рабочая программа по русскому языку для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Данная рабочая программа разработана по программе "Школа 2100". Она отвечает всем требованиям ФГОС. В программе указаны универсальные учебные действия обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_zyk_3_klass_5_chasov_v_nedelyu.doc | 363.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса
Учебный методический комплект:
- «Русский язык» Учебник для 3 класса. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. (Москва «Баласс» 2011 г.)
- Рабочая тетрадь. Автор Н.А. Исаева (Москва «Баласс» 2011г.)
- Тетрадь по чистописанию. Автор М.А. Яковлева. (Москва «Баласс» 2010 г.)
- Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1 (2) Автор Е.В. Бунеева. (Москва «Баласс» 2011 г.)
- Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 3 класс. Автор Л.Ю. Комиссарова. (Москва «Баласс» 2011 г.)
- «Русский язык. 3 класс» (Методические рекомендации для учителя). Авторы Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. (Москва «Баласс» 2011 г.)
Количество часов на изучение программы 170
Количество часов в неделю 5
Рабочая программа по русскому языку создана на основе:
- федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
- учебного плана МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ на 2012-2013 учебный год;
- в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».
Пояснительная записка
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Назначение предмета
- заложить основу формирования функционально грамотной личности,
- обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем
Цель:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
языка.
Задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
Раздел «Слово». Содержание работы
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной согласной в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне (на материале трехсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми согласными в корне, с удвоенной согласной на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарем.
Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных, типа вкусный, чудесный.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: на-блюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу «Детская риторика». Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нем занимают коммуникативные умения.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание
| Дата |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Ознакомление с разделами, темами, содержанием учебника русского языка для 3 класса | Уметь читать и понимать учебные тексты | Записать 10 слов по теме «Лето» |
Раздел 1. Повторение(11 ч) |
2 | Что мы знаем о слове | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Закрепление знаний о слове | Уметь работать со словарем | упр.5 с.14 |
3 | Что мы знаем о слове , тексте | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Закрепление знаний о различении предложения и текста | Уметь: - читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после; - делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста; - составлять простой план | Упр. 9.с.17 |
4 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Закрепление знаний о различении предложения и текста | подготовить рассказ по теме «Что я знаю о тексте» |
5 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Закрепление знаний о правописании безударных гласных | Упр. 14, с. 21 |
6 | Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. Контрольное списывание | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Закрепление знаний о правописании безударных гласных. Развитие умения списывать текст | Упр. 15 с. 22, знать и уметь пользоваться памяткой нас. 19 |
7 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. Работа над ошибками | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Правописание безударных гласных | Уметь: - видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места; - графически обозначать выбор тех или иных написаний; - писать слова с изученными непроверяемыми написаниями; - писать текст под диктовку; - правильно списывать текст | Упр. 18, с. 24 |
8 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Словарный диктант | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Упр. 1 с.35 |
9-10 | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита | 2 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Упр. 2 с.36 (учебник); упр. 10; дидактический материал |
11 | Контрольный диктант по теме» Изученные орфограммы» | 1 | Урок контроля ЗУН |
Раздел 2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков (3ч) |
12 | Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Развитие умения находить и исправлять ошибки; выделение значимых частей слова (корень) | Понимать, что для правильного написания слов целесообразно подбирать однокоренные слова, в том числе в словах с чередующимися согласными в корне | Упр. 14, 15; дидактический материал |
