рабочая программа по русскому языку для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Данная рабочая программа разработана по программе "Школа 2100". Она отвечает всем требованиям ФГОС. В программе указаны универсальные учебные действия обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_zyk_3_klass_5_chasov_v_nedelyu.doc363.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Учебный методический комплект:

  1. «Русский язык» Учебник для 3 класса.  Авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева,   О.В. Пронина.  (Москва  «Баласс» 2011 г.)
  2. Рабочая тетрадь.  Автор Н.А. Исаева (Москва  «Баласс» 2011г.)
  3. Тетрадь по чистописанию. Автор М.А. Яковлева. (Москва «Баласс» 2010 г.)
  4. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1 (2) Автор Е.В. Бунеева. (Москва «Баласс» 2011 г.)
  5. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 3 класс. Автор Л.Ю. Комиссарова.  (Москва «Баласс» 2011 г.)
  6. «Русский язык. 3 класс» (Методические рекомендации для учителя). Авторы Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. (Москва «Баласс» 2011 г.)

Количество часов на изучение программы           170

Количество часов в неделю                                      5

Рабочая программа по русскому языку создана на основе:

  1. федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
  2. учебного плана МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ на 2012-2013 учебный год;
  3. в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».

Пояснительная записка

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

Назначение предмета

  1. заложить основу формирования функционально грамотной личности,
  2. обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем

Цель:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
языка.

З
адачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

Раздел «Слово». Содержание работы

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной согласной в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне (на материале трехсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми согласными в корне, с удвоенной согласной на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарем.

Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных, типа вкусный, чудесный.

Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: на-блюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу «Детская риторика». Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нем занимают коммуникативные умения.

Тематическое планирование

№ п/п


Тема урока


кол-во

часов

Тип урока


Элементы содержания


Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Домашнее задание


 

 

Дата

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Ознакомление с разделами, темами, содержанием учебника русского языка для 3 класса

Уметь читать и понимать учебные тексты

Записать 10 слов по теме «Лето»

Раздел 1. Повторение(11 ч)

2

Что мы знаем о слове

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Закрепление знаний о слове

Уметь работать со словарем

упр.5 с.14

3

Что мы знаем о слове , тексте

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Закрепление знаний о различении предложения и текста

Уметь:

- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после;

- делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста;

- составлять простой план


Упр. 9.с.17

4

Что мы знаем о слове, предложении, тексте

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Закрепление знаний о различении предложения и текста

 подготовить рассказ по теме «Что я знаю о тексте»

5

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Закрепление знаний о правописании безударных гласных

Упр. 14, с. 21

6

Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. Контрольное списывание

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Закрепление знаний о правописании безударных гласных. Развитие умения списывать текст

Упр. 15 с. 22, знать и уметь пользоваться памяткой нас. 19

7

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. Работа над ошибками

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Правописание безударных гласных

Уметь:

- видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места;

- графически обозначать выбор тех или иных написаний;

- писать слова с изученными непроверяемыми написаниями;

- писать текст под диктовку;

- правильно списывать текст

Упр. 18, с. 24

8

Развитие умения писать заглавную букву в словах. Словарный диктант

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Упр. 1 с.35

9-10

Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита

2

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Упр. 2 с.36 (учебник); упр. 10; дидактический материал

11

 Контрольный  диктант  по теме» Изученные орфограммы»

1

Урок контроля ЗУН

Раздел 2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков (3ч)

12

Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Развитие умения находить и исправлять ошибки; выделение значимых частей слова (корень)

Понимать, что для правильного написания слов целесообразно подбирать однокоренные слова, в том числе в словах с чередующимися согласными в корне

Упр. 14, 15; дидактический материал

13

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

1

Урок объяснения нового материала

Освоение орфограммы, алгоритма действий при выборе способа проверки и правильном написании слов с чередующимися согласными звуками в корне

Знать правило написания парных звонких и глухих Согласных.

