Литературная викторина "Путешествие в сказку"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Кокуркина Елена Геннадьевна

Цель: 

В игровой форме привлечь внимание учащихся к литературе, закрепить и обобщить знания о сказках, формировать положительное отношение к сказке. читательский вкус, языковую культуру, воспитывать у учеников любовь к книге, творчество, умение отличать добро и зло.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в сказку Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ № 9 г.Балахна Кокуркина Е.Г.

Слайд 2

Задание 1 Назовите любые сказки, которые вы знаете, только не повторяйт е уже названные.

Слайд 3

Задание 2 Распределите сказки («Гадкий утёнок», «Теремок», «Лиса и тетерев», «Кот в сапогах», « Золушка», « Заюшкина избушка») по группам: 1. Народные сказки 2. Авторские сказки

Слайд 4

Задание 3 Назовите к какому виду сказок относятся следующие сказки: « Лиса и журавль», « Каша из топора», « Снежная королева».

Слайд 5

Задание 4 Узнайте сказку по нескольким строчкам: 1. « Вот что, сынки: возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша…» 2. « Не пей братец, козлёночком станешь…» 3. «Жила-была маленькая девочка. Мать любила её без памяти, а бабу- шка ещё больше. Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила…»

Слайд 6

Задание 5 Поставьте против каждого сказочного чуда соответствующее ему изобретение: -ковёр-самолет телевизор -клубок ниток, по- воздушный лайнер казывающий дорогу -чудо-зеркальце компас -перо Жар-птицы прожектор

Слайд 7

Физкультминутка По сказочной дорожке Шагают наши ножки. На пенёчек мы присели, Вкусных пирожков поели. Вдруг из леса вышел волк, Он зубами клацкнул –щёлк. Но мы не растерялись, От волка все умчались.

Слайд 8

Задание 6 Исправьте ошибки в названиях сказок: 1. «Снежная принцесса» 2. «Мальчик и Карлсон » 3. «Гадкий цыплёнок» 4. «Луковый мальчик»

Слайд 9

Задание 7 Отгадайте загадки: 1. Возле леса на опушке Трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки, Угадайте без подсказки- Кто герои этой сказки? 2. Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала. И маленькую ласточку от холода спасла.

Слайд 10

3. На сметане мешен. На окошке стужен. Круглый бок, румяный бок, Покатился… 4. Кто-то за кого-то Ухватился цепко, Ох, никак не вытянуть, Ох, засела крепко, Но ещё помощники скоро прибегут, Победит упрямицу дружный общий труд!

Слайд 11

5. Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересный Мальчик- луковка знаком. Очень просто и недлинно Он зовётся… 6. Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей. Сквозь очки на всех глядит Добрый доктор …

Слайд 12

Задание 8 Составьте названия сказок из данных слов: Принцесса, кот, гуси, шапочка, красная, лебеди, сапоги, горошина.

Слайд 13

Задание 9 Из какой сказки эти вещи: туфелька стрела невод - печка

Слайд 14

Задание 10 Назовите автора. Выберите правильный ответ: А.С.Пушкин «Кот в сапогах» Ш. Перро « Федорино горе» К.И.Чуковский «Сказка о золотом петушке»

Слайд 15

Молодцы!!!

Слайд 16

«У тебя друзей немало И живут они вокруг, Но из всех друзей хороших Книга - самый лучший друг! Книга – друг твой и товарищ, Мы берём её везде, Ведь она тебе поможет И в учёбе, и в труде. Кто с книгой по свету шагает, Кто с нею умеет дружить, Тому эта книга всегда помогает Учиться, работать и жить!»

Слайд 17

Читайте книги! Они вас многому научат!

Слайд 18

http://www.proshkolu.ru/user/putilina67/file/1023470/ http://ru.123rf.com/photo_8544511_illustration-of-a-question-mark-puzzle.html http://lori.ru/2356526 http://www.gifmania.ru/Animated-Gifs-Animated-Letters/Animations-Punctuation-Marks/Images-Question-mark/index10.htm http://ru.123rf.com/photo_5248046_3d-business-man-character-with-question-mark-over-his-head.html http://www.gifmania.ru/Animated-Gifs-Animated-Letters/Animations-Punctuation-Marks/Images-Question-mark/index18.htm http://ru.123rf.com/photo_2544044_pencil-and-question-mark.html http://www.liveinternet.ru/users/swetulia/post182988370/ http://www.clipartof.com/gallery/clipart/sun_characters_5.html http://blog.i.ua/community/1952/473697/ http://www.mobilmusic.ru/file.php?id=461815 http://www.bankreceptov.ru/skazki/skazki-0013.shtml http://blogs.privet.ru/user/valya-1991/121632938 http://www.free-lancers.net/users/lilok/projects/486662/ http://www.barnesandnoble.com/u/parenting-children-parenting-tips-advice/379002464/ http://blestki.com/krasivye_animacii_zhivotnye.html http://www.bookid.org/bookid/233406.html http://www.bookland.ru/book7351298.htm http://ns1.krivtsov.ru/book3066354.html http://ns1.krivtsov.ru/book7328915.html http://www.tokid.ru/catalog/goods/15317



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по теме: «Путешествие в сказку».