13 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне | 1 | Урок объяснения нового материала | Освоение орфограммы, алгоритма действий при выборе способа проверки и правильном написании слов с чередующимися согласными звуками в корне | Знать правило написания парных звонких и глухих Согласных. Уметь подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне | Упр. 1, с. 52, читать текст на с. 47 |
14 | Развитие речи. Творческ.работа. Составление связного текста из деформ-ных предложений | 1 | Урок развития речи | Развитие навыка работы с деформированными предложениями | Уметь письменно пересказывать текст |
Раздел 3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. Удвоенные согласные в корне слова (11ч) |
15 | Правописание проверяемых согласных букв в корне слова | 1 | Урок развития умения и навыков; практикум | Правописание парных звонких и глухих согласных | Уметь: - правильно писать слова с проверяемыми согласными; - владеть способами проверки; - правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне; - письменно пересказывать текст; - писать подробное изложение доступного текста | Упр. 2, с. 52 |
16 | Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму | 1 | Урок развития умения и навыков; практикум | Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных | Упр. 3, с. 52 |
17 | Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму | 1 | Урок развития умения и навыков | Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных | Упр. 4, с. 53 |
18 | Проверочная работа по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове» | 1 | Урок контроля знаний, умений и навыков | Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу |
19 | Анализ ошибок и коррекция знаний | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Разные способы проверки слов | Уметь исправлять написанное |
20 | Понятие об удвоенных согласных буквах | 1 | Урок объяснения нового материала | Правописание удвоенных согласных | Знать правило написания удвоенных согласных | Упр. 6, 7, с. 54 |
21 | Понятие об удвоенных согласных буквах | 1 | Урок развития умений и навыков | Правописание удвоенных согласных | Уметь работать со словарем, применять теоретические знания в практической деятельности | Упр. 1, 2, с. 68 |
22 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне | 1 | Урок развития умений и навыков | Правописание удвоенных согласных | Уметь работать со словарем, применять теоретические знания в практической деятельности | Упр. 3, с. 68, |
23 | Упражнения в написании слов с удвоен- ной согласной бук- вой в корне | 1 | Урок повторения, обобщения и систематиза- ции материала | Правописание удвоенных согласных | Упр. 4, с. 69 Запомнить написание слов второго столбика нас. 67 |
24 | Развитие речи .Творческая работа | 1 | Урок развития связной речи | Упр. 5, с. 69 |
25 | Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова» | 1 | Урок контроля знаний умений и навыков |
Раздел 4. Непроизносимые согласные в корне слова.(9ч) |
26 | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне | 1 | Урок объяснения нового материала | Правописание непроизносимых согласных | Знать правило написания проверяемых согласных в корне слова. Уметь: - подбирать однокоренные слова; - обозначать на письме непроизносимые согласные звуки | Упр. 1, с. 86 |
27 | Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова | 1 | Урок объяснения нового материала | Правописание непроизносимых согласных | Упр. 2, с. 86, правило выучить |
28 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 | Урок развития умений и навыков | Правописание непроизносимых согласных | Знать правило написания слов с непроизносимыми согласными звуками. Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне | Упр. 3, с. 87 |
29 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука | 1 | Урок объяснения нового материала | Правописание непроизносимых согласных | Упр. 4, с. 87 |
30 | Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова» | 1 | Урок развития умений и навыков | Разные способы проверки правописания слов | Упр. 5, с. 87 |
31 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. Развитие речи. Творческая работа | 1 | Урок развития умений и навыков | Правописание непроизносимых согласных | Уметь: - писать под диктовку текст; - находить и исправлять ошибки | Упр. 6, с. 88 |
32 | Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» | 1 | Урок контроля ЗУН | Правописание непроизносимых согласных |
33 | Контрольный диктант «Непроизносимые согласные в корне слова» | 1 | Урок контроля ЗУН | Написание под диктовку текста |
34 | Анализ ошибок и коррекция знаний | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Разные способы проверки слов |
Раздел 5. Безударные гласные в корне слова(8ч) |