Уметь подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне

Упр. 1, с. 52, читать текст на с. 47

14

Развитие речи. Творческ.работа. Составление связного текста из деформ-ных предложений

1

Урок развития речи

Развитие навыка работы с деформированными предложениями

Уметь письменно пересказывать текст

Раздел 3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. Удвоенные согласные в корне слова (11ч)

15

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

1

Урок развития умения и навыков; практикум

Правописание парных звонких и глухих согласных

Уметь:

- правильно писать слова с проверяемыми согласными;

- владеть способами проверки;

- правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне;

- письменно пересказывать текст;

- писать подробное изложение доступного текста

Упр. 2, с. 52

16

Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

1

Урок развития умения и навыков; практикум

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных

Упр. 3, с. 52

17

Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

1

Урок развития умения и навыков

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных

Упр. 4, с. 53

18

Проверочная работа  по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове»

1

Урок контроля знаний, умений и навыков

Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу

19

Анализ ошибок и коррекция знаний

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Разные способы проверки слов

Уметь исправлять написанное

20

Понятие об удвоенных согласных буквах

1

Урок объяснения нового материала

Правописание удвоенных согласных

Знать правило написания удвоенных согласных

Упр. 6, 7, с. 54

21

Понятие об удвоенных согласных буквах

1

Урок развития умений и навыков

Правописание удвоенных согласных

Уметь работать со словарем, применять теоретические знания в практической  деятельности

Упр. 1, 2, с. 68

22

Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне

1

Урок развития умений и навыков

Правописание удвоенных согласных

Уметь работать со словарем, применять теоретические знания в практической  деятельности



Упр. 3, с. 68,  

23

Упражнения в написании слов с удвоен-

ной согласной бук-

вой в корне

1

Урок повторения, обобщения

и систематиза-

ции материала

Правописание удвоенных согласных

Упр. 4, с. 69 Запомнить

написание

слов второго столбика нас. 67

24

Развитие речи .Творческая работа

1

Урок развития связной речи


Упр. 5, с. 69

25

Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова»

1

Урок контроля знаний умений и навыков

Раздел 4. Непроизносимые согласные в корне слова.(9ч)

26

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

1

Урок объяснения нового материала

Правописание непроизносимых согласных

Знать правило написания проверяемых согласных в корне слова.

Уметь:

- подбирать однокоренные слова;

- обозначать на письме непроизносимые согласные звуки

Упр. 1, с. 86

27

Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

1

Урок объяснения нового материала

Правописание непроизносимых согласных

Упр. 2, с. 86, правило  выучить

28

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

1

Урок развития умений и навыков

Правописание непроизносимых согласных

Знать правило написания слов с непроизносимыми согласными звуками. Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне

Упр. 3, с. 87

29

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

1

Урок объяснения нового материала

Правописание непроизносимых согласных

Упр. 4, с. 87

30

Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова»

1

Урок развития умений и навыков

Разные способы проверки правописания слов

Упр. 5, с. 87

31

Правописание проверяемых согласных в корне слова. Развитие речи. Творческая работа

1

Урок развития умений и навыков

Правописание непроизносимых согласных

Уметь:

- писать под диктовку текст;

- находить и исправлять ошибки

Упр. 6, с. 88

32

Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»

1

Урок контроля ЗУН

Правописание непроизносимых согласных

33

Контрольный диктант  «Непроизносимые согласные в корне слова»

1

Урок контроля ЗУН

Написание под диктовку текста

34

Анализ ошибок и коррекция знаний

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Разные способы проверки слов

Раздел 5. Безударные гласные в корне слова(8ч)

35

Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

1

Урок объяснения нового материала

Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки

Уметь:

- находить корень в слове;

- правильно писать слова с безударными гласными в корне;

- подбирать проверочные слова. Знать правила написания безударных гласных

Упр. 1, с. 101

36

Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные

1

Урок развития умений и навыков

Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки

Упр. 2, с. 101

37-38

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне

2

Урок развития умений и навыков

Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки

Упр. 3, с. 101; упр. 5, с. 102;

39

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне

1

Уметь:

- составлять простой план, пересказывать текст по плану;

- писать текст под диктовку;

- находить и исправлять ошибки

упр.6 с.102

40

Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдения+-м

1

Урок  развития связной речи

Изложение текста (повествование

Упр. 7, с. 103

40-41

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне

2

Раздел 6. Сложные слова и их правописание (7ч)

43

Знакомство с понятием «Сложные слова»

1

Урок объяснения нового материала

Уметь выделять два корня.