   Цели игры: в игровой форме привлечь внимание учащихся к        литературе;

  закрепить и обобщить знания о сказках; учить слушать,  анализировать.

     Формировать положительное отношение к сказке, знание особенностей и разновидностей сказок, читательский вкус, языковую культуру.

      Развивать память, внимание, мышление.

  Воспитывать у учеников любовь к книге, творчество, умение  отличать добро и зло.

    Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выставка книжек со сказками, рисунки детей к разным сказкам.

Ход  игры.

  Слово учителя: Сегодня у нас интересная игра,

                            Будет соревноваться детвора:

                            В умении рассуждать, а порой и хитрить,

                            Внимательным быть, не вздыхать,

                            а правильно отвечать.

                            В бой с друзьями вступайте,

                            И в честной игре побеждайте! (Слайд1)

Ребята! Начинаем наше путешествие в сказку. Поднимите руки: кто из вас любит сказки? Да, все мы любим сказки. Они играют немалую роль в нашей жизни. С самых ранних лет вы начали знакомиться со сказками и продолжаете это делать сейчас. Когда вы были совсем маленькими. Ваши мамы, бабушки рассказывали вам сказки про румяного колобка, про курочку  Рябу,  про репку. Вы чуть-чуть подросли, и вот уже ваши лучшие друзья-герои «Мойдодыра», «Доктора Айболита» из сказок К.И.Чуковского. А потом вы сами стали читать сказки Ш. Перро, Братьев Гримм и многие другие. Конечно, вы знаете сказки.

1 задание (слайд 2)

  Называйте любые сказки, которые вы знаете, только не повторяйте уже названные сказки.

(за каждый ответ дается жетон)

   Учитель: Когда-то давно сказки только рассказывали вслух, их никто не записывал.

Самым первым творцом их во все времена был народ.

           Сначала, конечно, ее придумал один человек, рассказал кому-то другому, например своему сыну или дочери, а те, когда выросли, рассказали своим детям и т.д. Когда появилась такая сказка, точно нельзя сказать, но все же это время она жила в народе и рассказывалась устно.

    Такие сказки называются народными.

     Намного позднее, когда появилась письменность, сказки стали сочинять и записывать люди-писатели. Эти сказки называются авторскими.

2 задание (слайд 3)

Распределите сказки по группам:

        1группа – народные сказки,

          2 группа – авторские сказки.

(«Гадкий утенок», « Теремок», «Лиса и тетерев», «Кот в сапогах», «Золушка», «Заюшкина избушка»).

(за правильный ответ дается жетон)

Учитель: Ребята, читая сказки, вы заметили, что они неодинаковы по содержанию. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в них животные могут говорить, ходить в гости друг к другу. Есть сказки бытовые, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.

3 задание (слайд 4)

Назовите, к какому виду сказок относятся следующие сказки:

  1. «Лиса и журавль»,
  2. «Каша из топора»,
  3. «Снежная королева».

(за правильный ответ дается жетон)

Учитель: А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете содержание сказок.

4 задание (слайд 5)

 Узнаете ли вы сказку по нескольким строчкам:

«Вот что, сынки: возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша».

(«Царевна-лягушка»)

«Не пей братец, козленочком станешь…»

(«Гуси- лебеди»)

« Жила-была маленькая девочка. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила…»

(«Красная шапочка»)

(за правильный ответ дается жетон)

Учитель: Давным-давно, когда не было реактивных самолетов, вертолетов, подводных лодок, не было телевизоров, электрических кастрюль, чайников, и много чего другого, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время, сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, в помощников людей. И никого не удивляет теперь, что вода сама приходит домой, что в аэросани не надо впрягать лошадь, что один человек при помощи динамита может целую гору своротить, что телевизор передает изображение на далекое расстояние. Все эти чудеса стали для нас обычными.

Наша действительность великими достижениями науки и техники осуществила давние мечты людей.

« Нет, волшебные сказки не лгали

Про Кащееву смерть, про ковер-самолет.

Нет, не праздные люди те сказки слагали,

А провидцы, в чьих замыслах правда живет.

Разве сказки не справились те в самом деле,

Что светили когда-то, как звезды в ночи?

Мы Кащеево царство разрушить сумели,

Мы от тайн вековых отыскали ключи».