35 | Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне | 1 | Урок объяснения нового материала | Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки | Уметь: - находить корень в слове; - правильно писать слова с безударными гласными в корне; - подбирать проверочные слова. Знать правила написания безударных гласных | Упр. 1, с. 101 |
36 | Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные | 1 | Урок развития умений и навыков | Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки | Упр. 2, с. 101 |
37-38 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне | 2 | Урок развития умений и навыков | Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки | Упр. 3, с. 101; упр. 5, с. 102; |
39 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне | 1 | Уметь: - составлять простой план, пересказывать текст по плану; - писать текст под диктовку; - находить и исправлять ошибки | упр.6 с.102 |
40 | Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдения+-м | 1 | Урок развития связной речи | Изложение текста (повествование | Упр. 7, с. 103 |
40-41 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне | 2 |
Раздел 6. Сложные слова и их правописание (7ч) |
43 | Знакомство с понятием «Сложные слова» | 1 | Урок объяснения нового материала | Уметь выделять два корня. Знать правило написания сложных слов с соединительной гласной | Упр. 85; дидактический материал |
44 | Соединительные гласные о и е в сложных словах | 1 | Урок объяснения нового материала | Упр. 1 и 2, с. 115, выучить правило |
45 | Образование сложных слов. Словарный диктант | 1 | Урок объяснения нового материала | Уметь: - правильно писать сложные слова с соединительными гласными; - распознавать существительные и прилагательные; - читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после; - находить и исправлять ошибки | Упр. 3 и 4, с. 116 |
46 | Сложные слова -имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей | 1 | Урок развития умений и навыков | Слово и его значение | Упр. 6, с. 117 |
47 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Развитие речи. Свободный диктант | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Слово и его значение | Упр. 7, с. 117 |
48 | Проверочная работа по теме «Сложные слова и их написание» | 1 | Урок контроля ЗУН |
49 | Анализ ошибок и коррекция знаний | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Разные способы проверки слов |
Раздел 7. Части слова . Приставка (1ч) |
50 | Приставка, ее роль в слове (повторение) Развитие умения находить в словах приставки | 1 | Урок объяснения нового материала | Выделение значимых частей слова (корень) | Уметь: - находить исправлять ошибки; - находить в слове приставки | Упр. 1, с. 130 |
Раздел 8. Безударные гласные в приставках( 5ч) |
51 | Правописание безударных гласных в приставках | 1 | Урок объяснения нового материала | Правописание безударных гласных | Знать: - правило написания приставок с безударной гласной; -правило написания разделительного Ь и Ъ Уметь: - находить в слове приставки; -правильно переносить слова с удвоенной согласной: на стыке приставки и корня; в корне; -правильно писать слова с разделительным Ь, Ъ _находить окончание и основу в слове; - разбирать по составу доступные слова; - писать под диктовку текст | Упр. 2, с. 131 |
52 | Правописание безударных гласных в приставках | 1 | Урок развития умений и навыков | Правописание безударных гласных | Упр. 6, с. 132 |
53 | Приставки ПРО- ПРА-,ПО-, ПА- | 1 | Урок объяснения нового материала | Значение приставок | Упр. 4, с. 131 |
54 | Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня? | 1 | Урок объяснения нового материала | Правописание удвоенных согласных | Упр. 5, с. 131 |
55 | Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне слова и на стыке приставки и корня | 1 | Урок развития умений и навыков | Правописание удвоенных согласных | Упр. 109. Д. М. |
Раздел 9. Разделительные твердые и мягкие знаки(6 ч) |
56 | Звук й и его обозначение на письме. Правописание слов с разделительными ЪИЬ | 1 | Урок объяснения нового материала | Употребление разделительных ЬИЪ | Уметь применять на практике изученные правила | Упр. 1, с. 140, выучить правило |
57 | Правописание слов с разделительными ЪИЬ | 1 | Урок развития умений и навыков | Упражнения в употреблении орфограммы «Разделительные Ъ И Ь» | Уметь писать под диктовку текст | Упр. 2 и 3, с. 140 |
58 | Упражнения в правописании слов с разделительными Ъ И Ь | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Уметь самостоятельно анализиро- вать изученные языковые факты и явления | Упр. 4 и 5, с. 140 |
59 | Контрольный диктант № 4 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Раздели- тельные ъ и ь» | 1 | Урок контроля ЗУН | Написание текста под диктовку |
60 | Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Раздели- тельные ъ и ь» | 1 | Урок контроля ЗУН | Развитие и проверка умений и навы- ков самостоятель- ного выполнения заданий по изученной теме |
