменяемая часть слова.

2 слайд. Основа – это … часть слова без окончания.

3 слайд. Корень – это общая часть родственных слов.

4 слайд. Суффикс – это … часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.

5 слайд. Приставка – это … часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Вспомним обозначение частей слова. (¬ ᴖ ^ □)

- Вы показали хорошие знания, молодцы. И мы их обязательно сегодня используем. Но прежде вспомним основные правила работы с ножницами. Внимание на экран. (6 слайд)

Правила работы с ножницами.

  1. Брать ножницы в руки только для выполнения работы.
  2. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
  3. Передавать ножницы можно только кольцами вперед.

- Вот теперь достаньте ножницы из конвертов. Перед вами лист бумаги с начерченной таблицей и слова на карточках. В каждом столбце таблицы расположена определенная часть слова. (открыть на доске верхнюю строчку таблицы)

¬

^

Разрежьте слова ножницами на части и части разложите в таблицу в соответствующий столбец. (2 человека по 4 слова работают у доски)

безумный                        бесцельный

безоблачный                испуг

разговор                        раскраска

излом                        бездомный

- Закончили работу, убираем ножницы в конверт. Смотрим на доску. Нет ли ошибок? Кто нашел ошибку у себя?

- Молодцы, я вижу вы хорошо усвоили состав слова. (отметки тем, кто работал у доски)

- Давайте еще раз вспомним, из каких частей состоят слова. (Из ¬, ᴖ, ^, □)

III Подводящий к проблеме диалог.

- А вот теперь мы усложним работу. Давайте аккуратно, левой рукой придерживая таблицу, уберем окончания и суффиксы в конверт, оставляя приставки и корни слов. Ножницы нам больше не понадобятся, их – тоже в конверт, а конверт – на край стола.

- Посмотрите на оставшиеся приставки и корни слов. Не заметил ли кто из вас лишнее слово в одном из столбцов, вернее оставшиеся приставку и корень от этого слова?

- Не догадались, чем будем заниматься сегодня на уроке? Какие знания будем открывать?

- Сегодня будем учиться писать приставки, оканчивающиеся на з-//с-. (если догадаются сами) (7 слайд)

- А ну-ка, посмотрите на буквы, которыми заканчиваются приставки. Теперь догадались? (Если сами не определят тему урока)

- Обведите буквы, с которых начинаются корни в словах (на партах и на доске). Соединения этих букв отработаем на минутке чистописания. Аккуратно убираем ладошкой части слов в конверт, а на доске оставим. Отложите таблицу и конверт на край стола.

IV Работа в тетради

- Откроем тетради, запишем число. Классная работа. Тема нашего урока: «Учимся писать приставки».

- Пропишем соединения букв с буквой з, используя слова из таблиц на доске. На какую букву заканчивается приставка в I столбце + букву, с которой начинается корень.

зу  зо зг  зл  зд  ск  сп  сц

- Посмотрите на прописанные буквы. На какие группы их можно разделить? (на буквы гласных и согласных звуков) Обведите буквы гласных звуков красным карандашом.

- Какие группы можно выделить среди букв согласных звуков? (буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки) Подчеркнем красным карандашом буквы звонких согласных звуков.

- Кто из вас заметил закономерность?

- При каком условии на конце приставок пишется буква з, буква с?

 V Физкультминутка

- А сейчас отдохнем. Будем выполнять движения под музыку, при этом слушать, думать и называть слово по теме нашего урока.

- Встаньте, распрямите спину (Какое слово по теме урока услышали?), разгладьте складки на одежде, разглядите слова в таблице, рассмотрите ручку, распилите предмет левой рукой, правой рукой, раскланяйтесь на обе стороны и потихоньку сядьте.

VI  - Наша тема продолжается. Открытие мы совершили? А какое? И сейчас полученные знания мы отработаем на практике. Чтобы вы всё хорошо запомнили составим (8 слайд)

АЛГОРИТМ   ДЕЙСТВИЙ

 

На доске закрытые слова:

Бе..усый, и..вестие, бе..крайний, ра..сада.

- Откроем первое из них – это слово «безусый». Вспоминаем ход нашего урока с самого начала. Что необходимо сделать, чтобы правильно вставить пропущенную букву?

