Телекоммуникационная викторина - Путешествие в Русландию
методическая разработка по русскому языку по теме

Полетаева Людмила Александровна

 

Цель проекта: Способствовать повышению интереса школьников к изучению учебного предмета, развитию их творческих и познавательных способностей через систему  занимательных заданий.

Задачи:

  • Привитие навыка поиска и работы с информацией
  • Совершенствование работы со словарями и практических навыков работы на компьютере  (MS Word, MS Power Point).
  • Выработка навыка определять лексическое значение фразеологических выражений.
  • Пополнение лексикона.
  • творческое овладение родным языком для выражения собственных мыслей и чувств;

Предполагаемый результат:  методическая копилка для проведения внеклассных мероприятий по русскому языку, предметных олимпиад, КВН-ов.

  Аннотация: Дорогие друзья! Мы приглашаем Вас совершить увлекательное путешествие по стране, которую вы не найдете ни на одной карте, и тем не менее знать ее законы и правила обязан каждый! Название этой страны – Русландия,   а правит там великий и могучий властелин – Русский Язык. Его владения не имеют границ, его сила беспредельна.  Он очень  богат эпитетами, пословицами и поговорками, крылатыми выражениями. Знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть тайны слова, более сознательно им пользоваться.

       Совершая это путешествие, вполне возможно, что вы встретите на своем пути различные препятствия и трудности. Но именно преодолевая их,  человек постигает азбуку мудрости, накапливает сокровища знаний, становится мудрее.

       Предлагаем Вам доказать, что хорошо умеете ориентироваться в этом огромном царстве, и являетесь его коренными жителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание проекта

Дата: 25-06-2010

Название проекта: «Увлекательное путешествие в «РУСЛАНДИЮ»

Авторы: Герасименко Светлана Васильевна, учитель начальных классов МОУ

             «Алексеевская СОШ»   Горьковского района, 1 квалиф. категория;

             e-mail: gerasimenko.cvet@mail.ru 

            Полетаева Людмила Александровна, учитель начальных классов МОУ

           «Алексеевская СОШ»   Горьковского района, 1 квалиф. категория;

Предметная область: русский язык.

Межпредметные связи: литература, информатика, изобразительное искусство.

Предполагаемый возраст участников: 2- 4 класс.

Цель проекта: Способствовать повышению интереса школьников к изучению учебного предмета, развитию их творческих и познавательных способностей через систему  занимательных заданий.

Задачи: 

  1. Привитие навыка поиска и работы с информацией
  2. Совершенствование работы со словарями и практических навыков работы на компьютере  (MS Word, MS Power Point).
  3. Выработка навыка определять лексическое значение фразеологических выражений.
  4. Пополнение лексикона.
  5. творческое овладение родным языком для выражения собственных мыслей и чувств;

Предполагаемый результат:  методическая копилка для проведения внеклассных мероприятий по русскому языку, предметных олимпиад, КВН-ов.

Аннотация: Дорогие друзья! Мы приглашаем Вас совершить увлекательное путешествие по стране, которую вы не найдете ни на одной карте, и тем не менее знать ее законы и правила обязан каждый! Название этой страны – Русландия,   а правит там великий и могучий властелин – Русский Язык. Его владения не имеют границ, его сила беспредельна.  Он очень  богат эпитетами, пословицами и поговорками, крылатыми выражениями. Знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть тайны слова, более сознательно им пользоваться.

       Совершая это путешествие, вполне возможно, что вы встретите на своем пути различные препятствия и трудности. Но именно преодолевая их,  человек постигает азбуку мудрости, накапливает сокровища знаний, становится мудрее.

       Предлагаем Вам доказать, что хорошо умеете ориентироваться в этом огромном царстве, и являетесь его коренными жителями.

Этапы и сроки проведения проекта:  

Сроки начала - окончания проекта: 01.02.2010 – 12.03.2011

Регистрация: 01.02.2011 – 06.02.2011

I этап: 07.02.2011 – 13.02.2011

II этап: 14.02 2011 – 20.02.2011

III этап: 21.02.2011 – 27.02.2011

IV этап: 28.02.2011 – 06.03.2011

Подведение итогов: 07.03.2011 – 18.03.2011

Регистрация (01.02.2011 – 06.02.2011) 
На этом этапе Вам необходимо зарегистрировать свою команду.
Форма регистрации:

  1. Название населённого пункта.
  2. Наименование образовательного учреждения.
  3. Название команды.
  4. Состав команды, класс
  5. ФИО руководителя.
  6. ФИО координатора.
  7. Электронный адрес.
  8. Почтовый адрес (с указанием индекса).
  9. Телефон.