61 | Анализ ошибок и коррекция знаний | 1 | Урок обобще- ния, повторения | Разные способы проверки слов | Уметь находить и исправлять ошибки | упр.6 с.142 |
Раздел 10. Части слова. Основа и окончание слова ( 4 ч) |
62 | Понятие об оконча- нии и основе слова | 1 | Урок объясне- ния нового материала | Выделение значи- мых частей слова (окончание) | Уметь: - находить окончание и основу в слове; - разбирать по составу доступные слова | Упр. 1, с. 138 |
63 | Развитие умения на- ходить в слове окон- чание | 1 | Урок развития умений и навы- ков | Выделение значи- мых частей слова (окончание) | Упр. 2, с. 138. |
64 | Как найти в слове основу? | 1 | Урок развития умений и навыков | Выделение значи- мых частей слова (основа) | Уметь образовывать слова с помощью суффикса | Упр. 4, с. 139 |
65 | Развитие умения находить в слове окончание и основу | 1 | Урок развития умений и навыков | Уметь разбирать по составу доступные слова |
Раздел 11. Части слова. Суффикс(2ч) |
66 | Суффикс и его роль в слове | 1 | Урок объясне- ния нового материала | Выделение значи- мых частей слова (суффикс). Значение суффиксов | Уметь разбирать по составу доступные слова | Упр. 7,с. 140 |
67 | Развитие умения на- ходить в слове суф- фикс. Обобщение и систематизация зна- | 1 | Урок развития умений и навы- ков | Выделение значи- мых частей слова (суффикс). Значе- ние суффиксов | Упр. 5, с. 140 |
68 | Административный контрольный диктант | 1 | Урок контроля ЗУН |
Раздел 12. Разбор слова по составу(3ч) |
69 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу | 1 | Урок обобще ния, повторения и систематизации материала | Выделение значимых частей слова. | Уметь : - разбирать по составу доступные слова; -писать слова с непроверяемыми написаниями | Упр.1,2, с. 1162 |
70-71 | Упражнения в разборе слов по составу. Словарный диктант | 2 | Урок обобщения, повторения и систематизации материала | Выделение значимых частей слова | Уметь: - образовывать слова с помощью суффикса; - правильно списывать текст | Составить текст из 4-5 предложений о частях речи упр.3 с.162 |
Раздел 13. Части речи в русском языке.(1ч) |
Раздел 14. Имена существительные как часть речи. (3ч) |
72 | Части речи в русском языке | 1 | Урок объяснения нового материала | Имя существительное, его значение и употребление | Знать определение имени существительного. Уметь: - читать художественные тексты; - образовывать слова с помощью суффиксов | Упр. 1, с. 19 |
73 | Определение имени существительного | 1 |
74 | Роль имен существительных в речи | 1 | Урок развития умений и навыков | Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? | Упр. 2, с. 19 |
Раздел 15. Одушевленные и неодушевленные имена существительные(3ч) |
75 | Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных | 1 | Урок объяснения нового материала | Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных | Уметь: - распознавать имена существительные в речи; - читать художественные тексты | Упр. 3, с. 19; выучить правило нас. 14 |
76 | Имена существительные в речи | 1 | Урок развития умений и навыков | Слово и его значение | Упр. 4, с. 20 |
77 | Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний | Упр. 5, с. 20 |
Раздел 16. Род имен существительных(3 ч) |
80 | Род имен существительных | 1 | Урок объяснения нового материала | Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода | Знать определение имени существительного. Уметь: - определять род имен существительных; - находить и выделять окончание в слове | Упр. 1с.29 |
81 | Род - постоянный признак имен суще- ствительных | 1 | Урок развития умении и навы- ков | Упр.2, с. 30 |
82 | Окончания имен су- ществительных муж- ского, среднего и женского рода | 1 | Урок развития умений и навы- ков | Упр.3, с. 30, подготовиться к словарному диктанту, с. 29 |
Раздел 17. Число имен существительных.(4ч) |
84 | Изменение имен существительных по числам | 1 | Урок развития умений и навыков | Изменение существительных по числам | Уметь: - находить и выделять окончание в слове; - писать слова с непроверяемыми написаниями; - писать небольшие сочинения по картинкам и опорным словам; | Упр. 1, с. 40 |
85 | Образование множе- ственного числа имен существительных. Словарный диктант | 1 | Урок развития умений и навы- ков | Изменение сущест- вительных по чис- лам |
Упр. 2, с. 40 |
86 | Окончание имен существительных в единственном и множественном числе | 1 | Урок объяснения нового материала | Изменение существительных по числам | Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного | Упр. 5, с. 42 |
87 | Разбор имени существительного как части речи | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Упр. 3, с. 41 |
Раздел 18. Словообразование имен существительных(8 ч) |
88 | Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением | 1 | Урок объяснения нового материала | Значения суффиксов и их применение в речи | Уметь: - образовывать имена существительные с помощью суффиксов; - письменно пересказывать текст, составлять план; - выделять в слове его части; - делить текст на части, озаглавливать части, пересказывать текст по плану; - писать подробное изложение; - распознавать имена существительные в речи | Упр. 1,2, с. 55 |
