Повторяем корень слова
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Уок русского языка для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koren.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 1-м классе по теме

"Повторяем корень слова"

Цели урока:

формирование понятия корень, умения подбирать однокоренные слова;

развитие орфографической зоркости, речи, пополнение словарного запаса;

воспитание любви к родному языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация слайдов (Приложение),раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

– Ребята, сейчас у нас урок русского языка.

2. Актуализация опорных знаний

(Слайд 1)

– Начнём наш урок с того, что отправимся с зайчиком в гости. Зайчик прыгнул из домика с буквой К в домик с буквой О. Как вы думаете, куда дальше прыгнет он, если он всегда прыгает наискось через дорожку. (Из домика буквы О зайчик прыгнул в домик буквы Р, дальше - в домик буквы Е, затем в домик буквы Н и в домик буквы Ь.)

– А сейчас скажите, на какие группы можно разделить все буквы игрового поля? (Группа гласных – Ю, О, И, Е, Я; согласных – К, Н, Р;  буква, которая  не обозначает звука – Ь.)

– Дайте характеристику гласных? Какая гласная лишняя? Почему?

(Дети отвечают на вопросы.)

– Какая лишняя среди согласных? Почему?

(Ответы детей.)

3. Сообщение цели урока.

-  Пробежитесь глазками по всему пути зайчика и скажите, какое слово получилось? (Получилось слово «КОРЕНЬ».)

- А вы знаете, что такое корень?(Ответы детей).

-А мы будем говорить про корень слова и научимся находить корень в словах.

4. Словарно-орфографическая работа. Записываем в тетрадь.

(На доске, на листках: К_РОВА, С_БАКА,П_ТУХ,Т_ГР.

–  Какие буквы пропущены в  словах. КОРОВА,СОБАКА,ПЕТУХ,ТИГР.

-Какое слово лишнее?(Петух-птица, тигр- не словарное слово)

5. Изучение нового материала

(Слайд 6)

– Тигр приглашает вас в свою семью. Итак, жил-был тигр. У него был маленький сынок … (тигрёнок). А у тигрёнка была мама …. (тигрица). Знакомьтесь – тигрёнок, вот он какой!

-Что интересного заметили в словах?

-Попробуйте образовать другие слова.(рык какой?) тигриный. Например, есть акула, которая такая же полосатая, поэтому её называют тигровая акула, и есть камень, который за свой цвет тоже называют тигровый.

– Что вы можете сказать обо всех этих словах?

(Слово тигр живёт во всех этих словах. С помощью этого слова  можно объяснить все слова в семье. Например, тигрёнок – маленький тигр, тигрица – тигр женского рода, тигриный – звук, который издаёт тигр, тигровая акула – полосатая как тигр, тигровый камень – цвет камня похож на окрас тигра.)

– У слова есть главная часть, которую мы будем называть КОРЕНЬ и есть родня – слова с таким же корнем. Слова-родственники – это слова с одинаковым корнем, то есть однокоренные.
Родственные (однокоренные) – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.    как же назовём слово ТИГР?(Клестер)

(Корень слова.)

(Ответы детей.)

6. Физкультминутка.

Меня укусил гипоппотам,

От страха на дерево я влез.

Сижу я тут, голова моя там,

Меня укусил гипоппотам.

7. Выделение общего способа применения понятия

-Давайте проверим свои силы.

– А сейчас скажите, являются слова родственными:

 (В ходе беседы дети ищут способы решения данной проблемы.)

Белки-вещества, обеспечивающее жизнь животным и растениям.

– Какой же способ решения мы выберем?

(Чтобы узнать являются ли слова родственными надо посмотреть:

Есть ли в словах общая часть?

Есть ли общее значение, то есть можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

8. Первичное закрепление нового материала(индивидуальная работа- раздаточный материал)

Прочитайте. Зачеркните  в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте.

Нос, носильщик, носик, носатый.

Час, часок, часть, часовщик.

Гусь, гусята, гусеница, гусыня.

Циркуль, цирк, цирковой, циркач.

Давайте закрепим наши новые знания. Прочитайте слова, убрав лишние. Как узнать родственные слова?

9. Групповая работа.

кружить

кружки

кружиться

кружки

окружить

(Дети повторяют способ действия и выполняют упражнение )

– Предлагаю вам поработать в группах.поощайтесь, поделитесь своими мыслями с соседом по парте и выполните упражнение 2.

(Слайд 9)

(Дети выполняют упражнение 2.

10.-Какие слова называются однокоренными?Вывод на слайде)

-Помните , в начале урока нас встретил заяц? Он живёт в лесу. Он приглашает нас в лес и просит помочь выполнить задание.

Выпиши родственные слова, выдели корень.

Мой дед- лесник. Летом я живу у деда в лесу. Мы любим слушать лесные звуки.

Проверь. (На слайде).

11.Итог урока

-Мы с вами узнали?

-Нам было интересно?

-Мне было трудно?

 Подведите итог - продолжите предложение.

(Слайд 10)

11. Домашнее задание.

Упр. из  учебника.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повторяем корень слова"

При помощи данной презентации учащиеся смогут отработать умения находить однокореные слова и подбирать родственные слова, развивать орфографическую зоркость, каллиграфически правильный почерк....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Повторяем корень слова

Повторяем корень слова. Урок в 1 классе. Дополнительный материал: Презентация "Гуси-Лебеди"....

План конспект урока русского языка "Повторяем корень слова".

Приводится  конспект  урока  русского  языка 1  класс "Повторяем  корень  слова"...

Открытый урок "Что такое корень слова? Как найти в слове корень?" 3 класс

Формировть правильное представление о понятии корень слова....