I этап.  «Добро пожаловать» (07.02.2011 – 13.02.2011)

Задания

Критерии оценивания

1 задание: разгадать кроссворд, используя теоретические знания по русскому языку


2 задание: исправить речевые ошибки, соблюдая морфологическую норму.



3 задание: отгадай слова, собрав их по частям.

 


4 задание: подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам.

Рефлексия. Оформление работ.

1задание:- 1 балл за каждый правильный ответ; максимальное количество баллов – 17


2 задание: - 1 балл за каждый правильный ответ; максимальное количество: 6 баллов


3 задание: за каждое правильно разгаданное  слово – 1балл; максимальное количество – 4 балла


4 задание: команда может набрать 6 баллов


Рефлексия – 2 балла, оформление – 1 балл

Итого: 33 + 3

II этап «Лабиринты слов» (14.02 2011 – 20.02.2011)

Задания

Критерии оценивания

1 задание: составь пословицы из данных слов.


2 задание: какая фраза зашифрована в этих предложениях.


3 задание: найди страны и столицы в предложениях.


4 задание: попробуйте зашифровать название нашей страны и столицы.


Рефлексия. Оформление работ.

1 задание: по 1 баллу за каждую пословицу, всего: 6 баллов


2 задание: 5 баллов за правильно расшифрованную фразу


3 задание: по 1 баллу за правильный ответ – 8 баллов


4 задание: творческая работа – 5 баллов



Рефлексия – 2 балла.  Оформление – 1 балл


Итого: 24 + 3

III этап «Фразеологическое лото» (21.02.2011 – 27.02.2011)

Задания

Критерии оценивания

1задание: назовите  имя и выражения с ним связанные.


2 задание: попробуйте вспомнить и назвать фразеологизмы, героями которых являются животные.


3 задание: прочитайте текст,  найдите в тексте фразеологизмы и объясните их значения.



4 задание: прочитайте и к каждому выражению подберите фразеологизм с противоположным значением.


Рефлексия. Оформление работ.


1 задание: 1 балл за правильный ответ – максимальное количество:5 баллов


2 задание: есть возможность получить по 1 баллу за каждый фразеологизм, но не более 25 баллов


3 задание: за каждый верно найденный  фразеологизм – 1 балл; за чёткое объяснение значения  еще – 5 баллов. Общее количество: 22 балла


4 задание: команда получит 4 балла – по 1 баллу за каждый придуманный фразеологизм


Рефлексия – 2 балла, оформление – 1 балл.


Итого: 56  + 3

IV этап «Заморочки из бочки» (28.02.2011 – 06.03.2011)

Задания

Критерии оценивания

1задание: в предложениях поставьте запятую и объясните, почему именно здесь её поставили.


2 задание: составьте из слова «транспорт» не более 30 существительных.


3 задание: разгадайте палиндромы




4 задание: ответьте на  интересные вопросы.


Рефлексия. Оформление работ.

1 задание: за одно верное объяснение и правильную постановку знаков препинания – 5 баллов; Итого: 10 баллов


2 задание: за каждое правильное слово – 1 балл; максимальное количество баллов -30


3 задание: за каждый правильно разгаданный палиндром – 1 балл; максимальное количество – 6 баллов


4 задание: команда получает за ответ – 1 балл; итого: 4 балла


Рефлексия – 2 балла, оформление – 1 балл.


Итого: 50  + 3

Подведение итогов и награждение (07.03.2011 – 12.03.2011)

Участники  награждаются Почетными Грамотами (по итогам набранных баллов) разного достоинства. За наилучшие результаты участникам вручаются Почетные Грамоты I, II, III места. Остальные учащиеся награждаются Сертификатом участника. 

I место

II место

III место

Диплом участника

175-150 баллов

149-130 баллов

129-100 баллов

99-70 баллов

Результаты будут высланы участникам команды и выставлены на сайт. Грамоты и будут переправлены в Департамент образования, сертификаты высланы участникам по электронной почте.

Обязательное условие: необходимо принимать участие  во всех этапах конкурса.