Знать правило написания сложных слов с соединительной гласной

Упр. 85; дидактический материал

44

Соединительные гласные о и е в сложных словах

1

Урок объяснения нового материала

Упр. 1 и 2, с. 115, выучить правило

45

Образование сложных слов. Словарный диктант

1

Урок объяснения нового материала

Уметь:

- правильно писать сложные слова с соединительными гласными;

- распознавать существительные и прилагательные;

- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после;

- находить и исправлять ошибки

Упр. 3 и 4, с. 116

46

Сложные слова -имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

1

Урок развития умений и навыков

Слово и его значение

Упр. 6, с. 117

47

Употребление в речи и правописание сложных слов. Развитие речи. Свободный диктант

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Слово и его значение

Упр. 7, с. 117

48

Проверочная работа по теме «Сложные слова и их написание»

1

Урок контроля ЗУН

49

Анализ ошибок и коррекция знаний

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Разные способы проверки слов







Раздел 7. Части слова . Приставка (1ч)

50

Приставка, ее роль в слове (повторение) Развитие умения находить в словах приставки

1

Урок объяснения нового материала

Выделение значимых частей слова (корень)

Уметь:

- находить исправлять ошибки;

- находить в слове приставки

Упр. 1, с. 130

Раздел 8. Безударные гласные в приставках( 5ч)

51

Правописание безударных гласных в приставках

1

Урок объяснения нового материала

Правописание безударных гласных

Знать: - правило написания приставок с безударной гласной;

-правило написания разделительного Ь и Ъ

Уметь:

- находить в слове приставки;

-правильно переносить слова с удвоенной согласной: на стыке приставки и корня; в корне;

-правильно писать слова с разделительным Ь, Ъ

_находить окончание и основу в слове;

 - разбирать по составу доступные слова;

- писать под диктовку текст

Упр. 2, с. 131

52

Правописание безударных гласных в приставках

1

Урок развития умений и навыков

Правописание безударных гласных

Упр. 6, с. 132

53

Приставки ПРО- ПРА-,ПО-, ПА-

1

Урок объяснения нового материала

Значение приставок

Упр. 4, с. 131

54

Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня?

1

Урок объяснения нового материала

Правописание удвоенных согласных

Упр. 5, с. 131

55

Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне слова и на стыке приставки и корня

1

Урок развития умений и навыков

Правописание удвоенных согласных

Упр. 109. Д. М.

Раздел 9. Разделительные твердые и мягкие знаки(6 ч)

56

Звук й  и его обозначение на письме. Правописание слов с разделительными

ЪИЬ

1

Урок объяснения нового материала

Употребление разделительных ЬИЪ

Уметь применять на практике изученные правила

Упр. 1, с. 140, выучить правило

57

Правописание слов с разделительными

ЪИЬ

1

Урок развития умений и навыков

Упражнения в употреблении орфограммы «Разделительные Ъ И Ь»

Уметь писать под диктовку текст

Упр. 2 и 3, с. 140

58

Упражнения в правописании слов с разделительными

Ъ И Ь

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Уметь самостоятельно анализиро- вать изученные языковые факты и явления



Упр. 4 и 5, с. 140

59

Контрольный диктант № 4 по теме «Части

слова. Приставка.

Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные

на стыке приставки и корня. Раздели-

тельные ъ и ь»

1

Урок контроля ЗУН

Написание текста под диктовку

60

Проверочная работа № 6 по теме «Части

слова. Приставка.

Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные

на стыке приставки и корня. Раздели-

тельные ъ и ь»

1

Урок контроля ЗУН

Развитие и проверка умений и навы-

ков самостоятель-

ного выполнения заданий по изученной теме

61

Анализ ошибок и коррекция знаний

1

Урок обобще-

ния, повторения

Разные способы

проверки слов

Уметь находить

и исправлять ошибки

упр.6 с.142

Раздел 10. Части слова. Основа и окончание слова ( 4 ч)

62

Понятие об оконча-

нии и основе слова

1

Урок объясне-

ния нового материала

Выделение значи-

мых частей слова (окончание)

Уметь:

- находить окончание и основу в слове;

- разбирать по составу доступные слова

Упр. 1, с. 138

63

Развитие умения на-

ходить в слове окон-

чание

1

Урок развития

умений и навы-

ков

Выделение значи-

мых частей слова

(окончание)

Упр. 2, с. 138.

64

Как найти в слове

основу?