89 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке | 1 | Урок развития умений и навыков | Значения суффиксов и их употребление в именах людей и кличках животных | Упр. 3, с. 56 |
90 | Образование имен существительных от основ существительных и глаголов | 1 | Урок развития умений и навыков | Упражнения в образовании | Упр. 4, с. 56 |
91 | Развитие речи. Сочинение сказки по серии картинок с использование имен существительных с разными суффиксами | 1 | Урок развития связной речи | Работа над сочинением: устное описание картинок, создание вымышленных историй, сказок | Проиллюстрировать свою сказку |
92 | Разбор имен существительных по составу | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Выделение значимых частей слова | Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного | Упр. 5, с. 57 |
93 | Развитие речи. Творческая работа | 1 | Урок развития связной речи | Уметь четко, ясно, последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме при написании небольшого текста, изложения | Упр. 134; дидактический материал |
94 | Обучающее изложение «Мурлыка» | 1 | Урок развития связной речи | Изложение текста (повествование) | Подготовиться к словарному диктанту |
95 | Проверочная работа по теме «Имя существительное как часть речи» | 1 | Урок контроля ЗУН | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | Уметь применить ЗУН по теме |
Раздел 19. Местоимение как часть речи. (8ч) |
97 | Понятие о местоимении. Личные местоимения | 1 | Урок объяснения нового материала | Местоимение; значение, употребление | Уметь распознавать личные местоимения | Упр.1, с. 70 |
98 | Местоимения 1,2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями | 1 | Урок объяснения нового материала | Местоимение; значение, употребление | Знать определение местоимения | Упр. 2, с. 71 |
99 | Разбор местоимения как части речи | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Местоимение; значение, употребление | Упр. 4, с. 71 |
100 | Закрепление знаний о местоимений. Разбор местоимения как часть речи. | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Местоимение; значение, употребление; наблюдение за местоимениями в речи | Уметь распознавать личные местоимения | упр.3 с.71 |
101 | Закрепление знаний о местоимении | 1 | Урок развития речи Урок развития речи | Составление предложений с использованием местоимений | Уметь применять местоимения в устной и письменной речи | упр.5 с.72 |
102 | Роль личных местоимений в речи | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Местоимение; значение, употребление | Выуч. Табл. упр.6 с.72 |
103 | Проверочная работа по теме «Местоимение как часть речи» | 1 | Урок развития речи | Составление предложений с использованием местоимений |
104 | Закрепление знаний о местоимении. Роль личных местоимений в речи | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Местоимение; значение, употребление | Знать определение местоимения. Уметь: - находить местоимения в текстах; - исправлять деформированные тексты с неправильным употреблением местоимений |
Раздел 20. Имя прилагательное как часть речи(4ч) |
105 | Определение имени прилагательного | 1 | Урок объяснения нового материала | Имя прилагательное; значение, употребление | Знать: - определение имени прилагательного; - правило написания безударных окончаний прилагательных. Уметь проверять безударные окончания прилагательных | Упр. 1, с. 98 |
106 | Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными | 1 | Урок объяснения нового материала | Имя прилагательное; значение, употребление | Упр. 2, с. 98 |
107 | Роль имен прилагательных в речи | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Имя прилагательное; значение, употребление | Знать сферу употребления прилагательных. Уметь: - согласовывать имя | Упр. 3, с.99 |
108 | Разбор имени прила- гательного как части речи | 1 | Урок повторе- ния, обобщения и систематизации материала | Выделение значи- мых частей слова | прилагательное и имя существительное; - доказать и подтвердить примерами значение прилагательных в речи; выполнять морфологический разбор прилагательных | Упр. 4, с.99 |
Раздел 21. Правописание безударных гласных в окончаниях(4ч) |
109 | Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе | 1 | Урок объяснения нового материала | Имя прилагательное; значение, употребление | Уметь осуществлять проверку прилагательных с безударными окончаниями | Упр. 5, с.100 |
110 | Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных | 1 | Урок объяснения нового материала | Правописание безударных окончаний прилагательных | Упр. 6, с 100 |
111 | Развитие умения писать безударные гласные в окончани- ях имен прилагательных. Знакомство антонимами | 1 | Урок повторения, обобщения и систематиза- ции материала | Правописание безударных окончаний прилагательных |