Н. Рыленков

5 задание (слайд 6)

Назовите после каждого сказочного чуда соответствующее ему изобретение людей:

- ковер-самолет                                                       - телевизор

- клубок ниток, указывающий дорогу                  - воздушный лайнер

- чудо-зеркальце                                                     - компас

- перо Жар-птицы                                                   - прожектор

 (ковер-самолет - это воздушный лайнер; клубок ниток, указывающий дорогу - это компас; чудо – зеркальце - это телевизор; перо Жар – птицы - это прожектор).

Можно попросить детей самим назвать другие сказочные чудеса и соответствующие им изобретения людей.

(за правильный ответ дается жетон)

Физкультминутка (слайд 7)

Учитель: Ребята, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

Давайте дружно выполним физкультминутку (дети с учителем выполняют упражнения).

«По сказочной дорожке

Шагают наши ножки.

На пенёчек мы присели.

Вкусных пирожков поели.

Вдруг из леса вышел волк,

Он зубами клацкнул - щёлк,

Но мы не испугались.

От волка все умчались».

Задание 6 (слайд 8)

Найдите и исправьте ошибки в названиях сказок:

  1. «Снежная принцесса» («Снежная королева»)
  2. « Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»)
  3. «Гадкий цыпленок» («Гадкий утенок»)
  4. «Приключения лукового мальчика» («Приключения Чипполино»).

(за правильный ответ дается жетон)

Задание 7 (слайды 9-11)

Отгадайте загадки в стихах:

  1. «Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?

(«Три медведя» русская народная сказка)

  1. «Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала.

И маленькую ласточку от холода спасла.

(«Дюймовочка» Г.Х.Андерсен)

  1. «На сметане мешен,

  На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок.

Покатился…

(«Колобок» русская народная сказка»)

  1. «Кто-то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть,

Ох, засела крепко,

Но еще помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд»

(«Репка» русская народная сказка)

  1. Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересный

Мальчик- луковка знаком,

Очень просто и недлинно

Он зовется…

(«Приключения Чипполино» Д. Родарри)

  1. « Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки на всех глядит,

Добрый доктор Айболит»

(«Доктор Айболит» К.И.Чуковский)

(за правильный ответ дается жетон)

Задание 8 (слайд 12)

Составьте названия сказок из данных слов:

Принцесса кот гуси шапочка

        Красная лебеди сапоги горошина

                 

(«Принцесса на горошине», «Красная шапочка», «Гуси- лебеди», « Кот в сапогах»).

(за правильный ответ дается жетон)

Задание 9 (слайд 13)

Угадайте, из какой сказки эти вещи:

- туфелька

- стрела

- невод

- печка

(«Золушка», «Царевна-лягушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «По щучьему велению»)

 

(за правильный ответ дается жетон)

Задание 10 ( слайд 14)

Назовите автора сказки. Выберите правильный ответ:

А.С.Пушкин                  «Кот в сапогах»

Ш. Перро                       «Федорино горе»

К.И. Чуковский             «Сказка о золотом петушке»

(за правильный ответ дается жетон)

  Слово учителя: А теперь подведем итог нашей игры. Объявим победителей (подводятся итоги, победители получают грамоты и книжки со сказками) (слайд 15)

  Слово учителя: Молодцы, ребята! Я увидела, что вы знаете  много сказок, их содержание, вам под силу разные сложные задания. Посмотрите на выставку сказок: некоторые вы уже читали, а с какими встретитесь впервые.

   Читайте сказки, они помогут вам в жизни.

Недаром говорится: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Закончить наше путешествие хочется строчками стихотворения: (слайд 16)

«У тебя друзей немало,

И живут они вокруг,

Но из всех друзей хороших

Книга - самый лучший друг!

Книга- друг твой и товарищ,

Мы берем ее везде,

Ведь она тебе поможет

И в учебе, и в труде.

Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить!» (слайд 17)

(звучит детская песня «Если бы не было школ»)

Список используемой литературы:

  1. Е.С. Гостимская, М.И. Байкова «Поурочные разработки по чтению 2 класс», Москва «ВАКО», 2005
  2. Е.М. Минскин «От игры к знаниям», Москва «Просвещение»,  1987
  3.   Л.Н.Яровая, О.Е.Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А.Обухова «Внеклассные мероприятия 3 класс», Москва «ВАКО», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный турнир по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Этот материал поможет учителю начальных классов при проведении уроков внеклассного чтения....

Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Урок литературного  чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...

Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"

Мудрость  сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...

Презентация детского литературного творчества. Сочиняем сказки сами. Сказки о животных.

Презентация, иллюстрирует итоговый урок по теме "О братьх наших меньших". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки.  В презентации приведены  ...