1

Урок развития

умений и навыков

Выделение значи-

мых частей слова (основа)


Уметь образовывать слова с помощью суффикса

Упр. 4, с. 139

65

Развитие умения находить в слове окончание и основу

1

Урок развития умений и навыков

Уметь разбирать по составу доступные слова

Раздел 11. Части слова. Суффикс(2ч)

66

Суффикс и его роль

в слове

1

Урок объясне-

ния нового материала

Выделение значи-

мых частей слова (суффикс). Значение суффиксов

Уметь разбирать по

составу доступные слова


Упр. 7,с. 140

67

Развитие умения на-

ходить в слове суф-

фикс. Обобщение и

систематизация зна-

1

Урок развития

умений и навы-

ков

Выделение значи-

мых частей слова

(суффикс). Значе-

ние суффиксов

Упр. 5, с. 140

68

Административный контрольный диктант

1

Урок контроля ЗУН

Раздел 12. Разбор слова по составу(3ч)

69

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

1

Урок обобще ния, повторения и систематизации материала

Выделение значимых частей слова.

Уметь :

- разбирать по составу доступные слова;

-писать слова с непроверяемыми написаниями

Упр.1,2, с. 1162

70-71

Упражнения в разборе слов по составу. Словарный диктант

2

Урок обобщения, повторения и систематизации материала

Выделение значимых частей слова

Уметь:

- образовывать слова с помощью суффикса;

- правильно списывать текст

Составить текст из 4-5 предложений о частях речи

упр.3 с.162

Раздел 13. Части речи в русском языке.(1ч)

Раздел 14. Имена существительные как часть речи. (3ч)

72

Части речи в русском языке

1

Урок объяснения нового материала

Имя существительное, его значение и употребление

Знать определение имени существительного. Уметь:

- читать художественные тексты;

- образовывать слова с помощью суффиксов

Упр. 1, с. 19

73

Определение имени существительного

1

74

Роль имен существительных в речи

1

Урок развития умений и навыков

Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

Упр. 2, с. 19

Раздел 15. Одушевленные и неодушевленные имена существительные(3ч)

75

Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных

1

Урок объяснения нового материала

Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных

Уметь:

- распознавать имена существительные в речи;

- читать художественные тексты

Упр. 3, с. 19; выучить правило нас. 14

76

Имена существительные в речи

1

Урок развития умений и навыков

Слово и его значение

Упр. 4, с. 20

77

Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных

1

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний

Упр. 5, с. 20

Раздел 16. Род имен существительных(3 ч)

80

Род имен существительных

1

Урок объяснения нового материала

Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода




Знать определение имени существительного. Уметь:

- определять род

имен существительных;

- находить и выделять окончание в слове


Упр. 1с.29

81

Род - постоянный

признак имен суще-

ствительных

1

Урок развития

умении и навы-

ков

Упр.2, с. 30

82

Окончания имен су-

ществительных муж-

ского, среднего и

женского рода

1

Урок развития

умений и навы-

ков

Упр.3, с. 30, подготовиться к словарному диктанту, с. 29

Раздел 17. Число имен существительных.(4ч)

84

Изменение имен существительных по числам

1

Урок развития умений и навыков

Изменение существительных по числам

Уметь:

- находить и выделять окончание в слове;

- писать слова с непроверяемыми написаниями;

- писать небольшие

сочинения по картинкам и опорным словам;

Упр. 1, с. 40

85

Образование множе-

ственного числа

имен существительных. Словарный диктант

1

Урок развития

умений и навы-

ков

Изменение сущест-

вительных по чис-

лам

Упр. 2, с. 40

86

Окончание имен существительных в единственном и множественном числе

1

Урок объяснения нового материала

Изменение существительных по числам

Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного

Упр. 5, с. 42

87

Разбор имени существительного как части речи

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Упр. 3, с. 41

Раздел 18. Словообразование имен существительных(8 ч)

88

Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением

1

Урок объяснения нового материала

Значения суффиксов и их применение в речи

Уметь:

- образовывать имена существительные с помощью суффиксов;

- письменно пересказывать текст, составлять план;

- выделять в слове его части;

- делить текст на части, озаглавливать части, пересказывать текст по плану;

- писать подробное изложение;

- распознавать имена существительные в речи

Упр. 1,2, с. 55

89

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке

1

Урок развития умений и навыков

Значения суффиксов и их употребление в именах людей и кличках животных

Упр. 3, с. 56

90

Образование имен существительных от основ существительных и глаголов

1

Урок развития умений и навыков

Упражнения в образовании

Упр. 4, с. 56

91

Развитие речи. Сочинение сказки по серии картинок с использование имен существительных с разными суффиксами

1

Урок развития связной речи

Работа над сочинением: устное описание картинок, создание вымышленных историй, сказок