Упр. 7, с.101 |
112 | Закрепление правописания слов с изученными орфограммами | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Правописание безударных окончаний прилагательных | Уметь анализировать изученные языковые явления |
Раздел 22. Разбор имен прилагательных по составу. (5ч) |
113 | Словообразование имен прилагательных | 1 | Урок объяснения нового материала | Значение суффиксов и приставок имен прилагательных | Уметь определять значение суффиксов -«-, -еньк-, -оват-, -еват- | Написать по 5 прилагательных с удвоенной нн и суффиксами -оват-, -еньк- |
114 | Разбор имен прилагательных по составу | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Выделение значимых частей слова | Уметь выделять значимые части слова | Упр. 343 с.97 |
115 | Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи» | 1 | Урок контроля ЗУН | Уметь применять ЗУН при выполнении проверочной работы |
116 | Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок контроля ЗУН | Уметь писать текст под диктовку |
117 | Анализ ошибок и коррекция знаний | 1 | Разные способы проверки слов | Уметь находить и исправлять ошибки |
Раздел 23. Глагол как часть речи. (4ч) |
118 | Определение глагола как части речи | 1 | Урок объяснения нового материала | Глагол, значение и употребление | Знать определение глагола. Уметь: - распознавать глаголы и выполнять их морфологический разбор; - изменять глаголы по временам, родам, числам (прошедшее время) | Упр. I, с. 116 |
119 | Изменение глагола по временам | 1 | Урок объяснения нового материала | Изменение глагола по временам | Упр. 2, с. 116 |
120 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам | 1 | Урок объяснения нового материала | Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени | Упр. 5, с. 117 |
121 | Изменение глаголов по числам | 1 | Урок объяснения нового материала | Изменение глаголов по числам | Упр. 6, с. 118 |
Раздел 24. Правописание частицы не с глаголами(3ч) |
122 | Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами | 1 | Урок объяснения нового материала | Правописание не с глаголами | Знать правило написания не с глаголами. Уметь писать не с глаголами раздельно | Упр. 7, с. 119 |
123 | Развитие умения писать частицу не с глаголами | 1 | Урок развития умений и навыков | Правописание не с глаголами | Упр. 8, с. 119 |
124 | Развитие речи. Свободный диктант | 1 | Урок развития речи |
Раздел 25. Неопределенная форма глагола(8ч) |
125 | Понятие о неопределенной форме глагола | 1 | Урок объяснения нового материала | Неопределенная форма глагола | Знать определение неопределенной формы глагола. Уметь: - писать ь на конце глаголов в неопределенной форме после шипящих; - образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени | Упр. 1,2, с. 128 |
126 | Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы | 1 | Урок развития умений и навыков | Употребление ь после шипящих на конце глаголов | Упр. 3, с. 129 |
127 | Образование форм времени от неопределенной формы глагола | 1 | Урок объяснения нового материала | Изменение глаголов по временам | Упр. 151, дидактический материал |
128 | Разбор глагола как части речи | 1 | Урок развития умений и навыков | Упр. 4, с. 130 |
129 | Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом» | 1 | Урок контроля ЗУН |
130 | Анализ ошибок и коррекция знаний | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Разные способы проверки слов | Уметь находить и исправлять ошибки |
131 | Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол» | 1 | Урок контроля ЗУН | Написание текста под диктовку | Уметь контролировать и анализировать собственное написание диктанта |
132 | Развитие речи. Контрольное изложение | 1 | Урок развития речи | Изложение текста (повествование) | Уметь излагать текст |
Раздел 26.Наречие как часть речи (1 ч) |
133 | Наречие как часть речи | 1 | Урок объяснения нового материала | уметь отличать уже известное от нового материала, работать в группах | упр.388 с.136 |
Раздел 27. Предложение. Виды предложений по цели высказывания(3ч) |
134 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | Урок объяснения нового материала | Разновидности предложений по цели высказывания | Уметь определять вид предложения по цели высказывания | Упр. 1, с. 156 |
135 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение | 1 | Урок объяснения нового материала | Знаки препинания в конце предложения | Уметь: - правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; - определять вид предложения по интонации | Упр. 2, с. 156 |
136 | Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 | Урок объяснения нового материала | Разновидности предложений по эмоциональной окраске | Упр. 3, с. 156 |
Раздел 28. Главные и второстепенные члены предложения.(6ч) |