Технические требования к пересылаемым работам:

  1. Общий объем высылаемых файлов в открытом виде не должен превышать 100 Кбайт.
  2. Свои работы нужно проверять на вирусы, архивировать.
  3. Имена файлов и соответствующих архивов должны совпадать и состоять из номера тура, номера школы, названия команды.
  4. В каждом файле в первой строке указывать номер этапа, номер школы, название команды.
  5. Работы оформляются в виде  текстовых файлов, с расширением .doc.

Все задания к этапам проекта будут размещены на сайте проекта, отдельно высылаться по школам не будут.
Ждём ваших заявок! Желаем удачи!

Наши координаты: Омская область, Горьковский район, п.Алексеевский, ул. Юбилейная-24, тел. 8-381-57-34-171.



Предварительный просмотр:

I этап «Добро пожаловать»

Цель: Развитие лингвистического мышления детей, их правописно-коммуникативной компетенции, языковой интуиции.

 Задание1. Разгадай кроссворд «Русский язык»

                                                       

                                                                                                   

По горизонтали:

  1. Наука о языке.

4.   Это не просто слова,

                     Эти слова – всему голова.  

              6.    Как пишутся приставки в слове.

  8. Образование разных форм одного и того же                    слова.

 9.   Изменяемая часть слова.

10.  Наука о звуках.

15.  Слова одной и той же части речи, близкие по значению

16. Звуки, которые не образуют слог

По вертикали:

  1. Имя одного из братьев, которые изобрели славянскую азбуку

3.   Часть речи, которая склоняется

          5.  Синоним к слову жаркий

          7.  Слово без окончания

         11. Общая часть родственных слов

         12. Количество гласных звуков в русском языке                    

         13. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение

   14. Звуки, которые произносятся свободно, не встречая преграды

         17. Количество гласных букв в русском алфавите

                                                                                                                 

Задание 2. «Редактор»  Исправьте речевые ошибки, соблюдая морфологическую норму.

  1. Самый крупнейший город в мире – Мехико.
  2. Разработка новой темы становится все более интереснее.
  3. Один брат – шумный, другой – тих.
  4. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.
  5. Совсем недавно я купила очень красивую бра.
  6. Несколько повозок въехали на двор гостиницы.

Задание 3. "Собери слово"

Отгадайте слова, собрав их по частям. 

  1. Его корень в слове “писать”, приставка в слове “рассказать”, суффикс в слове “книжка”, окончание в слове “вода”.
  2. Его корень в слове “вязать”, приставка в слове “замолчать”, суффикс в слове “сказка”, окончание в слове “рыба”. 
  3. Его корень в слове “снежинка”, приставка в слове “подъехал”, суффикс в слове “лесник”, окончание в слове “ученик”. 
  4. Его корень в слове молодой”, суффикс в слове “косцы”, окончание в слове “травы”. 

Задание 4. «Бюро народной мудрости»

Подбери  русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.

Польская: Что хорошо для вторника, не всегда можно использовать в среду.

Английская: Если шапка подходит, носи ее.

Французская:  Хорошему коту – хорошую крысу.

Осетинская: И в хорошем огороде есть гнилые тыквы.

1

3

6

2

8

7

10

11

  12

15

16

13

17

14

5

4

9



Предварительный просмотр:

                                            II  этап. Ответы                                                                   

Задание 1. «Словесное лукошко»

  1. Шила в мешке не утаишь.
  2. Ученье – свет, а неученье – тьма.
  3. Смелость города берет.
  4. Делу -  время, потехе – час.
  5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  6. Маленькое дело лучше большого безделья.

Задание 2. «Шифровка»  

 Много сладкого вредно.

Задание 3. «Географические  прятки»

  1. Каждый раз, когда я встречаю Виталия, мы с ним подолгу говорим. (Италия, Рим)
  2. Франц и я заключили пари. Жан – свидетель. (Франция, Париж)
  3. Ира, не уходите, пока что-нибудь не выберете: герань, пионы или астры. (Иран, Тегеран)
  4. Кассир и я нашли без труда маску и серпантин. (Сирия, Дамаск)
  5. На своем веку бабушка повидала много диковинных цветов: мимоза, агава, нарциссы. (Гавана)
  6. Под вечер собаки пригнали в загон и коз, и ягнят. (Кипр, Никозия)
  7. Побеги петлями вьются вокруг стебелька и радуют глаз. (Египет, Каир)
  8. На подоконнике стояли настурция и стакан карамели. (Турция, Анкара)

Задание 4. «Творческое»

       



Предварительный просмотр:

III этап « Фразеологическое лото»

Цель: Привлечь внимание к живому слову  для обогащения словарного запаса «крылатыми выражениями» и развития  языкового мышления.