Проиллюстрировать свою сказку

92

Разбор имен существительных по составу

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Выделение значимых частей слова

Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного

Упр. 5, с. 57

93

Развитие речи. Творческая работа

1

Урок развития связной речи

Уметь четко, ясно, последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме при написании небольшого текста, изложения

Упр. 134; дидактический материал

94

Обучающее изложение «Мурлыка»

1

Урок развития связной речи

Изложение текста (повествование)


Подготовиться к словарному диктанту

95

Проверочная работа по теме «Имя существительное как часть речи»

1

Урок контроля ЗУН

Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы

Уметь применить ЗУН по теме

Раздел 19. Местоимение как часть речи. (8ч)

97

Понятие о местоимении. Личные местоимения

1

Урок объяснения нового материала

Местоимение; значение, употребление

Уметь распознавать личные местоимения

Упр.1, с. 70

98

Местоимения 1,2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями

1

Урок объяснения нового материала

Местоимение; значение, употребление

Знать определение местоимения

Упр. 2, с. 71

99

Разбор местоимения как части речи

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Местоимение; значение, употребление

Упр. 4, с. 71

100

Закрепление знаний о местоимений. Разбор местоимения как часть речи.

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Местоимение; значение, употребление; наблюдение за местоимениями в речи

Уметь распознавать личные местоимения

упр.3 с.71

101

Закрепление знаний о местоимении

1

Урок развития

речи

Урок развития

речи

Составление предложений с использованием местоимений

Уметь применять местоимения в устной и письменной речи

упр.5 с.72

102

Роль личных местоимений в речи

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Местоимение; значение, употребление

Выуч. Табл.

упр.6 с.72

103

Проверочная работа  по теме «Местоимение как часть речи»

1

Урок развития

речи

Составление предложений с использованием местоимений





104

Закрепление знаний о местоимении. Роль личных местоимений в речи

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Местоимение; значение, употребление

Знать определение

местоимения.

Уметь:

- находить местоимения в текстах;

- исправлять деформированные тексты с неправильным употреблением местоимений

Раздел 20. Имя прилагательное как часть речи(4ч)

105

Определение имени прилагательного

1

Урок объяснения нового материала

Имя прилагательное; значение, употребление

Знать:

- определение имени прилагательного;

- правило написания безударных окончаний прилагательных. Уметь проверять безударные окончания прилагательных

Упр. 1, с. 98

106

Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными

1

Урок объяснения нового материала

Имя прилагательное; значение, употребление

Упр. 2, с. 98

107

Роль имен прилагательных в речи

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Имя прилагательное; значение, употребление

Знать сферу употребления прилагательных. Уметь:

- согласовывать имя

Упр. 3, с.99


108

Разбор имени прила-

гательного как части

речи

1

Урок повторе-

ния, обобщения

и систематизации материала

Выделение значи-

мых частей слова


прилагательное и имя

существительное; - доказать и подтвердить примерами значение прилагательных в речи; выполнять морфологический разбор прилагательных

Упр. 4, с.99

Раздел 21. Правописание безударных гласных в окончаниях(4ч)

109

Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

1

Урок объяснения нового материала

Имя прилагательное; значение, употребление

Уметь осуществлять проверку прилагательных с безударными окончаниями


Упр. 5, с.100

110

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

1

Урок объяснения нового материала

Правописание безударных окончаний прилагательных

Упр. 6, с 100

111

Развитие умения писать безударные

гласные в окончани-

ях имен прилагательных. Знакомство антонимами

1

Урок повторения, обобщения

и систематиза-

ции материала

Правописание безударных окончаний

прилагательных

Упр. 7, с.101

112

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Правописание безударных окончаний прилагательных

Уметь анализировать изученные языковые явления

Раздел 22. Разбор имен прилагательных по составу. (5ч)

113

Словообразование имен прилагательных

1

Урок объяснения нового материала

Значение суффиксов и приставок имен прилагательных

Уметь определять значение суффиксов -«-, -еньк-, -оват-, -еват-

Написать по 5 прилагательных с удвоенной нн и суффиксами -оват-, -еньк-

114

Разбор имен прилагательных по составу

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Выделение значимых частей слова

Уметь выделять значимые части слова

Упр. 343 с.97

115

Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи»

1

Урок контроля ЗУН

Уметь применять ЗУН при выполнении проверочной работы

116

Контрольный диктант  № 5 по теме «Имя прилагательное»

1

Урок контроля ЗУН

Уметь писать текст под диктовку

117

Анализ ошибок и коррекция знаний

1

Разные способы проверки слов

Уметь находить и исправлять ошибки

Раздел 23. Глагол как часть речи. (4ч)

118

Определение глагола как части речи

1

Урок объяснения нового материала

Глагол, значение и употребление

Знать определение

глагола.

