Русский язык, 2 класс. Разделительный мягкий знак.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Комлева Татьяна Ивановна

 

Урок русского языка.  В игровой форме ученики повторяют правописание слов с разделительным мягким знаком, звуко-буквенный анализ слов. Воспитывает интерес к чтению и учению. Развивает навыки автоматической грамотности на основе постоянного возвращения к ранее изученному материалу. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Ефремовская ООШ»

Урок русского языка.

2 класс. УМК «Школа России»

Тема:

«Разделительный мягкий знак»

Цели:

- формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный анализ слов;

- развивать навыки автоматической грамотности на основе постоянного возвращения к ранее изученному материалу;

- воспитывать интерес к учению  и чтению.

Оборудование. Герои:  Зима, Петрушка, скоморохи, царь, царевна, схемы слов,  карусель.

Учитель: Комлева Татьяна Ивановна.

                           2009 г.

Ход  урока.

1. Организационный   момент.

– Ой, вы дети добрые, дети честные и прилежные,

на ярмарку, на ярмарку спешите все сюда.

Здесь буквы,  звуки,  слова   и предложения давно вас ждут.

2. Повторение.

Чистописание.

- Входной билет  получи, красиво писать начни:

Аа  лЛ  Мм  ал ам ла лма мол лом молоко

Словарная работа.

-Сколько красок, сколько смеха!

Карусель вращается, ярмарка начинается. Ярмарка необычная, хозяева приготовили для вас игры, загадки, конкурсы и все это за знание, внимание, старание.

-Загадку отгадай и жетон получай.

В этой узенькой коробке ты найдешь карандаши,        

Ручки, стёрки,  что угодно для души.     /пенал/

Найдите отгадку на карусели (на карусели схемы слов).

Прочитайте "пенал".

-Ударная гласная?  «а», - безударная? «е». -Сколько в слове букв?

-Сколько звуков?

-Назовите гласную, которая указывает  на мягкость.

-Чёрный Ивашка,  деревянная рубашка,

Где носом поведёт, там заметку кладёт.   /карандаш/

Прочитайте:  карандаш

Почему напишите "ш",        (карандаши)

-Сколько  в  слове   слогов?   - Сколько гласных?

-Разделите слово для переноса.

-То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.        /тетрадь/

Объясни, почему мы написали "д" – (тетради).

-Сколько в слове букв?    Сколько звуков?  

-Какая буква не имеет  звука. (ь)

-Без чего  нельзя обойтись на уроке рисования?

-Подберите к  слову    схему                 /альбом/

Закрепление.

Тема нашего  урока – «Мягкий знак в середине слова»

 Развитие речи.

– Дел у меня немало,

Я белым одеялом.

Всю землю укрываю.

В лёд реки укрываю

Белю поля, дома

Зовут меня?             /зима/

–А вот и сама красавица - Зима.

Кого вы видите на картине "Зимние забавы?

Что делают дети?

Составьте  предложения используя, опорные слова:

(хлопья, лепить, коньки, гурьба, сильный, по льду, скользкий, пальто )  

Мальчики скользят по льду на коньках.

– Что мы сказали?

Какое это предложение? /повествовательное, распространенное…

Назовите каждое слово.

С какой буквы начинаю писать предложение?

 Комментированное письмо предложения.

Синтаксический разбор предложения.

Упражнение  в написании  слов с мягким знаком.

-Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

мал…ки    суд…я   сем…я     мел…ник

Упражнение в подборе и записи слов с «ь»:

а)-Во времена царя Гороха

Под  смех и шутки скомороха

Играли царь с царицею в стручки,

А нам скоморохи предлагают игру в слова.

            .  .  ь

            .  .  . ь .

            .  .  .  ь . .  

б)– Для весёлой детворы припасли они игру. Кто они?

 Клоуны весёлые ждут вас, не дождутся.

 (ель, семья,  полью, колья, лисьи, пеньки, деньки, килька, банька…)             

-Разделите слова для переноса  

Нахождение слов с мягким знаком. Выборочный диктант.

Он плясун, он певун  

Он весёлый говорун

А зовут его…        /Петрушка/

Весело на ярмарке.

Здесь и гомон народного гулянья,

и призывные выкрики торговцев:

Покупаем только слова с - мягким    знаком:

Продаются самовары, бублики, варенье

Продаются  пальто, шапки, платья и сосульки
Покупают люди
кильку, соль и банку сельди,

А на дивные игрушки  смотрят  долго  не дыша..

До чего хорош медведь, обезьяна лучше.

Покупайте, покупайте, налетайте, налетайте.

Итог урока.

Письмо по памяти.

- На что указывает  "ь"?   Что обозначает  «ь»?  Имеет ли он звук?

«Ученье свет, а  неученье – тьма»

– Назовите в каких словах есть "ь" - знак мягкости?!

– Какую роль он ещё выполняет?    Разделяет  согласный от гласного

Запишите пословицу

Домашнее задание.

-Посчитайте, сколько жетонов вы набрали, обменяем на отметку за урок ….

Вот и солнце  закатилось, наша ярмарка закрылась

Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям.

За столы всех приглашаем русским чаем угощаем!

Список используемой литературы:

  1. Н.М. Бетенькова, Д.С.Фонин «Конкурс грамотеев».
  2. В.Волина. Русский язык. «Учимся играя».
  3. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. Е.В.Скопина, О.Е. Жиреенко, А.А. Обухова, Москва, «ВАКО», 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык(2 класс)-«Разделительный мягкий знак. Обобщение»

«Разделительный мягкий знак. Обобщение»...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 2 КЛАССА «РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК»

УМК «Школа России», учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык» ...

Разработка урока русского языка во 2 классе "Разделительный мягкий знак"

Описание работы.Автор: Нейжмак Марина Николаевна -  учитель начальных классов, 2  категории, Сальский район с. Бараники.МБОУ «средняя общеобразовательная школа №46 Преподаваемый предмет: Учи...

Конспект урока по русскому языку + презентация "Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель деятельности учителя: - создание условий для ознакомления с правилом написания разделительного мягкого знака в словах; совершенствование умения правильно писать слова с разделительным мягким знак...

Карточки по русскому языку. Словосочетание. Разделительный мягкий знак

Карточки по русскому языку. Словосочетание. Разделительный мягкий знак...

Конспект урока по русскому языку «Правописание разделительного мягкого знака».

Русский язык, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа». Цель урока: ознакомление с правилом употребления мягкого знака;формирование умения соотносить произношение слов с ь – разд...