ВЫДЕЛЯЕМ КОРЕНЬ

ВЫДЕЛЯЕМ ПРИСТАВКУ

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПЕРВЫЙ ЗВУК КОРНЯ

ГЛАСНЫЙ

СОГЛАСНЫЙ

Пишем з-

ЗВОНКИЙ

ГЛУХОЙ

Пишем з-

Пишем с-

- Нетрудное правило? Но есть в нем и сложности. Продолжим.

и..вестие (один ученик у доски, обращаясь к алгоритму)

бе..крайний (еще один ученик у доски) У вас на столе тоже есть алгоритм на бумаге розового цвета.

ра..сада (еще один ученик у доски)

- Всё ли вам понятно? Как же будете действовать, если встретите такие слова? А теперь попробуйте сами. Продолжите запись слов с карточки, обращаясь к алгоритму на листочках. Закончили работу.

- Взаимопроверка. Есть ли ошибки?

- При каком условии на конце приставки пишется буква «з-», а при каком буква «с-»?

- В каких словах получилась удвоенная согласная?

VII Закрепление.

- Замените словосочетание одним словом с приставкой, оканчивающейся на «з-» или «с-». Записывать будем в два столбика, догадались как?

  1. Вход без платы … (бесплатный)
  2. Пустыня без воды … (безводная)
  3. Движение без шума … (бесшумное)
  4. Сбор сведений о противнике … (разведка)
  5. Время перед восходом солнца … (рассвет)
  6. Предательство интересов родин, переход на сторону врага. Нарушение верности кому-нибудь, чему-нибудь… (измена)
  7. Внезапное чувство страха …(испуг)

- Придумайте ещё по одному слову в каждый столбик, только такие, какие мы сегодня еще не записывали. Посмотрите на записанные слова. Какой вывод можно сделать? От чего зависит выбор буквы «з» или «с» на конце приставок?

VIII – Посмотрите на части пословиц (даны на доске), соберите их и запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы в приставках:

В умной беседе

ума набраться

а в глупой

свой ра..терять.

Бе..делье

до

добра

не

доводит.

IX Итоги урока.

-  Мы много сегодня узнали. Тема трудная, слух нас иногда обманывает. Но алгоритм остаётся у вас, пользуйтесь им при затруднениях.

- Домашнее задание у вас будет творческим. Есть ли среди вас те, кто любит осень? Составьте и запишите дома небольшой рассказ  на тему «В осеннем лесу», используя слова и словосочетания, которые я вам подготовила, предварительно вставив пропущенные буквы. (9 слайд )

Бе…шумный, бе..облачный, бе..жизненный, бе..звучный, ра..двинул кусты, ра..яренный волк, и..бежать встречи, вскрикнуть от и..пуга.

Выставление отметок.

X Рефлексия.

- В ваших конвертах есть кленовые листочки, украсим ими доску. Если у вас на уроке все получалось, все вам было понятно – наклейте зелёный листочек. Если есть ещё недочеты, сомнения по теме урока – наклейте оранжевый.

- Посмотрите, какой красивый коллаж у нас получился. ( Если много зеленых листьев – значит этот урок помог вам подняться ещё на одну ступеньку грамотности. Если много оранжевых листьев – значит предстоит ещё много работать над темой урока.)

- Спасибо вам всем, желаю вам дальнейших открытий! (10 слайд)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 3 кл по теме "Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з-, с--

Урок закрепления по теме "Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з-, с-" по УМК "Школа 21 века".Целью данного урока является совершенствование умения применять алгоритм правила. Данный урок сопров...

технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....

Урок русского языка 2 класс "Учимся писать приставки" (УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока : открытие новых знанийЦели: организовать  работу учащихся  с группой приставок, в которых пишется буква а;  учить определять место орфограммы в слове.Задачи:Образовательные: ...

Учимся писать приставки. Урок во 2 классе.

Урок открытия новых знаний. На уроке дети знакомятся с группой приставок, в которых пишется буква а. Урок составлен в соответствии новым государственным стандартам....

Урок русского языка в 3 классе "Учимся писать приставки, оканчивающиеся на -З- и -С-" с применением технологии "Перевернутый класс", образовательной платформы Учи.ру и Прогрессивных технологий 21 века

открытый урок русского языка "Учимся писать приставки, оканчивающиеся на -З- и -С-" с применением технологии "Перевернутый класс", образовательной платформы Учи.ру и Прогрессивных ...