Уметь:

- распознавать глаголы и выполнять их морфологический разбор;

- изменять глаголы по временам, родам, числам (прошедшее время)

Упр. I, с. 116

119

Изменение глагола по временам

1

Урок объяснения нового материала

Изменение глагола по временам

Упр. 2, с. 116

120

Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

1

Урок объяснения нового материала

Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени

Упр. 5, с. 117

121

Изменение глаголов по числам

1

Урок объяснения нового материала

Изменение глаголов по числам

Упр. 6, с. 118

Раздел 24. Правописание частицы не с глаголами(3ч)

122

Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами

1

Урок объяснения нового материала

Правописание не с глаголами

Знать правило написания не с глаголами. Уметь писать не с глаголами раздельно

Упр. 7, с. 119

123

Развитие умения писать частицу не с глаголами

1

Урок развития умений и навыков

Правописание не с глаголами

Упр. 8, с. 119

124

Развитие речи. Свободный диктант

1

Урок развития речи





Раздел 25. Неопределенная форма глагола(8ч)

125

Понятие о неопределенной форме глагола

1

Урок объяснения нового материала

Неопределенная форма глагола

Знать определение неопределенной формы глагола. Уметь:

- писать ь на конце глаголов в неопределенной форме после шипящих;

- образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Упр. 1,2, с. 128

126

Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы

1

Урок развития умений и навыков

Употребление ь после шипящих на конце глаголов

Упр. 3, с. 129

127

Образование форм времени от неопределенной формы глагола

1

Урок объяснения нового материала

Изменение глаголов по временам

Упр. 151, дидактический материал

128

Разбор глагола как части речи

1

Урок развития умений и навыков

Упр. 4, с. 130

129

Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом»

1

Урок контроля ЗУН

130

Анализ ошибок и коррекция знаний

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Разные способы проверки слов

Уметь находить и исправлять ошибки

131

Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол»

1

Урок контроля ЗУН

Написание текста под диктовку

Уметь контролировать и анализировать собственное написание диктанта

132

Развитие речи. Контрольное изложение

1

Урок развития речи

Изложение текста (повествование)

Уметь излагать текст


Раздел 26.Наречие как часть речи (1 ч)

133

Наречие как часть речи

1

Урок объяснения нового материала

уметь отличать уже известное от нового материала, работать в группах

упр.388 с.136

  Раздел 27. Предложение. Виды предложений по цели высказывания(3ч)

134

Виды предложений по цели высказывания

1

Урок объяснения нового материала

Разновидности предложений по цели высказывания

Уметь определять вид предложения по цели высказывания

Упр. 1, с. 156

135

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение

1

Урок объяснения нового материала

Знаки препинания в конце предложения

Уметь:

- правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

- определять вид предложения по интонации



Упр. 2, с. 156

136

Восклицательные и невосклицательные предложения

1

Урок объяснения нового материала

Разновидности

предложений

по эмоциональной

окраске

Упр. 3, с. 156

Раздел 28. Главные и второстепенные члены предложения.(6ч)

137

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

1

Урок объяснения нового материала

Главные и второстепенные члены предложения

Знать названия и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации). Уметь:

- разбирать предложения по членам;

- выделять подлежащее и сказуемое;

- выделять сочетания слов

Упр. 4, с. 156

138

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое

1

Урок развития умений и навыков

Главные и второстепенные члены предложения

Уметь ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие относятся к подлежащему и какие к сказуемому

Упр. 5, с. 157

139

Понятие о второстепенных членах предложения

1

Урок объяснения нового материала

Главные и второстепенные члены предложения

Упр. 6, с. 157

140

Составление схем предложения и предложений по схемам

1

Главные и второстепенные члены предложения

Словарный самодиктант

141

Предложения распространенные и не распространенные

1

Урок изучения нового

Простое распространенное и нераспространенное предложение

Выписать по 2 предложения из текстов

142

Разбор предложений. Контрольный словарный диктант

1

Урок контроля ЗУН

















Упр. 156; дидактический материал

Раздел 29. Предложения с однородными членами(7ч)