           

Задание 1. «Их знают все»

Назовите имя и выражения, с ним связанные.

  1. Его именем называют пустую бумажку, не имеющую никакой реальной ценности.
  2. Давным-давно жил-был новгородский князь, и так он прославился своей изворотливостью, что его имя стало нарицательным, равнозначным слову  хитрец.
  3. Его имя вспоминают, когда хотят назвать человека без убеждений и традиций.
  4. Так вам скажут, если вы не заслуживаете лучшего.
  5. Как называют человека, который никому и ничему не верит.

Задание 2. «Зоопарк»

Попробуйте вспомнить и назвать фразеологизмы, героями которых являются животные.

Задание 3. «Вот так Шурик!»

Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы и объясните их значения

             Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...

                                                                                           

Задание 4. «Найди пару»

Прочитайте. К каждому выражению подбери фразеологизм с противоположным значением.

        

За тридевять земель - …

Повесить голову - …

С гулькин нос - …

Выйти из себя - …        



Предварительный просмотр:

IV этап.   «Заморочки из бочки»

А вот и гости заморские пожаловали,
Чудо искали, всё сравнивали,
Много видели, слыхали,
Кое-что себе приобретали.
Но никак не могут разобрать,
Как же русский наш понять.
Вот, команда, и спеши,
Мысль на полную включи.
Постарайся всё толково объяснить,
Чтоб гостей с почётом проводить.

Задание 1 «Оъяснялки».

В предложениях: «Копить нельзя купить» и «Казнить нельзя помиловать»  необходимо поставить запятую и объяснить, почему именно здесь ее поставили.

Задание 2. «Словесный конструктор»

Известно, что из слова «транспорт» можно составить более ста существительных. А сколько составите вы?

Задание 3.  «Палиндром»

        Палиндром или перевёртыш, - это слово, фраза, стихотворная строка   или вообще любой текст, который одинаково читается в обе стороны - слева направо и справа налево.

      Задача – шутка. Шел по дороге старик, а навстречу ему боец. “Здравствуйте, отец!” - говорит боец. А старик ему отвечает: “Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь – слева направо читай, хочешь – наоборот. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. Около домика растет растение с чудным названием, с любого конца читай. И имя у моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли так, что хоть справа читай, хоть слева – все одинаково. Вот и разгадай”. Задумался боец.

Помогите ему отгадать эти слова.

 Задание 4.

Существует такая шутка, что иностранец принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика за его сына. Вам предстоит ответить на интересные вопросы.

  1. В чём разница между словами “смотреть” и “видеть”?
  2. Почему пишут по – разному: “подарок Коле” и “подарок Коли”?
  3. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым?
  4. Какого цвета лазоревый цветок?

Рефлексия.

  1. Понравился ли вам наш проект, что нового вы из него узнали?
  2. Какие затруднения были и на каких этапах?
  3. Что в нашем проекте вам не понравилось?
  4. Хотели бы вы еще участвовать в подобных проектах?

Наше путешествие закончилось. Поздравляем всех с благополучным прибытием. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Путешествие в Литературную страну"

Литературная викторина по прочитанным произведениям, проведенная в рамках проекта "Школа ,где процветает грамотность"...

Игра - викторина "Путешествие по стране сказок"

Викторина в форме путешествия обобщает знания учащихся об авторских и народных сказках, развивает артистические данные учащихся, коммуникативные навыки, воспитывает дружеские отношения в классе п...

Урок - викторина "Путешествие в Изумрудный город" по сказке А.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Урок-викторина (с презентацией) для закрепления знаний учащихся о сказке А.Волкова "Волшебник Изумрудного города"...

Литературная викторина "Путешествие в сказку"

Цель: В игровой форме привлечь внимание учащихся к литературе, закрепить и обобщить знания о сказках, формировать положительное отношение к сказке. читательский вкус, языковую культуру, воспитыва...

Викторина "Путешествие по сказкам."

В материале подобраны викторины по сказкам, вопросы помогут детям вспомнить любимых героев и с пользой провести время....

Викторина "Путешествие в страну сказок"

Викторина "Путешествие в страну сказок"....

Викторина "Путешествие в сказочный мир"

Это мероптиятие позволит расширить знания детей о сказках; развивать речь, память, мышление; прививать любовь к книге, побуждать к чтению народных и авторских сказок....