137 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое | 1 | Урок объяснения нового материала | Главные и второстепенные члены предложения | Знать названия и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации). Уметь: - разбирать предложения по членам; - выделять подлежащее и сказуемое; - выделять сочетания слов | Упр. 4, с. 156 |
138 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое | 1 | Урок развития умений и навыков | Главные и второстепенные члены предложения | Уметь ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие относятся к подлежащему и какие к сказуемому | Упр. 5, с. 157 |
139 | Понятие о второстепенных членах предложения | 1 | Урок объяснения нового материала | Главные и второстепенные члены предложения | Упр. 6, с. 157 |
140 | Составление схем предложения и предложений по схемам | 1 | Главные и второстепенные члены предложения | Словарный самодиктант |
141 | Предложения распространенные и не распространенные | 1 | Урок изучения нового | Простое распространенное и нераспространенное предложение | Выписать по 2 предложения из текстов |
142 | Разбор предложений. Контрольный словарный диктант | 1 | Урок контроля ЗУН | Упр. 156; дидактический материал |
Раздел 29. Предложения с однородными членами(7ч) |
143 | Однородные подлежащие и сказуемые | 1 | Урок объяснения нового материала | Однородные члены предложения | Уметь: - правильно произносить предложения с интонацией перечисления; - видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов и с одиночным союзом «); - осознавать роль знаков препинания в письменном общении; - составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи | Выписать 2 предложения с однородными членами |
144 | Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Запятая в предложениях с однородными членами | Упр. 1, с. 170 |
145 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами | 1 | Урок объяснения нового материала | Запятая в предложениях с однородными членами | Упр. 2, с. 171 |
146 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 | Урок развития умений и навыков | Запятая в предложениях с однородными членами | Упр. 3, с. 171 |
147 | Главные и второстепенные однородные члены предложения Определение однородных членов предложения | 1 | Урок развития умений и навыков | Однородные члены предложения | упр.4 с.171 |
148 | Запятая в предложениях с однородными членами | 1 | Урок объяснения нового материала | Запятая в предложениях с однородными членами | Уметь излагать текст |
149 | Развитие речи. Свободный диктант | 1 | Урок развития речи | Изложение текста (повествование) |
Раздел 30. Простые и сложные предложения(10 ч) |
150 | Понятие о простом и сложном предло- жении | 1 | Урок объясне- ния нового ма- териала | Главные и второ- степенные члены предложения. Однородные члены предложения | Уметь: - читать и понимать учебно-научные тексты; - письменно пересказывать текст; - ставить запятую в предложениях с однородными членами | Упр. 163; Д.м. |
151-152 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема слож- ного предложения | 2 | Урок объясне- ния нового ма- териала | Упр. 445 с.174 |
153-154 | Развитие умения раз- личать сложные пред- ложения и простые предложения с одно- родными членами и ставить в них запятые | 2 | Урок развития умении и навы- ков | Главные и второ- степенные члены предложения. Од- нородные члены предложения | Упр. 2,3, с. 184 |
155 | Запятая в простом предложении с одно- | 1 | Урок повторе- ния, обобщения | Упр. 163, Д.м |
156 | Разбор простого и сложного предложений | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения | Уметь излагать текст | Упр. 164, Д.м. |
157 | Развитие речи. Свободный диктант | 1 | Урок развития речи |
158 | Проверочная работа № 12 по теме «Предложение» | 1 | Урок контроля ЗУН |
159 | Анализ ошибок и коррекция знаний | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Разные способы проверки слов | Уметь находить и исправлять ошибки | Повторить словарные слова |
Раздел31. Повторение (10 ч) |
160-162 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольный словарный диктант | 3 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Различение предложения и текста. Значение и употребление знаменательных частей речи | Упр. 462 |
163 | Анализ ошибок и коррекция знаний | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Разные способы проверки слов | Уметь находить и исправлять ошибки | Упр. 465 |
164-166 | Повторение изученных орфограмм и состава слова | 3 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Правописание слов с изученными орфограммами. Выделение значимых частей слова | Уметь видеть в словах изученные орфограммы; правильно писать слова с ними | Упр. 467 |
167-170 | Резервные уроки | 3 |
Таблица предметных требований
к умениям учащихся 3 класса по русскому языку
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» |
|
|
|
Речевые умения | Учебно-языковые умения | Правописные умения |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...