143

Однородные подлежащие и сказуемые

1

Урок объяснения нового материала

Однородные члены предложения

Уметь:

- правильно произносить предложения с интонацией перечисления;

- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов и с одиночным союзом «);

- осознавать роль знаков препинания в письменном общении;

- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи

Выписать 2 предложения с однородными членами

144

Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Запятая в предложениях с однородными членами

Упр. 1, с. 170

145

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

1

Урок объяснения нового материала

Запятая в предложениях с однородными членами

Упр. 2, с. 171

146

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

1

Урок развития умений и навыков

Запятая в предложениях с однородными членами

Упр. 3, с. 171

147

Главные и второстепенные однородные члены предложения Определение однородных членов предложения

1

Урок развития умений и навыков

Однородные члены предложения

упр.4 с.171

148

Запятая в предложениях с однородными членами

1

Урок объяснения нового материала

Запятая в предложениях с однородными членами

Уметь излагать текст

149

Развитие речи. Свободный диктант

1

Урок развития речи

Изложение текста (повествование)

Раздел 30. Простые и сложные предложения(10 ч)

150

Понятие о простом

и сложном предло-

жении

1

Урок объясне-

ния нового ма-

териала

Главные и второ-

степенные члены

предложения. Однородные члены предложения


Уметь:

- читать и понимать

учебно-научные тексты;

- письменно пересказывать текст;


- ставить запятую

в предложениях

с однородными членами

Упр. 163;

Д.м.

151-152

Запятая в сложном

предложении без

союзов. Схема слож-

ного предложения

2

Урок объясне-

ния нового ма-

териала

Упр. 445 с.174

153-154

Развитие умения раз-

личать сложные пред-

ложения и простые

предложения с одно-

родными членами и

ставить в них запятые

2

Урок развития

умении и навы-

ков

Главные и второ-

степенные члены

предложения. Од-

нородные члены

предложения


Упр. 2,3,

с. 184

155

Запятая в простом

предложении с одно-

1

Урок повторе-

ния, обобщения

Упр. 163,

Д.м

156

Разбор простого и сложного предложений

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения



Уметь излагать текст



Упр. 164, Д.м.

157

Развитие речи. Свободный диктант

1

Урок развития речи

158

Проверочная работа № 12 по теме «Предложение»

1

Урок контроля ЗУН

159

Анализ ошибок и коррекция знаний

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Разные способы проверки слов

Уметь находить и исправлять ошибки

Повторить словарные слова

Раздел31. Повторение (10 ч)

160-162

Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольный словарный диктант

3

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Различение предложения и текста. Значение и употребление знаменательных частей речи

Упр. 462

163

Анализ ошибок и коррекция знаний

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Разные способы проверки слов

Уметь находить и исправлять ошибки

Упр. 465

164-166

Повторение изученных орфограмм и состава слова

3

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Правописание слов с изученными орфограммами. Выделение значимых частей слова

Уметь видеть в словах изученные орфограммы; правильно писать слова с ними

Упр. 467

167-170

Резервные уроки

3

Таблица предметных требований

 к умениям учащихся 3 класса по русскому языку

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

  1. овладение функциональной грамотностью;
  2. развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
  3. развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
  1. приобретение и систематизация знаний о языке;
  2. развитие чувства языка
  1. овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

  1. правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;
  2. писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;
  3. читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;
  4. составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
  5. читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  6. писать подробное изложение доступного текста;
  7. определять тему текста;
  8. читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений
  1. выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
  2. находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);
  3. выделять два корня в сложных словах;
  4. конструировать сложные слова;
  5. подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
  6. различать однокоренные слова и формы слова;
  7. распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
  8. выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
  9. образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;
  10. подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;
  11. определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
  12. выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
  13. выделять из предложения словосочетания;
  14. видеть в предложении однородные члены;
  15. различать простое и сложное предложение;
  16. выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений
  1. находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;
  2. писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи);
  3. обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
  4. писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);
  5. писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;
  6. писать сложные слова с соединительной буквой о и е;
  7. писать раздельно частицу не с глаголом;
  8. писать ь после ч в неопределённой форме глагола;
  9. писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
  10. самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;
  11. графически объяснять выбор написания;
  12. находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  13. правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;
  14. пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;
  15. ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...