" Ударные и безударные окончания имен существительных 1скл., 2 скл., 3скл."
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Медведева Любовь Николаевна

разработка урока по русскому языку, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yaz._4_kl.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

                     МАОУ Барыбинская средняя общеобразовательная школа

Урок-путешествия по русскому языку в 4 классе

на тему «Ударные и безударные окончания имен существительных 1скл., 2скл., 3скл.»

         Учитель Медведева Любовь Николаевна

                                      30.11.2009г.

                                 г. Домодедово мкрн. Барыбино

Тема урока: Ударные и безударные окончания имен существительных 1скл., 2скл.,3скл.

Цель: на основании понимания подвести детей к автоматическому навыку правописания  

           окончаний имен существительных; развитие орфографических навыков, разбора

           слов; воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: карта-путешествия, карточки со словами, памятка, карточки с

                              упражнениями по чистописанию, учебник.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Чистописание.

У каждого ребенка индивидуальная карточка с упражнениями по чистописанию.

3.Изучение нового материала.

Учитель читает стихотворение.

Есть много интересных слов, их знаете давно.

Вот, например, собака, стол, часы, жираф, кино.

И долго можно говорить про разные предметы,

Возьмем слова утюг, пенал, котенок и конфеты.

И будем с ними мы дружить

Писать, читать, произносить.

- О какой части речи говорится в этом стихотворении?

- Что обозначает имя Существительное? Какие имена существительные мы относим к 1скл., 2 скл., 3 скл.? Привести примеры.

У. Сейчас мы отправимся в необыкновенное путешествие в город Существительное. Улицы этого города имеют разные названия: улица Мужской род, улица Женский род, улица Средний род, улица 1 склонения, улица 2 склонения, улица 3 склонения. На каждой улице есть автобусные остановки для пассажиров. В целях экономии времени каждому из вас дается «проездной билет» - памятка-алгоритм «Как определить склонение, падеж и написать безударные окончания имен существительных». ( у каждого ребенка памятка).

1.Поставить имя существительное в начальной форме(именительный падеж единственного числа)

2.Определить склонение существительного.

3.Определить падеж существительного.

4.Вспомнить окончания этого склонения в нужном падеже.

У.: Перед тем как отправиться в путь, напишите буквы в окончание имен существительных по падежам  (у каждого ребенка карточка со словами разных склонений: конфета, поле, ночь)

       падежи

                     слова

конфета

   поле

 ночь

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

У.: Во время путешествия по г. Существительному мы узнаем, как пишутся безударные окончания имен существительных. Итак, в путь.

Первая остановка «Проверяйка». Проверка букв, которые вы написали в карточках(буквы пишутся на доске). Составить и записать с этими словами 3 предложения.

- Следующая остановка «Думайка». Выполнение самостоятельно упр. 184.

- Остановка «Проверяйка». (Взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями).

У.: На этой остановке случилось непредвиденное. Один из пассажиров потерял «проездной билет», наверное потому,что в самостоятельной работе были допущены ошибки. Мы тронемся в путь, если ответим на дополнительный вопрос. Назовите в этом упражнении слова с безударной гласной в корне проверяемой ударением.

- Следующая остановка «Словознайка».   Словарная работа. Записать отгадки и определить склонение имен существительных.

а) Едет конь стальной рычит, сзади плуги волочит. (трактор)

б) Асфальтированна скоростная дорога. (шоссе)

в) Чтобы было где писать, в школе нам нужна …. (тетрадь)

г) Кто альбом раскрасит наш – ну, конечно, …. (карандаш)

д) Закутан ребенок в сто пеленок (капуста)

е) Угадайте, что за шапка, меха целая охапка,

Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору. (заяц)

Ж) Деревянная дорога, вверх идет она отлога,

Что ни шаг – то овраг. (лестница)

з) Когда спело: душисто, румяно, золотисто,

Будто медом налилось, видны семечки насквозь.(яблоко)

- Остановка «Проверяйка». Если существительное 1 скл. – прыжок, 2 скл. – присесть, 3 скл.  наклон вперед.

- Остановка «Дополняйка». На доске записаны предложения. Списать их и дописать пропущенные окончания имен существительных.

До пристан. нас довезли на машин. . К рек. бегут ребята. По лесной тропинк. идут туристы.

- Остановка « Распределяйка». Записать имена существительные в три столбика по падежам.

У собаки, в тетради, в городе, без пальто, к опушке, в книге, на полке, к лошади, у матери.

-Остановка «Запоминайка». Диктант- игра «Кто больше запомнит и правильно запишет».

а) Весна, осина, береза.  б) Цветок, пушок, полет. в)Улица, трава, зелень.

Проверка: прочитать слова 1 скл., 2 скл., 3 скл.

4. Домашнее задание.

Упражнение № 181.

5. Итог урока.

Вот и подошло к концу путешествие по городу Существительному. Много было остановок на нашем пути. Ваши ответы помогли водителю благополучно завершить поездку. Я благодарю вас всех. Жители города Существительного – три склонения имен существительных,- довольны, ведь вы чаще всего верно определяли безударные окончания имен существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку на тему: Правописание ударных и безударных окончаний имён существительных

Данный электронный ресурс поможет учащимся в формировании навыка правописания  ударных и безударных окончаний существительных....

Конспект урока «Ударные и безударные окончания имён существительных»

Урок русского языка предназначен для проведения в 4 классе....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Ударные и безударные окончания имён существительных"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Ударные и безударные окончания имён существительных" с приложениями к уроку....

Урок русского языка в 3 классе "Ударные и безударные окончания имён существительных"

Учащиеся повторяют алгоритм правильного написания безударного окончания имени существительного...